6 мин.

«Не убий». Борьба отечественного футбола за выживание началась

2018

171 игра в чемпионате России за карьеру, 41 гол и 21 голевая передача. Только дважды – в сезонах 12/13 и 13/14 он достигал планки 10 забитых голов в 22 играх. В этом сезоне статистика куда более скромная - 4 гола в 8 матчах при одной желтой и красной карточке. Перед Вами, конечно же, статистика новичка «Зенита» из Санкт-Петербурга, Александра Кокорина, который будет получать за свои невероятные достижения 3,4 миллиона евро в год.

Юрий Жирков за все время с момента его возвращения из Англии, в играх за «Анжи» и «Динамо» (с сезона 2011/12) только один раз, в самом первом сезоне, перешагнул планку в семь результативных передач, дальше он не смог ни разу набрать и 5. Последние два года не забил ни одного гола. За такой уровень игры ему полагается 2,3 миллиона по карте  Mastercard. Большая зарплата – бесценна.

Сегодня отечественный футбол окончательно начал свою отчаянную борьбу за выживание, предпосылки к которой мы видели в последни е годы. Словно тяжелобольной пациент, которому назвали дату спасительной операции. Задача и у того и у другого одна – собственно, дожить до этого самого дня. Название операции в нашем случае – окончание чемпионата мира по футболу 2018 года.

Если копнуть еще глубже, то можно и нужно вспомнить питерский бунт Романа Широкова, который восстал против несправедливо, по его мнению, высокий зарплат перешедших в команду Витселя и Халка. Тогда он задал простой вопрос, за что многим не понравился: «Если зарубежным игрокам можно так много, то почему мне нет?». За прошедшее с того момента время он как был, так и остался одним из лидеров сборной России, количество классных нападающих в национальной команде только уменьшалось, а на его место в Питере пришли те, кто простыми размышлениями на упомянутый выше вопрос не ограничился.

ккоко

В унисон воспринимается и новость о планирующимся в следующем сезоне ужесточении лимита легионеров до схемы 5+6. Чем больше я об этом думаю, тем больше понимаю, какая незавидная судьба миновала Олимпиаду в Сочи и что могло произойти, готовься она сейчас в условиях некого лимита и при жесточайшем политическом контрое. Только представьте – массовый отказ от произведенного за границей спортивного оборудования (ритуальный танец у костра догорающих лыж), похожее уничтожение хоккейного инвентаря (перед трибунами проносится Александр Овечкин, который под оглушительные аплодисменты переламывает свою клюшку под известной маркой ССМ об колено) и тому подобное. Но толи люди тогда были адекватнее, толи нам крупно повезло, однако в итоге все получили крупнейший в истории современной России спортивный праздник и остались более чем довольны.

К сожалению, именно высокий исполнительский уровень организации ОИ в Сочи, приведший к резкому карьерному росту ответственных (вспомнить хотя бы Дмитрия Чернышенко) привел к тому, что политика, до того жадно кружившая вокруг нашего спорта и то и дело отхватывавшая от него по куску, заглотила его целиком – появилась реальная ответственность за отрицательный результат, тогда как за положительный заслуженно полагаются объемные плюшки. Именно слепая погоня за последними руководства нашего футбола и привела к катализации опаснейших процессов, к обсуждению которых мы как раз и переходим, извините за затянувшееся вступление.

Такие финансовые условия Кокорина и Жиркова вкупе с планируемым дальнейшим сокращением лимита затронут, понятно, как отечественных игроков, так и легионеров. Начнем со вторых.

Вплоть до начала ЧМ-2018 следует забыть, конечно, о долгосрочных легионерских контрактах – любой здравомыслящий агент сразу после предложения такового разведет руками и ответит: «О чем речь, если у вас правила каждый год меняются? Что будет делать мой клиент, если в 2018 году вы решите убрать легионеров совсем?». И будет абсолютно прав, надо признать. В то же самое время (это резонно как для зарубежных, так и для наших игроков) любой нападающий с количеством голов за сезон более 5¸ и полузащитник, превысивший такую же планку по голевым передачам вправе улыбнуться и ручкой приписать энное количество нулей в графе «зарплата» предложенного контракта. Действительно, если им можно, то почему мне – нет?

жирков

Для тех же иностранцев, кто все же решится поставить подпись в заветной бумажке, Россия станет такой хардкорной «качалкой» - местом, где нужно преодолевать себя на каждой тренировке и выпрыгивать из штанов даже на 95 минуте любого матча, чтобы тебя не то что включили в заявку на матч следующий, а просто пустили на предматчевую тренировку. Это будет служить для трудолюбивых иностранцев хорошей мотивацией расти в классе Думаю, что наставники многих сборных стран с большим количеством молодых и перспективных юниоров сейчас получают новости из России и рассылают их ребятам, которые у них «на карандаше». Правда, довольно скоро они поймут, что истинный уровень чемпионата России не так высок и на 100% себя на поле не обязательно, но на 80-90 – все равно просто необходимо.

Также активизируются представители различных игроков, которые в прошлом себя ничем не проявили, и начнут задешево предлагать клубам, особенно не из первой пятерки, свой «санкционный» товар. Конечно, к временам «Динамо» Федорычева мы едва ли вернемся, особенно по уровню игроков, но появление нескольких весьма странных персонажей в РФПЛ я бы исключать не стал.

Отечественные же игроки – те, для кого, якобы, и создавался лимит, расслабятся окончательно (кроме шуток – после прочтения новостей о лимите и трансферах «Зенита» у меня на секунду екнуло сердце – хорошо, что Ткачева любимый ЦСКА подписать успел, а то мог бы вопрос его зарплаты остро очень возникнуть – игрок ведь по меркам нашего чемпионата очень хороший. Молодые игроки самостоятельно повысят цены на самих себя до такого уровня, который будет доступен единицам клубов в нашем чемпионате, а количество действительно талантливых ребят будет сокращаться (вспомните - о ком после действительно талантливого Олега Шатова мы могли бы говорить, как о ближайшем будущем сборной страны?).

Плюс один - разумные люди, заботящиеся о своем будущем (а их количество все растет) будут стараться побыстрее уехать в низшие европейские дивизионы и профессионально расти там, попав в другой инкубатор, где уровень конкурентов будет, увы, намного выше. Но тем, кто выдержит, будущее в основе сборной команды России заказано.

В общем и целом – именно зарубежным чемпионатам предстоит взять заботу о будущем сборной России и всего национального чемпионата как минимум до 2018 года. Никита Симонян, если не ошибаюсь, говорил, что после ЧМ лимит можно будет убрать совсем. Почему?  Да потому что отчет будет сдан, возможная неудача национальной команды переложена на чужие плечи, а функционеры отправятся развивать какой-то другой вид спорта, оставив футбол в нанесенных ему ранах. И тогда ему предстоит долгий путь восстановления, похожий на тот, что уже был в начале нулевых годов, только тяжелее – условия и конъюнктура рынка уж больно поменялись. Так что давайте вместе пожелаем нашему больному – порой капризному и непонятному, но такому родному и в чем-то близкому, не получить новых увечий, а чемпионату мира – не стать, вопреки откровенным стараниям сторонних людей, их катализатором.