4 мин.

Голландия-74

Подлинных революционеров в футболе не так уж и много («Арсенал» 30-х, Бразилия-58/62, Англия-66, сборная СССР второй половины 80-х, кто еще?), но даже в этом ряду голландцы сияют ярким светом. И вовсе не потому, что оранжевые. Голландия-74 создала не просто новую тактическую систему – по сути, она создала новый футбол. Тот самый, «тотальный», а проще говоря – современный. Смысл его заключался в том, что полевые игроки раздвинули границы своих амплуа, покинули зоны и принялись перемещаться вправо, влево и даже по диагонали, уходя от своих опекунов или уводя их за собой и освобождая пространство партнерам. Соперники впадали в ступор от подобной, как им казалось, неразберихи, и голландцы начинали над ними глумиться. Защитники выскакивали один на один с вратарями, центральный полузащитник выбивал мяч с линии собственных ворот, а центрфорвард принимал мяч на своей половине поля и нацеленной передачей открывшемуся впереди крайнему хавбеку начинал атаку.

Это сейчас так играют все. А тогда такой футбол был не диковиной даже – он был чем-то вроде приземлившегося и открывшего люки НЛО. Не только зрители – специалисты наблюдали за ним с широко раскрытыми ртами. И когда голландцы поочередно уничтожили на ЧМ-74 Болгарию (4:1), Аргентину (4:0), неуступчивых восточных немцев (2:0) и в красивейшем матче, украсившем турнир, действующих чемпионов бразильцев (снова 2:0), причем единственный гол в шести матчах до финала (были еще победа над Уругваем 2:0 и нулевая ничья с Швецией) в голландские ворота забил свой же защитник Крол, почти ни у кого из обозревателей и экспертов первенства не осталось сомнений – новым чемпионом мира станет сборная Голландии.

Платформу для космического взлета национальной команды ее главный тренер Ринус Михелс подготовил еще во время работы с «Аяксом», который он выстроил по той же «тотальной» методике и привел к победе в Кубке чемпионов 1971 года. Затем Михелс передал клуб румыну Ковачу и принял сборную, где у него появилось гораздо больше простора для воплощения своих тактических фантазий, ведь помимо «Аякса» он мог черпать людские ресурсы из «Фейеноорда» (лучшего клуба Европы 1970-го) и уже наливавшегося соками ПСВ.

Вряд ли надо дополнительно напоминать, вокруг какого футболиста крутилась игра той сборной. Ничуть не приврав, можно сказать, что это не Йоханн Круифф идеально подходил на роль конструктора «тотальной системы», а «Аякс» и сборная идеально подходили для того чтобы полностью раскрыть «тотальные качества» летучего голландца. У Круиффа на поле не было никаких ограничений: он мог открыться на позиции правого защитника и совершить рейд по флангу, или, как заправский центрфорвард, предложить себя в разрез. Круифф определял ритм, скорость, направление командной игры, он даже руками махал и горланил, подсказывая парням, куда им следует двигаться, когда владел мячом и искал адресата. А какие роскошные передачи он делал! Ласковые, от всего сердца, подрезая мяч так, что он буквально прилипал к ноге бегущего партнера или аккуратно ложился перед тем, ожидая дальнейших распоряжений.

Круифф на том чемпионате забил трижды, и каждый раз делал это эстетски. Аргентинского вратаря Карневали он растянул на газоне эффектной паузой и финтом, а во втором тайме в одно касание добил мяч в пустые ворота, скоординировавшись на скользком от ливня газоне. В касание же он перевел мяч в ворота бразильца Леао, опередив после фланговой передачи защитника.

Точно так же – эстетски, мастерски, слегка вальяжно – играла вся команда. Молодой форвард Реп забил болгарам каким-то неуловимым щелчком, поймав стремительно летящий мяч ногой быстрее, чем остальные игроки успели его рассмотреть. Он же в матче с Аргентиной непонятно как ухитрился достать головой уходящую подачу Круиффа, а Уругваю и вовсе закатывал мячи с издевкой. Неескенс тоже забивал с лета – в ворота ГДР и Бразилии. И защитник Крол – все той же настрадавшейся Аргентине. И хавбек де Йонг, ковырнув мяч носом у самой травы в конце игры с болгарами. Сплошь да рядом летучие голы.

Но в финале Голландия наткнулась на не менее великую, хоть и не блиставшую тем летом, сборную ФРГ. И оранжевое пламя потухло, не сумев растопить ледяные сердца дисциплинированных немцев. Круифф отличился лишь тем, что на первой минуте заработал пенальти, а в перерыве – «горчичник» за пререкания с судьей. А лучшей командой планеты второй раз в истории чемпионатов (первый случился в 54-м) стала не сильнейшая сборная на турнире, а немецкая.