Кто играет на одном из самых атмосферных стадионов мира
Репортаж Дениса Романцова из Роттердама, где «Фейенорд» разгромил «Хераклес».
Распечатав билет перед поездкой в Роттердам, я увидел, что на нем маловато цифр – ни ряда, ни места. Оказалось, на трибуне Z3 садиться можно куда угодно. Там вообще, как я понял, можно делать что угодно: наступать ногами на кресла, чтобы перейти на другой ряд, пить пиво, бросая пластиковые стаканы на пол, дымить чем попало – и это по центру, прямо за тренерской скамейкой «Хераклеса».
Вернее, скамейку от трибуны отделяют небольшой ров, чтобы люди не выбегали на поле (хотя в первую очередь он используется как мусорная яма), и площадка для болельщиков с ограниченными возможностями: у одного из них была коляска с клаксоном, который гудел во время игры примерно ежеминутно. И еще. Незадолго до выхода команд в центр поля на обед слетелась стая голубей.
Это «Де Кюйп».
«Де Кюйп» вырос в Роттердаме в середине тридцатых, при постройке президент «Фейенорда» Лен ван Зандфлит вдохновлялся лондонским «Хайбери» и ареной «Бостон Ред Сокс», во время войны немецкие оккупанты собирались пустить стадион на металлолом, но не успели, а через несколько лет «Де Кюйп» прирос новыми рядами и осветительными матчами. Именно тут случился золотой гол Давида Трезеге в ворота Франческо Тольдо в финале Евро-2000, а через пару лет – дубль ван Хойдонка и победный мяч Даль-Томассона в финале Кубка УЕФА против дортмундской «Боруссии».
В этот раз «Фейенорд» снова забил три. Джованни ван Бронкхорст четыре года работал ассистентом главных тренеров «Фейенорда», летом сам стал главным и быстро нашел роскошное сочетание в атаке – 20-летний швед Густафсон под нападающими, Элиа с Кюйтом по краям, и громадный Крамер в центре. Итог: двадцать восемь голов на четверых – весь «Хераклес» забил меньше. «Фейенорд» играл c «Хераклесом» безбашенно, даже имея впереди 195-сантиметрового нападающего, чаще всех забивающего головой в этом голландском сезоне. Михил Крамер родился в Роттердаме и с детства сходил с ума по «Фейенорду», но туда его не позвали и он махнул в Бреду. В прошлом сезоне Крамер выдал 17 голов за АДО и в июле этого года перешел в «Банияс» из ОАЭ, который тренирует испанец Луис Гарсия: «Финансовые условия такие, что я не мог отказаться» – объяснил Крамер в интервью Voetbal International. Он прилетел в Абу-Даби, накинул в аэропорту шарф нового клуба, в отеле – майку «Банияса» со своей фамилией, подписал трехлетний контракт, а потом АДО объявил, что «Банияс» не переводит деньги за Крамера и вообще выдвигает какие-то новые условия. В итоге трансфер был дезавуирован, а Крамер за полтора миллиона евро (плюс еще семьсот тысяч в перспективе) перешел в «Фейенорд» и в первой же игре забил после подачи правого защитника Карсдорпа. «Хераклесу» Крамер забил на последней минуте с паса Густафсона, а семью минутами ранее создал предпосылки для крупного счета: защитник «Хераклеса» Рамон Зомер сбил Кюйта, получил желтую, а потом схватил за грудки Крамера, попавшего под горячую руку, и мигом получил красную. Дальше случились четырнадцатый гол Дирка Кюйта в сезоне и ажитация сорока семи тысяч человек.
Дирк Кюйт: как в 33 года стать открытием Кубка мира
«Фейенорд» не так давно громил «Твенте» и «Херенвен», но те и так проваливают сезон, а тут – 3:0 с главным открытием чемпионата! Тренер «Хераклеса» Йон Стегеман всю карьеру игрока провел во втором дивизионе: в середине девяностых «Витесс» отправил его в аренду в «Хелмонд» вместе с Евгением Левченко: с тех пор они подружились, Стегеман помог Левченко выучить голландский, но если Левченко вернулся в «Витесс», то Стегеман так и шатался дальше по второй лиге, а в тридцать два года начал работать в тренерском штабе «Хераклеса» и в прошлом году стал главным тренером. В воскресенье его марокканские звезды Бел Хассани и Таннане снова были в порядке, нанесли четыре удара, но большего им не дала оборона «Фейенорда», которой командовали Эрик Боттегин и Свен ван Бек.
Боттегин – не самый обычный бразилец. У него было сытое комфортное детство – родился в обеспеченной семье в Сан-Паулу. Он разборчив в отношениях – со своей женой Мелиной вместе с семнадцати лет и как раз в декабре должен стать отцом. Он не ищет легких путей – европейскую карьеру начал в 19 лет в заснеженном январском Зволле и после неудачного паса на дебютной тренировке услышал от тренера Яна Эверсе: «Еще один такой пас, и завтра утром полетишь обратно в Бразилию». Через восемь лет Боттегин вошел в тройку лучших игроков голландского сезона (после Вейналдума и Гуделя), получил предложения из Англии, но решил не срываться с беременной женой в другую страну и, посоветовавшись с родителями, выбрал «Фейенорд», заплативший «Гронингену» два с половиной миллиона евро. За последние четыре сезона Боттегин пропустил только несколько матчей, потому что редко получал карточки, но игру с «Хераклесом» завершить не смог, получив травму за двадцать минут до конца. Тем не менее, до этого Боттегин успел сделать четыре перехвата и пять точных дальних передач.
Партнер Боттегина – ван Бек – выглядел чуть более суетливо и менее уверенно, ну так он и моложе на семь лет. В юношеской команде «Фейенорда» ван Бек не слишком выделялся, его считали нескладным и недостаточно перспективным, начинал он правым вингером, но стал стремительно расти (в прямом смысле), появилась неуклюжесть, его задвинули в защиту, но Свен, как он признался в интервью, смотрел на лидеров роттердамского поколения, Натана Аке и Кайла Эбесилио, и думал: «Черт, я хочу быть таким же крутым». Аке с Эбесилио потом уехали в Англию, а ван Бек все-таки выстрадал шанс в основе «Фейенорда» и год назад заменил в центре обороны Стефана де Фрея, улетевшего в «Лацио». Атакующие навыки пригодились ван Беку в недавней игре с «Аяксом», когда он вонзился в чужую штрафную и открыл счет четким ударом в угол после паса Кюйта.
Еще один бывший правый вингер, за которым в воскресенье я особенно следил – 20-летний Рик Карсдорп. В игре с «Хераклесом» ему удались три интересные дальние передачи, а вот в защите Рик мог бы быть и поэффективнее. В прошлогодней игре с «Риекой» в Лиге Европы Карсдорп заменил травмировавшегося Люка Уилкшира на правом краю защиты, но допустил несколько ошибок, «Фейенорд» проиграл, и после игры, как пишет Algemeen Dagblad, Карсдорп плакал в раздевалке. Тем не менее тренер Руттен продолжать давать Карсдорпу шансы, Рик освоился в новой позиции, дважды за год переподписал контракт с «Фейенордом» на улучшенных условиях, а в сентябре получил вызов в сборную Голландии. «В этом большая заслуга моего отца, – говорил Рик. – В детстве, когда я начал выделяться в своем поколении игроков «Фейенорда», я забросил школу. Отец запретил мне тренироваться до тех пор, пока я не налажу дела в школе. Это стало для меня хорошим уроком».
Левого защитника «Фейенорда» Теренса Конголо я впервые увидел живьем еще прошлым летом в Сан-Паулу, где он заменил Кюйта на финише игры группового раунда ЧМ с Чили. После чемпионата мира Конголо отказался от перехода в «Штутгарт», потому что хотел закрепиться толком в родном «Фейенорде» (при этом его младший брат Родни прошлым летом укатил в академию «Манчестер Сити»). Вообще-то Теренс родился в Швейцарии. Когда его мама была беременна им, она переехала из Конго во Фрибург, где жил ее брат, а уж через несколько месяцев после рождения Теренса – в Роттердам. В игре с «Хераклесом» Конголо отдал голевую передачу Эльеро Элиа и вообще здорово взаимодействовал с ним всю игру, но с голом Элиа сменно вышло – Элиа не по воротам бил, а подавал в штрафную Кюйту, но Кюйт к подаче не успел, мяч ударился о штангу, а потом вратарь отбил его в свои ворота. Согласен, звучит немного безумно, но это же Голландия.
Самым активным из молодежи «Фейенорда» был атакующий полузащитник, поддерживавший супертрио Элиа – Крамер – Кюйт. Симон Густафсон нанес в воскресенье четыре удара по воротам и отдал пару обостряющих передач. Летом «Фейенорд» купил Густафсона за полтора миллиона евро, из-за чего Симон впервые в жизни расстался с братом-близнецом Самуэлем, который младше его на семь минут (в 2013 году они вместе перешли из «Фассбергса» в «Хэккен»). В юности Симон переживал психологические проблемы, часто бесился из-за судейских решений, за два с половиной сезона нахватал пятнадцать карточек и обратился к помощи психолога. С тех пор Густафсон дебютировал во взрослой сборной Швеции, выиграл молодежный Евро, переехал в Голландию и в своей третьей игре (против «Херенвена») за «Фейенорд» сделал три голевые передачи, да еще и забил красивым ударом с лета.
Психологические проблемы были и у «Фейенорда». Пять лет назад клуб был в шаге от исчезновения. Праздник столетия отмечался со слезами на глазах: Йорин ван ден Херик рулил «Фейенордом» пятнадцать лет, выиграл два чемпионства и Кубок УЕФА, но загнал клуб в долговую яму и ушел в отставку под давлением фанатов, окончательно взбешенных приходом на место Дирка Кюйта резервного форварда «Аякса» Харистеаса. Продажи лучших игроков не спасали – лидеры часто уходили за год до истечения контракта за несущественные деньги. Через несколько дней после чудовищного разгрома 0:10 в Эйндховене финансовый директор «Фейенорда» Онно Якобс был готов к тому, чтобы объявить о банкротстве: в клубе физически не было денег не то что на зарплату игрокам, но и на то, чтобы уволить тренера Марио Бена, проигравшего 0:10. На помощь пришла группа инвесторов «Друзья «Фейенорда», в которой были как люди, которые и раньше выручали любимый клуб, так и начинающие бизнесмены. Инвесторы взяли на себя клубные долги, получив взамен 49 процентов акций клуба и 18 процентов от каждого следующего трансфера. Следующим летом тринадцать из восемнадцати игроков «Фейенорда» проголосовали за смену тренера, а еще через год клуб после затянувшегося отпуска возглавил Роналд Куман, и «Фейенорд» начал не только успешно продавать игроков, но и нанимать. В этом сезоне все домашние матчи «Фейенорда» проходят при аншлагах – дома команда ван Бронкхорста потеряла только два очка (ничья с «Аяксом»), и идет на втором месте, опережая чемпиона, ПСВ. Когда тебя так любят, играть иначе нельзя. Просто нельзя и все.
Красно-белые на первом месте: чем крут новый «Аякс»
Фото: facebook.com/feyenoord; Денис Романцов (2,3)
Но меня удивила эта фраза:
«Там вообще, как я понял, можно делать что угодно: наступать ногами на кресла, чтобы перейти на другой ряд, пить пиво, бросая пластиковые стаканы на пол, дымить чем попало – и это по центру, прямо за тренерской скамейкой «Хераклеса».»
То есть в Голландии такое поведение - это норма? Как-то снисходительно автор к этому относится. Но если бы это происходило на каком-нибудь российском стадионе, то описание этого момента шло исключительно в отрицательном тоне в стиле «русский футбол в ж..пе, русское быдло не дает смотреть футбол!»
http://www.youtube.com/watch?v=LHbjQVnzhTo
http://www.youtube.com/watch?v=z_ISgcJQ3FQ