One from the special ones
17 декабря прошлого года, сразу по окончании матчей 16-го тура АПЛ, с поста главного тренера лондонского «Челси» был уволен Жозе Моуриньо. Череда неудач столичной команды, сдобренная серией скандалов, в эпицентре которых оказалась даже врач клуба Ева Карнейро, неотвратимо привела к отставке The Special One. Когда же «Челси» застрял на 16-м месте в таблице, на границе между «активной частью» лиги и зоной вылета, терпение владельца клуба (чуть ранее – у многочисленной компании его помощников и советников) лопнуло. The Only One был отправлен в «преждевременный, принудительный и продолжительный творческий отпуск», правда, с гарантией выплаты зарплаты в размере 16,5 миллионов евро до конца нынешнего сезона. Так что материально «Мистер» не обеднел (и без гонораров от Романа Абрамовича Моуриньо обеспечил себя и многочисленных родственников на долгие-долгие годы). А вот в репутационном плане имидж Маура как тренера-победителя вновь понес явные издержки.
В силу известных причин в России иные ретивые «эксперты» до поры до времени превозносили этого специалиста до небес. Ряд громких успехов в Европе вкупе с тренерством в «русском «Челси»» (один из самых глупых народных терминов последнего десятилетия) снискали Моуриньо славу далеко за пределами стран, в которых ему довелось поработать с местными топ-клубами. В России у него сформировался (а, частично, ему сформировали) образ жесткого, решительного и в то же время необычайно интеллектуального и везучего наставника, который не стесняется ставить на место «зажравшихся» звезд, в связи с чем уверенно добивается искомых и требуемых владельцами и руководителями богатейших команд высоких результатов. Такая характеристика на Моуриньо справедлива не всегда, не везде и не во всем.
Маур – действительно, один из популярнейших и известнейших футбольных тренеров современности. Имидж победителя ему уверенно формируют шесть клубных трофеев, добытых под его началом в «Порту», пять – в «Интере», три – в «Реале» и, конечно же, восемь в «Челси», куда «Мистер» даже успел вернуться после шестилетнего перерыва. Моуриньо – обладатель россыпи рекордов, которые, правда, не столь статусны, как трофеи, однако для любителей статистики и персональных поклонников специалиста вполне себе внушительны, ибо качественно дополняют картину шикарной карьеры The Special One (чего стоит один только показатель выходов команд, руководимых Мауром, в полуфиналы Лиги чемпионов; таковых у «Мистера» набралось восемь).
Правда, схожий список титулов и прочих достижений отыщется в биографии не одного лишь португальца. И в этом смысле он – не The Only One, а one from the special ones. В конце концов, ту же Лигу чемпионов с двумя разными клубами выигрывал не только Моуриньо. В этом звездном ряду можно вспомнить и Юппа Хайнкеса, и Оттмара Хитцфельда. Ну, а «великий молчун» Карло Анчелотти и вовсе брал указанный титул три раза – дважды с «Миланом» и однажды с «Реалом». Важно не забывать и то, что в отличие от большинства успешных коллег Моуриньо очень долго шел к тренерскому Олимпу – восхождение на оный заняло у него более пятнадцати лет. И, главным образом, раннее окончание игроцкой и начало тренерской карьеры позволяют говорить о том, что своего последнего слова в футболе Маур еще не сказал, а если и скажет – то в далеком будущем. И, действительно, через несколько недель португальцу исполнится лишь 53 года. По тренерским меркам, Моуриньо еще вполне молодой специалист. Многие выданные ему когда-то авансы он давно оправдал, теперь же его задача – удовлетворять насущные чаяния болельщиков топ-клубов, жаждущих побед и титулов везде и всегда, а точнее – здесь и сейчас. И вот с этим-то у The Only One ладится не так часто, как хотелось бы и ему, и его работодателям.
Португальский специалист, действительно, жесток в общении с окружающим миром. Давным-давно сложилось убеждение: Моуриньо все равно, кого прессовать. «Великий» может поругаться с кем угодно – рядовым фанатом, ангажированным журналистом, массажистом, врачом, футболистом уровня Икера Касильяса, президентом клуба уровня Флорентино Переса. Часто несдержанный на язык, Моуриньо неизменно становится объектом интереса и восхищения, насмешек и издевательств со стороны разношерстной публики. Признавать собственную вину за поражения он так и не научился. Впрочем, и уметь проигрывать Мауру также не дано. А поскольку, когда над результатами выступлений руководимых им команд сгущаются тучи и выполнение медально-титульного графика оказывается под вопросом, откровенно неадекватными, гротескными заявлениями португалец словно специально вызывает огонь на себя, приумножая число своих явных и опосредованных врагов. Такая поведенческая концепция, безусловно, отражается и на сугубо профессиональной деятельности Моуриньо, что мешает ему стать по-настоящему The Only One.
Три местечковых титула с «Реалом» (пусть один из них и символизировал победу в «Примере») при почти неограниченных ресурсах, при том карт-бланше, который Флорентино Перес выдавал португальцу в течение трех сезонов, явились, откровенно говоря, нищенским «выхлопом». Сезоном позже Папа Карло получил от «чудоковатого» президента «Реала» куда меньше преференций, однако спокойно, без нервов и суеты, помог «сливкам» стать, наконец, в десятый раз сильнейшим клубом Европы. Маур же, потерявший, в конце концов, контакт со всеми «галактическими звездами», за исключением Криштиану Роналдо, три раза «обламывался» в полуфинале; последний же случай – в противостоянии с дортмундской «Боруссией» – и вовсе выдался полуанекдотичным (с разгромом в гостях и слабейшей реализацией уймы голевых моментов в ответном поединке на «Сантьяго Бернабеу»).
В Мадриде Маур почти три года конфликтовал с «живой иконой» Икером Касильясом, на стороне которого была вся команда (разве что Криштиану дипломатично отмалчивался, давая понять, что весь этот сыр-бор его никак не касается). Выдающийся защитник, ставший впоследствии капитаном «Реала», Серхио Рамос как бы возглавлял переговоры между «не просекающем тему» португальцем и игроками, каждый из которых не хотел оказаться на месте «живой», но уже не очень актуальной легенды королевского клуба. Конечно, как тренер, Маур был тогда прав: Икер на самом деле выступал все хуже и хуже, пропускал голы один нелепее другого. Но любой топ-клуб, особенно такой, как в Мадриде, – это всегда очень капризное сообщество «небожителей». С таковыми, если ты согласился их тренировать, надо как-то уживаться. «Небожители» не приемлют психологического прессинга, «воспитательных бесед». К каждому из них, чтобы в нужный момент что-то выжать, следует искать персональный подход. Моуриньо же всех привык «косить под одну гребенку». «Я сам – икона», – заявлял «Мистер» при свидетелях оторопевшему Серхио Рамосу, уже считавшему себя третьей после Рауля и Касильяса легендой «сливочных». Богатые и титульные игроки, за редчайшим исключением, требует к себе более мягкого, порой даже нежного обращения.
Неизвестно, приходила ли когда-нибудь в голову португальскому специалисту такая мысль, но, по-видимому, сию истину он до сего так и не принял за аксиому. Пик конфликта с Касильясом в «Реале» пришелся у Маура на сезон-2012/13. Именно та лигочемпионская кампания складывалась для мадридцев как никогда удачно. В довесок «Реал» стал наконец-то серийно «выносить» «Барселону» в национальных турнирах. Казалось, что уж с третьей-то попытки ЛЧ покорится удачливому и бескомпромиссному тренеру. В решающие моменты (как позже в «Челси») Моуриньо, похоже, «не сливали». Но раздрай, царящий в стане миллионеров не один год, дал о себе знать. Сезон-2012/13, который по идее следовало называть именем португальца, оказался для последнего вехой разбитых надежд и горьких разочарований.
В «Челси», на первый взгляд, у The Special One тоже все шло как надо. Вернулся – через пару лет стал чемпионом: всем бы так!? Однако прямолинейность и жесткость, которые у Моуриньо в крови, вновь вышли на первый план. Многие болельщики «Челси» восхищались и продолжают восхищаться любимым тренером. Правда, его «роман» с лондонским клубом, видимо, окончен навсегда (хотя вторая часть «романа» обещала стать не менее интересной, чем первая). Ну, не дело главного тренера футбольной команды вступать в публичную (и очную, и заочную) полемику с пусть и симпатичной, но все-таки женщиной! Вся эта история с Евой Карнейро, с намеками на то, кто кого хотел и кто кому отказал, с прямыми указаниями на то, что женщине не место в профессиональном футбольном коллективе, добавили экс-врачу «Челси» скандальной известности, имиджу же действительно профессионального тренера явно повредили.
Отношения же с футболистами – отдельная история. До сих пор значительная часть болельщиков клуба искренне верит признаниям Маура о предателях и совершенном ими предательстве, о «крысах», среди которых они уверенно указывают на Сеска Фабрегаса, Эдена Азара и Диего Косту. Ну, да – дела последних в «Челси» при «Мистере», мягко говоря, шли под гору. Для Моуриньо же данная троица особенной никогда не являлась. В Мадриде португалец воспитывал Касильяса и Рамоса. Те хотя бы в своей карьере выиграли все что можно. А Коста с Азаром?.. Похоже, Мауру следовало прислушаться к предложениям доброжелателей и отказаться от «услуг» «звезды запаса» Сеска Фабрегаса. Но советам The Only One не внял и с испанцем не договорился. Команда же, которую португалец, продолжал нещадно прессовать и загонять в жесткие рамки дисциплины и уважения к единственному для футболистов Богу – тренеру, прямо или косвенно, но Моуриньо «слила». И как только последний был оставлен, положение «Челси» в чемпионате начало постепенно улучшаться. Сколько таких случаев знает история мирового футбола? Маур тут никак не исключение.
Полгода он пробудет на «незаслуженном» отдыхе. У Жозе будет время прийти в себя, разобраться в ошибках прошлого. Скорее всего, ему еще доверят основную команду какого-нибудь топ-клуба. Не исключено, что Моуриньо все-таки заменит ван Гала в МЮ (весьма спорный вариант с возвращением в «Реал» отпал сам собой, ибо 4 января сего года Флорентино Перес выполнил обещание, данное Зинедину Зидану, и, расставшись с Бенитесом, призвал Зизу на «королевскую плаху»). Выиграет ли что-либо еще и для себя, и для очередной звездной компании? По идее должен.
При этом выиграет куда больше, если перестанет «здесь и сейчас», в первых же официальных матчах сезона, выжимать из подопечных последние соки. В сезоне-2013\14 Карло Анчелотти принципиально не стремился к громким, но локальным успехам «Реала» в самом начале турнирного пути. На пик формы мадридцы вышли тогда, когда до победы в Лиге чемпионов осталось несколько шагов. Маур же что в Мадриде, что в Лондоне (да и в Милане за ним замечалось нечто похожее) не умел рационально распределять нагрузку, которая выпадала на его подопечных. Он постоянно намекает на то, что в конкретный клуб пришел на несколько лет, посему выжмет из него больше положенного, «зацепит» титул, после чего уйдет, оставив после себя «выжженную землю». Когда Маур выстраивал в «Порту» команду на перспективу, он куда ответственнее относился к селекционной политике. А вот то, что в последнее время в данном направлении творилось в «Челси» иначе как хаосом ради хаоса не назовешь. Маур будто бы игрался бездонным кошельком Абрамовича. Но если в Мадриде количество задействованных звезд по инерции (пусть и не всегда) позволяло до последнего надеяться на результат, то в «Челси» перенапрягаемые Моуриньо полузвезды банально взвыли и прямо ли, косвенно ли, но избавились от злого тренера.
Поэтому в будущем, если Маур вновь хочет стать The Special One (пока же он лишь «one from the special ones»), ему придется поменять и собственную поведенческую концепцию, и отношение к внутриклубной селекции, и определенные аспекты работы с подчиненными. Нельзя требовать от последних неограниченных энергозатрат, нельзя действовать по принципу «после меня хоть потоп». Выжимая из игроков все и сразу, можно брать не более титула в год, но, предоставляя им дозированную нагрузку, реально добиваться большего. На следующий после Маура сезон в Мадриде папа Карло показал, как такое возможно.
И последнее… Тренер чаще бывает прав, а игроки, чье восприятие окружающей действительности исковеркано космическими зарплатами и повышенным вниманием озабоченной публики, не правы. Ментально футболисты нередко застревают в мини-матрицах, которые формируются у них на подсознательном уровне. Многих из них это в итоге и губит. Тем не менее, тренер – один, а звезд – целая орава. В поражениях, в первую очередь, принято винить наставников. Поэтому со звездами (состоявшимися или полуфабрикатными) надо как-то ладить, находить общий язык. Моуриньо давно разменял шестой десяток лет. Пора бы ему научиться находить компромисс с игроками топ-уровня. Тогда, глядишь, его перестанут предавать. И он, после полугодичного простоя, но, возможно, с новыми тактическими идеями вновь заставит восторгаться собой футбольную Европу. Какие его годы?..