Три месяца «Матча». За и против
Три месяца назад в эфир вышел «Матч ТВ». Авторы блога «Телеканал «Спорт» и Television-Sport.com подходят к началу работы общедоступного телеканала и всего субхолдинга с разных сторон.
Илья Фирсов
Перед созданием «Матч ТВ» казалось, что в спортивном телевидении России, к тому моменту прочно вступившему в стадию стагнации, граничившей с деградацией, намечается революция. Сейчас, спустя три месяца после открытия нового канала, я могу признать: революция не состоялась.
Да, кое-что с приходом новой команды улучшилось. Общедоступный канал наконец перешёл на вещание в широкоэкранном формате, растёт охват и HD-версии. Стало больше студий перед трансляциями, причём почти исключительно на событиях, проходящих в России, а чаще всего в Москве. Вырос охват видов спорта и событий на «Матч ТВ». Начались эксперименты с форматами программ о спорте: их результаты можно обсуждать, но сам факт того, что идёт поиск оптимальных вариантов спортивных шоу, я бы отнёс к позитивным моментам. Привели в хоть какой-то порядок оформление бывших платных каналов «НТВ-Плюс».
Но всё это на революцию не тянет. Все эти реформы, часть из которых была совершенно необходима, можно было провести при прежней конфигурации спортивного телевидения, и то, что этого не произошло, является не заслугой нового менеджмента, а ошибками старого. А дальше обнаруживается, что провалов у «команды Канделаки» не меньше, а то и больше, чем у руководителей спортивных редакций «НТВ-Плюс» и ВГТРК.
На «Матч ТВ» не умеют тратить деньги. Сотни тысяч, а скорее даже миллионы долларов в первые же недели вещания были выкинуты на повышение зарплат сотрудникам, производство не дающих почти никакого рейтинга документальных фильмов, командировки корреспондентов ради минутных интервью в новостях и другие более мелкие, но не менее бесполезные статьи расходов. Принцип «эффектно, но неэффективно» в деле.
При этом так и не произошло улучшения пакета прав. Почти всё то, что транслирует «Матч ТВ», досталось в наследство либо от «НТВ-Плюс», либо от ВГТРК. Ни показа НХЛ, НФЛ и НБА, ни полноценного освещения тенниса, ни закрытия более мелких прорех вроде конькобежного Кубка мира или отдельных лыжных этапов не намечается. Руководство бравурно извещает: «У нас есть всё!». Под «всем» подразумевается сложение пакетов прав «НТВ-Плюс» и ВГТРК по состоянию на 2 июня 2015 года. То, что этот пакет охватывает далеко не весь востребованный спорт (прежде всего «благодаря» плюсовскому менеджменту последних лет), умалчивается.
Так и не представлено внятной стратегии развития субхолдинга в целом и его отдельных составляющих. Концепция «канала-витрины Матч ТВ» существует лишь на бумаге: в эфире общедоступного канала почти никогда не анонсируют трансляции на платных, а если этого никак нельзя избежать, посылают зрителей на непонятные «тематические каналы». Какой именно из каналов надо включать и когда — разбирайтесь сами. Не наведён порядок в интернет-хозяйстве: в рамках одного холдинга сосуществуют три различных бренда. Отсутствует полноценный продакшн за пределами «Матч ТВ», причём декларируется, опять же, обратное. Обещаний успели раздать огромное количество, но выполнили в лучшем случае треть из них. Вы ещё помните, что, например, должно быть запущено несколько региональных версий канала? Дойдёт ли дело до этого? Сомневаюсь.
На уровне «ниже плинтуса» держится программирование общедоступного канала. Подчинённые Натальи Коротковой каждую неделю выдают что-то новое. Огромное количество премьерных записей, в том числе ночных, — нонсенс для 2016 года. Причём вместо прямых эфиров зачастую идут околоспортивные шоу или, того хуже, художественные (!) фильмы. Не видно и последовательности в показе тех или иных видов спорта: неполный показ событий для «Матч ТВ» в порядке вещей. Даже «неприкосновенный» в эпоху ВГТРК биатлон могут увести в запись ради шоу-мероприятия. А ведь скоро Олимпиада в Рио. Что во время неё напрограммируют?
При всём этом руководство субхолдинга уверено в собственной непогрешимости, рапортует о невероятном росте рейтингов по сравнению с «Россией 2» и позволяет себе не просто игнорировать даже конструктивную критику, а зачастую действовать назло ей. Будучи единственным игроком на рынке, можно позволять себе что угодно, и вполне возможно, что самое весёлое ещё не произошло.
Антон Фуник
В своей части текста Илья утверждает, что с появлением «Матч ТВ» революция не состоялась. Конечно же, это вопрос трактовок, но мне кажется, что она не только произошла, но еще и удалась.
Прежде всего, это техническая составляющая. Объем прямоэфирного вещания в обычные будние дни на канале составляет от 8 до 10 часов. В выходные — до 16-18 часов. Это сумасшедшие цифры и огромные трудо-человеко-деньги-затраты. И все это обосновано: программа «Все на Матч», предваряющая все важные события на протяжении дня и подводящая итоги того же дня поздно вечером, является по-настоящему новым и интересным продуктом не только для российского спортивного телевидения, но и для ТВ в более широком смысле. Живое общение ведущих между собой, с гостями, «интерактивные опросы в интернете» (да, выражение глупое, тут не буду спорить). Приложение «Второй экран» для смартфонов. В конце концов, возможность смотреть АПЛ в 16:9 на любую проволоку и антенну из двух пивных банок.
Следующий плюс - это новые лица. Те, кого так не хватает другим федеральным каналам, на «Матче» получили возможность раскрыться. Поэтому вместе с «мэтрами» Губерниевым, Поповым и Уткиным, широкая аудитория смогла познакомиться и с Юлей Маслаченко, и с Дмитрием Жичкиным, и с Павлом Занозиным, и с Михаилом Моссаковским, а еще Тартакова, Командная, Шнякин, перечислять дальше можно долго.
За три месяца канал представил новые проекты. Некоторые из них, прямо скажем, оставляют желать лучшего, но те же «Спортивный интерес», «Культ Тура», «Дрим Тим», «Дублёр» — регулярно занимают места в рейтинге самых популярных передач на канале по данным TNS Россия.
И, наконец, самая главная тема для спортивного канала — это контент. Я искренне не понимаю комментаторов в интернете, которые так громко кричат о том, что «Тина всё распилила», «они даже НБА показать не могут», «как же так, Australian Open только на Евроспорте». Я посчитал: за январь показали (премьерные показы) — 12 хоккейных матчей (5 МЧМ и 7 КХЛ), 8 матчей Евролиги УЛЕБ, 14 волейбольных матчей (включая еврокубки и олимпийскую квалификацию), ЧЕ по фигурному катанию, все биатлонные гонки (12 трансляций), «Тур де Ски», 4 раза был бобслей, 8 раз — горные лыжи, а еще прыжки с трамплина, UFC и 6 футбольных матчей, включая «Милан» — «Интер», «Барселона» — «Атлетик» и «Арсенал» — «Ливерпуль». Во-первых, если вы посмотрели хотя бы половину из этого — вы бездельники. А, во-вторых, подобное наполнение довольно дорогого и премиального контента на бесплатном канале — это уже огромное достижение для месяца, в котором все каналы показывают повторы (посчитайте число премьерных сериалов на Первом в январе — 1,5 часа Шерлока, всё).
Да, есть недостатки. Да, деньги пилили и будут. Да, все мы в руководстве канала сделали бы непременно лучше и правильнее. И да, читали бы комментарии про то, что не показали престижный турнир по Dota или награждение молодежной сборной Китая по хоккею на траве. Но пока за этот текст мне не заплатили и не предложили должность, за первые месяцы вещания я бы поставил «Матчу» жирную четверку.
Антон Петровичев
Последние два-три года со спортивным контентом на «НТВ-Плюс» было очень плохо. Постепенно исчезали многие крупные мировые турниры, которые исторически освещались компанией в полном объеме. Руководители объясняли это слишком высокой стоимостью прав и нежеланием российского зрителя платить за просмотр спорта. Но главной причиной было тяжелое финансовое положение «НТВ-Плюс». Тот небольшой бюджет, который выделялся на закупку контента, тратился на приобретение прав на трансляцию футбольных турниров. Поэтому, когда летом появилась информация о создании на базе «России 2» полноценного бесплатного спортивного канала, появилась надежда, что спорт вернется и на платные каналы.
1 ноября был запущен общедоступный спортивный канал «Матч ТВ» и создан субхолдинг «Матч». По «Матч ТВ» у меня особых претензий нет: мне нравится новостная составляющая канала, его оформление. По наполнению трансляциями можно спорить, но я прекрасно понимал, что на одном канале всё самое интересное разместить невозможно.
Для меня же самым важным было, чтобы закупался контент, который я смогу посмотреть на платных каналах. В первый месяц работы было много обещаний по закупке контента, которые отсутствовали в российском эфире последние годы — НХЛ, НФЛ, теннис, легкая атлетика. Пока ничего из обещанного закуплено не было.
Непонятная ситуация с теннисом: на презентации субхолдинга Чернышенко заявил о приоритетности этого вида спорта для новой структуры. В январе стартовал новый теннисный сезон, и по состоянию на 1 февраля на каналах субхолдинга не было ни одной (!) прямой трансляции. Никакой внятной информации от руководителей субхолдинга по поводу показа тенниса получить не удается, поскольку они даже не ориентируются в структуре теннисного календаря. «Теннис будет на наших каналах», видимо, означает, что будут показаны лишь домашние турниры ATP, WTA и Уимблдон.
По поводу показа американских лиг — тоже тайна, покрытая мраком. «Переговоры ведутся» — это то, что нам говорят с момента запуска субхолдинга. Тут важно понимать еще один момент: основная нагрузка по закупке того или иного контента ложится на федерации этих видов спорта. Если федерация финансово не участвует в покупке контента, с большой долей вероятности он не будет закуплен, как бы не интересен он был абонентам платных каналов.
Главной проблемой новой структуры я вижу отсутствие четкой стратегии развития платных каналов. Все действия руководства говорят о том, что решения о покупке контента принимаются, исходя из интересов бесплатного канала. Не видно нацеленности на закупку контента только для тематических каналов, т.е. для аудитории, которая готова за него платить.
Помимо закупки контента, для аудитории специализированных каналов очень важно, как эти события освещаются. Если событие показывается на «Матч ТВ», комментаторов отправляют на место события, журналисты берут интервью у спортсменов, перед началом трансляций организуют превью-студии. Как только «Матч ТВ» событие становится неинтересным, весь пре- и постпродакшн улетучивается, и зрителю предлагаются «голые» трансляции на платных каналах. Если руководство хочет развивать платные каналы и увеличивать абонентскую базу, платному сегменту нужно уделять не меньше внимания, чем бесплатному. Должны быть единые стандарты освещения событий для всех каналов субхолдинга. Кроме того, руководители должны понимать, что есть контент, который нужно закупать только для тематических каналов — это соревнования мирового уровня, популярные во всем мире. И развитие платных каналов должно базироваться именно на эксклюзивном контенте, который не увидишь на бесплатном канале.
Одновременно с запуском субхолдинга Дмитрий Чернышенко заявил о скором ребрендинге спортивных каналов «НТВ-Плюс», в соответствии с которым их планировалось объединить под зонтичным брендом «Матч». По мнению руководителя «Газпром-Медиа», существовавшее количество спортивных каналов, было чрезмерным и требовало оптимизации. Дата ребрендинга несколько раз переносилась и в конце концов свелась к 25 января.
На мой взгляд, количество каналов и их названия определены неудачно. Самым приемлемым вариантом было уйти от специализации каналов, чтобы при необходимости можно было разместить весь контент в прямом эфире. И что мы имеем в итоге?
Есть три футбольных канала, на которых ничего, кроме футбола, показать нельзя, а каналы эти загружены неоптимально ввиду специфики проведения футбольных турниров. Есть три спортивных канала – «Арена», «Игра» и «Наш Спорт», которые тоже имеют свою специализацию, что ограничивает возможности показать прямой эфир непрофильного турнира.
Я очень надеялся, что все оптимизированные спортивные каналы будут вещать в формате высокой чёткости. Но мои надежды не оправдались: как было два спортивных HD-канала, так и осталось. И уже в первую неделю после ребрендинга 2 матча из 3-х баскетбольной Евролиги были показаны на канале «Наш Спорт» (в SD), на этой неделе на нем же будет большинство матчей чемпионата мира по бенди, то же самое будет на следующей неделе с ЧМ по конькобежному спорту на отдельных дистанциях в Коломне. И так будет повторяться постоянно.
Не буду касаться оформления обновленных каналов, об этом уже много сказано, лично для меня это не является главным. Конечно, хочется, чтобы каналы выглядели современно, походили на лучшие мировые образцы. Но в условиях кризиса именно контент является приоритетным, когда он есть, можно подумать и о современном дизайне.
Пару слов по поводу интернет-активов субхолдинга. Здесь такая же проблема, как и с платными каналами – отсутствие четкой стратегии – сколько должно быть ресурсов, какие потребности каждый из них должен удовлетворять и как они должны выглядеть. Ресурсы «НТВ-Плюс» и ВГТРК пока не претерпели никаких изменений, поэтому оценивать можно только обновленный сайт канала «Матч ТВ». Сайт выглядит более современным, чем его предыдущая версия, но очевидно, что он ещё не доработан.
Например, в разделе «Матч-Центр», где предполагается размещение онлайн-результатов текущих турниров, к работе готов только футбольный подраздел. В разделе «Телепрограмма» каналы субхолдинга выстроены в хаотичном порядке, кроме того, нет варианта вертикального вывода программ, более удобного для просмотра, чем ленточный. Уверен, сайт matchtv.ru будет дорабатываться по ходу и со временем станет более информативным и функциональным. Хочется пожелать разработчикам создать форум, где абоненты платных каналов могли бы общаться с лицами субхолдинга, принимающими решения, а также с комментаторами, т.к. форум «НТВ-Плюс» этой задачи уже не выполняет.
Также на сайте хотелось бы иметь доступ к прямым трансляциям всего контента, которым владеет субхолдинг, особенно к тому, который в силу объективных причин не помещается на имеющихся каналах.
Данил Тармасинов
Ни дня не проходит, чтобы зрители «Матч ТВ» не поругались на Тину Канделаки. С помощью комментариев на Sports.ru можно весело провести время с друзьями — выполнить какой-нибудь фант, если найдешь под новостью возмущение пользователей «Опять не показали».
Проблемы «Матч ТВ» заключаются в том, что они сходу вошли в высшую лигу, не поиграв даже в КФК. Впервые спортивное телевидение судят по правилам федерального — ни «Россия 2», ни «РТР-Спорт» такого внимания не привлекали, а про 7ТВ аудитория, скажем, телеканала РТР вообще не слышала. Они подтянули продакшн, картинка — на уровне. Сравните, допустим, какое-нибудь шоу канала «Че» и программу «Все на Матч» — вряд ли найдете кучу минусов в спортивной передаче.
Аналогию с высшей лигой можно продолжить. В футбольных клубах из пердивов остаются люди, которые по разным причинам не тянут топ-уровень. Например, «Матч» проседает по цифрам там, где «Россия 2» компенсировала русскими боевичками — логично, что аудитория Алексея Макарова и Алексея Кравченко ушла с шестой кнопки. Простите за личное: мой папа приходил на «Россию 2» только ради фильмов типа «Братаны» и, конечно, не заходит на ту частоту, где любимого кино больше нет. Слишком слабых или слишком сильных футболистов новички Премьер-лиги тоже продают, так и здесь.
«Матч ТВ» балансирует на грани коммерциализации и патриотизма, нужды угодить и спонсорам, и министру Мутко. С этим связан провал с наложением топ-трансляций — ещё «Россия 2» между играми сборной (это важно) по водному поло и английским футболом выбирала ватерполистов, потому что Русь-матушка. Лучшая иллюстрация выражения «Никогда такого не было, и вот опять» — публика либо слишком молода, либо слишком забывчива, чтобы помнить времена расцвета «РТР-Спорта». В 2003-2008 годах легко отправляли матчи баскетбольного ЦСКА в Евролиге в такие ночи, что люди с расстройством сна не дожидались.
Публике хочется всего и сразу. Пока большинство проблем «Матч ТВ» возникает из-за того, что из богатства выбора пока на канал попадает немного не то и немного не так, как нужно. Можно лучше. Как только руководители нащупают верные решения, критики типа нас сразу примолкнут.
Страница блога «Телеканал «Спорт» на фейсбуке — еще больше новостей, заметок и фактов
Television-Sport.com — главное место в русском интернете, где говорят о спортивном телевидении
за передачу "ты можешь больше" нужно вводить статью в ук, документальные фильмы получились формата Оксаны Пушкиной.
Вчера , например, показывали товарняк Зенита на сборах-это вообще как?
Канделаки- не профессионал, она не знает спорт, она,наверное, думает, что фитнес -это и есть спорт. на счет, топовых матчей, тут Тина просекла, что отвечать за свою работу нужно рейтингом, так как нет качественных передач, можно показать в неделю по одному топ-матчу и рейтинг готов.
про новых людей,они есть, но качество программ не улучшилось.
Это как знаменитая фраза: "Отними у людей все, а потом отдай половину и они тебя будут боготворить"
Будто у всех память как у рыб! Да были ваши топ матчи на общедоступном телевидение! Например НТВ+спорт (доступный канал на кабельных сетях, а оно практически сейчас у всех), показывал ТОП матчи и не только, этот канал был даже лучше этого Матча, там был СериАл, была ЛаЛига, АПЛ, хоккей и тд. и тп.
А если мы вернемся лет на 5-7 назад и вспомним спорт и россию 2, где были и АПЛ и ЛЧ и ЛЕ и вполне сносные обзоры и новости, теннис, хоккей, формула 1, ВСЕ ведь было и было бесплатно и было качественней.
Но у людей действительно память как у рыбок, иначе положительные отзывы об этом анале, в стиле - ВАУ ДАЛИ БАРСУ И РЕАЛ ПОСМОТРЕТЬ, Я СЧАСТЛИВ, КАНАЛ СУПЕР, ВСЕ СУПЕР - могут писать либо умалишенные, либо боты Лопыревой.
Я тоже не понимаю, зачем показывать товарняки со сборов по общедтступному каналу? Если б я не смотрел футбол вообще, то они меня бы только сильнее отпугнули. Это же суперуныло. Я с удовольствием смотрел товарищеские матчи ЦСКА, но у меня есть и все платные каналы про футбол - покажите их там. А на общедоступном - только то, что может побуждать людей смотреть больше футбола и покупать платное.
Вы серьёзно?? От этой новости пахло гнильцой ещё летом. Какие 98% её поддерживали?? Предъявите факты.