4 мин.

Чемпионат для олигархов-2. Почему ЧМ-2016 станет худшим по посещаемости

Федерация хоккея России в очередной раз доказывает, что не умеет обращаться ни с деньгами, ни с болельщиками.

«Чемпионат для олигархов» – так называлась статья, которая вышла в «Спорт-Экспрессе» в октябре 2006 года. Тогда Москва тоже готовилась принять чемпионат мира по хоккею и только открывались продажи билетов. По ценам, которые тогда гражданам казались невиданными  – 500, 1000 или 1700 рублей на любой матч группового этапа в зависимости от сидения (15, 30 и 50 евро по тогдашнему курсу Центробанка). Тот чемпионат мира запомнился грандиозным скандалом в организации и передачей власти из рук ФХР в руки городской дирекции зрелищных мероприятий. Если вычесть матчи сборной России и некоторые матчи сборной Беларуси, то на всех остальных играх собиралась половина зала или меньше.

В 2015 году ситуация становится еще интереснее. Несмотря на экономическую стагнацию, на кризис, сокращение реальных доходов населения, оргкомитет ЧМ-16 вляпывается в ту же лужу и опять устанавливает неадекватные цены на билеты. Стоит сравнить их с уже прошедшими ЧМ в других странах (кликабельно):

фото
фото

Неплохо, да? У нас билеты на уровне Швеции-2012. Тот самый чемпионат, когда даже шведы, которых мы представляем богатенькими Буратинами, не заполняли Глобен даже на свою сборную с мегадесантом из Детройта, а абсолютное большинство других матчей проходило с 2-3 тысячами на трибунах, в уютной обстановке, сравнимой с Молодежной хоккейной лигой. Тот самый чемпионат, когда организаторов кляли абсолютно все, кто могли.

Наиболее адекватными ориентирами из стран, которые проводили ЧМ, по уровню жизни для нас являются Чехия и Беларусь. Эти страны и провели два рекордных по посещаемости ЧМ, эти же страны устанавливали весьма демократичные цены на билеты. Самые дорогие билеты на О2 Арене сравнимы с билетами второй категории в Юбилейном – при этом сравнивать эти две арены по удобствам не стоит. А ведь были и совершенно копеечные билеты на полуденные матчи – на Канаду-Францию и Швецию-Австрию, например, можно было сходить за 7 евро, и люди пошли (15 и 14 тысяч зрителей соответственно)

Даже немцы в 2010-м сделали билеты дешевле, чем наш оргкомитет, при этом у них была разработана большая система скидок – для студентов, школьников, пенсионеров, военных, госслужащих, инвалидов. Даже на родине хоккея в 2008-м на приличное место можно было попасть за 40 долларов. Но наша федерация, как всегда, впереди планеты всей.

А ведь это не единственные вопросы к билетной программе.

1. Билет стоит 27 евро по рыночному курсу евро. При этом мы забываем, что рыночный курс совсем не равен его покупательной способности. Для словака или немца 1 евро равен 1 евро. В России даже до кризиса евро по покупательной способности равнялся не 40 рублям, а 20-25 (то есть сейчас этот показатель – 40-45). Фактически мы делаем для своих сограждан билеты почти в два раза дороже, чем для иностранцев, и реальная цена самого дешевого билета для обычного россиянина – 50 евро.

2. После введения новой формулы розыгрыша ЧМ расписание стало известно загодя, и билетные программы можно было устанавливать заранее в зависимости от класса играющих сборных, что логично с учетом неразнородности участников. В этом году все сборные стоят одинаково. Что Россия – Чехия, что Норвегия – Дания – все равно плати две тысячи. И если на Россию пришли бы при любых ценах, то кто придет на скандинавов?

3. Само проведение ЧМ в Москве, которая просто захлебывается от всевозможных мероприятий, вызывает вопросы.  На чемпиона России ЦСКА ходят мало даже с весьма дешевыми билетами (200-800р), у «Динамо» ситуация несколько лучше, но и там большая часть билетов не стоит 1000р. И это на московские бренды, а не на иностранные сборные. В Петербурге для проведения чемпионата мира выбрали одну из худших арен России, просить четыре с половиной тысячи за посещение которой должно быть просто стыдно (зато можно распилить 500 миллионов на реконструкции).

Собственно, примерные цифры посещаемости можно сказать уже сейчас: 12 тысяч на всех матчах России, 7 – на всех матчах Финляндии, на всех остальных матчах группового этапа – не больше 4,5 тысяч. В отличие от идеально расположенной географически Чехии, к нам из-за визовых проблем и далеких расстояний вряд ли поедут толпы.

Федерацию душит неуемная жадность при всех руководителях: что при Стеблине, что при Третьяке, что при Ротенбергах. В погоне за наживой мы придем к пустым трибунам и тогда, по старой доброй традиции, билеты будут абсолютно бесплатно распихивать по университетам, школам и госучреждениям, не получая ни прибыли, ни любителей хоккея на трибунах. Чемпионат для галочки.

Фото: ihned.cz/Tadeáš Drahorád