3 мин.

Бедность не порок

Последние примерно 10 лет наш футбол напоминал своеобразный вариант теккерейской ярмарки тщеславия. Клубы, находящиеся либо под прямым патронажем государства, либо содержащиеся аффилированными с властью олигархами, с лёгкостью позволяли себе многомиллионные траты на трансферы и зарплаты футболистов, приглашали дорогих зарубежных тренеров и вообще жили на широкую ногу.  Пожалуй, апофеозом всей этой красивой сказки стала «новая история» махачкалинского «Анжи», которая закончилась так же внезапно, как и началась. Это действительно было красиво – Самюэль Это’о. прилетающий на тренировки на личном вертолёте; «Бугатти» ручной сборки, презентованный Роберто Карлосу. В результате же эпохальная по своим задаткам история превратилась в фарс, закончилась громким пшиком.

Впрочем, махачкалинская история выделяется прежде всего своим кавказским колоритом, тем, что, выражаясь словами В.И.Ленина, в данном случае произошёл «слишком резкий переход от подполья к власти», слишком резкая смена статуса, собственного самоощущения и уровня притязаний. За резким взлётом последовало закономерное падение. Но помимо «Анжи» на ниве безудержного расточительства в сытые» нулевые годы отметился целый ряд клубов с куда более внушительным бэкграундом. Речь, естественно, прежде всего о московских клубах и питерском «Зените». В Петербурге золотой век начался с 2005 г., когда «Газпром» стал полновластным собственником команды. Затем началась эпоха громких трансферов международного масштаба и приглашения элитных зарубежных тренеров. И, судя по всему, несмотря на наступившие тяжёлые времена в российской экономике, своё любимое детище «Газпром» бросать отнюдь не собирается и уменьшать его финансирование не намерен.

А вот всем остальным клубам явно придётся умерить свои аппетиты и привыкать к новому положению вещей. Пионером в этом смысле является московское «Динамо», которое, словно разорившийся аристократ, распродаёт последние остатки былой роскоши. Вслед за почти всеми иностранцами, кроме Губочана, команду покинули Жирков и Кокорин. Летом «Динамо» покинет Габулов, возможен уход Ионова, не до конца ясна ситуация с Денисовым, чей конфликт с главным тренером вроде бы улажен.

Явные сложности и у ряда иных клубов. «Кубань», в своё время также изрядно потратившаяся, сейчас находится под бременем долгов и с абсолютно неясными перспективами. Примерно то же самое можно сказать и о ряде иных команд подобного типа, в значительной степени находящихся на содержании региональных бюджетов. Они и раньше не особенно шиковали, а теперь и вовсе им будет крайне сложно удержаться на плаву. В нашей стране, к сожалению, не так много энтузиастов вроде Сергея Галицкого, любящих футбол и готовых вкладывать в него большие деньги. А на казённый счёт сводить концы с концами дальше будет всё сложнее.

Как известно, любой кризис имеет и положительную сторону. Он открывает новые возможности, заставляет пересматривать прежние подходы, сдавая в утиль устаревшие принципы и теории. Нашему футбольному хозяйству, как кажется, жизненно необходим подобный стресс, чтобы пройти процедуру оздоровления и самоочищения. Без это никакого движения вперёд не будет, и мы так и останемся на задворках европейского футбола. Очередное подтверждение этому мы получили после оглушительного провала наших команд в Лиге Европы. Что «Краснодар», что «Локомотив» проиграли по делу, заставив говорить о системных изъянах системы российского футбола.

Возможно, новая ситуация изменит и психологию наших футболистов, которая всё последнее время сводилась к фразе из советского мультфильма: «Таити, Таити, нас и здесь неплохо кормят». Для них, по сути, в нашем чемпионате введением лимитов и прочими преференциями были созданы тепличные условия, отбившие у них всякую охоту к профессиональному развитию и развратившие их морально. А клубы, в свою очередь, имея бюджеты разной степени неограниченности, активно этому потворствовали, не скупясь на зарплаты и разные иные бонусы, зачастую незаслуженные. Возможно, наши доморощенные «звёзды» поймут, что деньги нужно не получать, а зарабатывать, а наши клубы научатся эти самые деньги считать, вспомнив старую присказку – экономика должна быть экономной. В этом, пожалуй, единственная положительная сторона тяжёлых времён, которые мы сейчас переживаем.