Десять зрителей в Зарайске
10 октября 2015 г. Зарайск, Городской стадион. Первенство Московской области, группа «Г». Динамо Зарайск – СТС Кашира 7:3. 10 зрителей
Зарайск на год старше Москвы. Строго говоря, точно неизвестно, старше он или моложе столицы, но в летописях впервые упоминается в 1146 году, а Москва – в 1147. В Зарайске есть маленький квадратный кремль XVI века, Гостиный двор XVIII века, река Осётр. А еще в Зарайске есть футбольный клуб Динамо, играющий в Первенстве Московской области (это второй по силе областной дивизион).
Интригующее сочетание факторов. Ну как было не съездить в такой город. И вот съездил – в компании с фотографом-граундхоппером Сергеем Новиковым, автором большого фотопроекта о российском любительском футболе Grassroots.
В связи с этой поездкой удалось познакомиться с новой московско-подмосковной реалией – недавно открывшейся автостанцией рядом с недавно же открывшейся станцией метро «Котельники». Автостанция переехала от метро «Выхино». Теперь все автобусы юго-восточного направления (Рязань, Коломна, Зарайск, Луховицы и более близкие маршруты) будут отправляться отсюда. А площадка бывшей автостанции «Выхино» стоит почти пустая, унылая и покинутая. Только несколько маршруток сиротливо жмутся друг к другу.
Новая автостанция «Котельники» в настоящий момент представляет собой огромную заасфальтированную плоскость. Никаких строений нет. Билетные кассы располагаются внутри обычного московского рейсового автобуса. Кассирши сидят у приоткрытых окон и продают билеты. К автобусу тянутся длинные очереди. Но, наверное, скоро здесь построят новый прекрасный автовокзал, там будет просторно, тепло и уютно, и вообще все будет хорошо.
Или не будет.
Зарайск оказался очень симпатичным маленьким (24 тыс. жителей) купеческим (в прошлом) городом. Прекрасный вид за реку Осётр – поля, «бескрайняя даль». Много старых домиков примерно позапрошлого века. Фермерская ярмарка рядом с Гостиным двором. Какой-то фермер привез целую машину невероятно прекрасной капусты, наверное, примерно такую же выращивал император Диоклетиан.
Безымянный стадион (в таких случаях принято по умолчанию называть стадион «Городским») располагается в стороне от центра, в начале скромной по размерам зарайской промзоны. Было опасение, что ни на что уже не претендующая каширская команда может не приехать (не набрался состав, не выделили транспорт – причин может быть много, на таком уровне неявки в конце сезона – не редкость). Это было бы очень досадно – 130-километровая, почти трехчасовая поездка оказалась бы напрасной. Но Сергей еще издалека увидел разминающихся игроков в белой форме. Значит, все будет.
Стадиончик скорее радовал глаз, чем не радовал. Единственная трибуна с пластиковыми сиденьями в пять рядов и под пластиковой крышей. Натуральный газон в сносном состоянии (летом, наверное, и вовсе был неплох). Беговая дорожка в прекрасном состоянии (не грунтовая, искусственная). Ни с того, ни с сего – огромное черное электронное табло (не работающее). Под табло огромный плакат с до боли знакомыми словами: «От значка ГТО к олимпийской медали» (детство, детство, тебя не вернуть). Рядом со стадионом возвышается живописно-ржавая металлическая конструкция неизвестного промышленного назначения.
На поле разминаются две команды – в белой и в синей форме. Непонятно, кто из них Динамо – клуб с таким названием может выступать и в тех, и в других цветах.
Пять минут до начала матча. На трибуне 2 (два) зрителя – Сергей и автор этих букв.
Появился судья, команды построились перед трибуной, издали коллективные звуки «физкульт-привет», и игра началась.
Судья одет несколько странно. Весь в черном. Но это не обычная судейская черная форма. На судье черная куртка (кажется, теплая), очень широкие и при этом короткие (чуть ниже колена) черные штаны, издалека похожие на галифе, черные гетры и черная шапочка. Боковых судей нет (во второй подмосковной лиге такое практикуется).
Команда в синем забила на первой же минуте. Поскольку за матчем по-прежнему наблюдало два человека, никакой зрительской реакции не последовало. По-прежнему непонятно, кто Динамо Зарайск, а кто СТС Кашира.
Судья практически не бегал. Бо́льшую часть матча он бродил в районе центрального круга, лишь изредка добредая до штрафных площадок. В отсутствие боковых судей ему было трудно фиксировать офсайды, и его решения в этой области носили на себе отпечаток случайности, если не сказать более грубо.
Команда в синем наседала, создавала моменты, но команда в белом провела контратаку и забила. По-прежнему нет реакции трибун в виду отсутствия тех, кто мог бы реагировать на происходящее.
Наконец, на трибуне появилась группа из пяти «кузьмичей» – пролетарского вида дядек возрастной категории 40+ (позже численность группы выросла до восьми). Команда в синем к тому времени закатила еще три гола, и по вялым крикам пролетарского вида дядек стало понятно, что в синем – Динамо.
На исходе первого тайма счет был 4:1. Динамо доминировало. На скамейке запасных Каширы не было ни одного запасного, а у Динамо – целых четыре. Это означало, что во втором тайме Кашира совсем сдохнет, а у Динамо появятся свежие силы, и будет полный разгром.
В общих чертах, так все и получилось.
Свисток на перерыв судья дал почему-то ровно через сорок минут после начала матча. В перерыве игроки не ушли ни в раздевалку, ни к своим скамейкам запасных – просто остались стоять посреди поля. Прошло две минуты, судья свистнул, поставил мяч на центр, и игра возобновилась. Первый тайм – 40 минут, перерыв – 2 минуты. Почему так - непонятно. Может, просто так договорились. Может, кто-то куда-то опаздывает. Автобус, может, надо отпускать как можно раньше. Может, просто решили не мучиться слишком долго на холоде – все равно никаких задач уже перед командами не стоит, Динамо не светит место выше третьего (оно ничего не дает, кроме некоторого сомнительного морального удовлетворения), Кашира уныло плетется на восьмом месте из одиннадцати. Не за что биться, как поется в песне. Сыграли быстренько – и по домам. Субботний вечер. Телевизор. Выпить. Ну и так далее. Поэтому тайм – 40 минут, перерыв – 2 минуты.
А может быть, есть какие-то совершенно другие причины. Узнать это невозможно.
В втором тайме Динамо снова принялось крушить своих оппонентов, быстро забило два гола. А дальше пришло время судейского творчества. Сначала человек в черных галифе поставил, как показалось, несуществующий пенальти в ворота Динамо, который был реализован. Потом назначил опасный штрафной в те же ворота (штрафной вполне справедливый). Игрок Каширы хорошо пробил в самый угол, зарайский голкипер в красивом прыжке отбил мяч на угловой. Но человек в черной шапочке почему-то свистнул и показал на центр. Гола не было, но гол был. Игроки Динамо даже не стали возражать, просто коллективно застыли на некоторое время в недоумении. Никто даже не произнес словосочетание «товарищ судья».
Кстати, в низших лигах игроки всегда так обращаются к судьям, по-советски – «товарищ судья». Какое-то оно уютное, это старомодное обращение. Симпатичное какое-то. Товарищ судья.
В одном из эпизодов игрок Каширы грубо срубил игрока Динамо, но судейской реакции не последовало. Игрок Динамо сначала просто заорал «аааааа», а потом высказался: «Товарищ судья, <…>, ну что за <…>, сколько, <…>, уже можно, на <…>». Товарищ судья безмолвствовал.
В конце Динамо забило еще гол – 7:3. Так все и закончилось. Второй тайм тоже длился 40 минут. Кузьмичи хлопают, издают одобряюще-довольные звуки. Когда мы с Сергеем проходили мимо них к выходу, один из зарайских кузьмичей крикнул нам: «Ну что, ребята, не удалось сравнять? Слаба, слаба что-то ваша Кашира!».
Наша Кашира. В Ивантеевке приняли за красковского, в Зарайске – за каширского.
Не стали отрицать. Надо будет теперь в Каширу съездить.