На уровне ЕС спорту уделяют большое внимание в силу его значительного экономического и социального воздействия
Во-первых, важно отметить (или просто напомнить), что Евросоюз охватывает 28 стран, то есть условно пол-Европы. В то время как Совет Европы (не путать Council of Europe с Советом ЕС – EU Council) включает 47 стран и еще ряд стран-наблюдателей. При этом некоторые страны Европы подписали соглашение об ассоциации с Евросоюзом и охотно (либо по политическому принуждению) присоединяются к политике ЕС в различных областях (например, снятие таможенных пошлин и свободная торговля целыми категориями различных товаров).
Во-вторых, Евросоюз имеет юридическую компетенцию принимать те или иные решения, влияющие на спортивную индустрию, согласно ст. 6 и ст. 165 Соглашения о функционировании ЕС (Treaty on the functioning of the European Union). Хотя эта компетенция ‘мягкая' (термин юридического жаргона). То есть, политика ЕС в области спорта может быть направлена только на поддержку, координирования и применения дополнительных мер в отношении действий, предпринимаемых странами-членами ЕС на внутринациональном уровне.
В 2014-м году ЕС утвердил план развития спорта в Европе на 2014-2017 гг. Эта своеобразная политическая (но при этом юридически обязывающая) декларация о стратегии работы разных органов и структур в ЕС. С утверждением конкретных целей, указанием на механизмы и инструменты их достижения и с необходимостью обмена информацией и ежегодно отчитываться о достигнутых результатах.
Приоритетными направлениями в ЕС в сфере спорта являются:
1) Чистота спорта (антидопинг, борьба с незаконными ставками и подкупами, защита несовершеннолетних, половая дискриминация);
2) Эффективная экономическая модель спортивного бизнеса (вопросы эффективного финансирования, управление наследием мировых спортивных событий, экономическая отдача спорта и инновации);
3) Социальная составляющая спорта (программа ВОЗ HEPA - http://www.euro.who.int/en/health-topics/disease-prevention/physical-activity/activities/hepa-europe, волонтерство, вопросы образования, обучения и трудоустройства в сфере спорта).
В ЕС созданы 5 специальных экспертных групп, куда входят специалисты по назначению из разных стран-членов ЕС, занимающиеся конкретными вопросами по вышеозначенным направлениям. Примерно через полтора года, в 1-й половине 2017-го будут подведены первые итоги проделанной работы (конкретную работу по сбору и обработке информации будет вести Еврокомиссия, которая подготовит отчет к ноябрю 2016-го, а уже Совет ЕС даст ему оценку и подведет окончательные итоги проделанной работы и текущей ситуации в странах Европы).
Если говорить об экономической отдаче спорта, то можно привести следующие интересные цифры и факты.
Прямые доходы приносят различные производители товаров и услуг в спортивной индустрии (от одежды и инвентаря, до строительства стадионов, бассейнов, инфраструктуры, услуги отелей, медицинские услуги). Валовая добавленная стоимость составляет порядка 294 млн. евро (что составляет почти 3% общеваловой добавленной стоимости в ЕС). При этом подавляющие доходы генерирует сектор услуг. Спорт создает прямое трудоустройство для порядка 4,5 млн. человек (2,1% трудоспособного населения ЕС), а трудоустройство в спорте в самом широком смысле – это уже порядка 7,3 млн человек (3,5% трудоспособного населения ЕС). Самые большие рынки спортивных товаров (нетрудно и догадаться) – это Великобритания, Франция, Италия, Германия и Испания. При этом подавляющее производство находится в Азии, однако есть и некоторые производственные мощности непосредственно в странах ЕС. При этом ЕС ведет нещадную борьбу с контрафактом на своих границах. Например, за один год в последнее время одних только контрафактных спортивных бутс было обнаружено на сумму в 36,5 млн евро.
В отношении ЕВРО-2016 во Франции, например, понадобилось порядка 2 млрд евро инвестиций только лишь в обновление ряда стадионов. Для сравнения, к Олимпиаде-2012 в Лондоне в различные строительные проекты инвестировано 2,9 млрд евро. Также спортивная индустрия генерирует доходы и в сфере туризма. По оценке ЕС всего в мире ежегодно совершается от 12 до 15 млн путешествий в целях посещения спортивных мероприятий в других странах и эти показатели имеет тенденцию роста. Из 28 стран ЕС наибольшее количество (самых богатых или просто самых любопытных, если не брать один лишь количественный фактор размера самой страны) туристов представляют граждане Великобритании, Германии, Италии, Испании, Дании, Швеции и Финляндии.
Немного об инновациях. Нацеленность на спортивный результат, рекорды и достижения, которые в свою очередь повышают прибыль (лично спортсменов, команд, клубов и т.д.), подталкивает к развитию инноваций в спорте. Например, создание новых материалов для инвентаря (повысить его эффективность, скорость, уменьшить вес и т.д.) и спортивное питание c напитками (не допинг!). Также различные технологии и инструменты максимального четкого определения и фиксации результатов, красивых ракурсов (камеры видеоповторов, датчики, сигнализирующие о пересечении мячом линии ворот, спреи для очерчивания исчезающих линий и т.п.). Также и цифровые инновации для удобства работы с контентом и спортивной статистикой – в интернете, в Смарт-ТВ, на различных гаджетах и смартфонах через спец приложения, в которых появляется все больше разных полезных и интересных (а зачастую и ненужных) фич… Поэтому потребность в инновациях будет генерировать прибыль в спортивном бизнесе.
См Resolution of the Council and of the Representatives of the Governments of the Member States, meeting within the Council, of 21 May 2014 on the European Union Work Plan for Sport (2014-2017)
http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:42014Y0614%2803%29