На подводных крыльях
21 июля 2024 г. Новороссийск, стадион «Центральный». ФНЛ. «Черноморец» — «Чайка» (Песчанокопское) 1:2. 6158 зрителей (вмещает 12500).
Когда планируешь добраться от Сочи до Новороссийска не на своей машине, а общественным транспортом, и перебираешь варианты, то нужно принимать во внимание сочетание трех факторов — быстрота, удобство, дороговизна. Автобус — дешево, долго, неудобно (дорога с многочисленными «серпантинами»). Такси — очень дорого, удобно, долго (опять-таки, «серпантины»), хотя и быстрее, чем на автобусе. Поезд — дешево, удобство зависит от категории вагона, очень долго (ехать с пересадкой в Краснодаре). Судно на подводных крыльях — максимально быстро, удобно, умеренно дорого.
Да, из Сочи до Новороссийска и обратно каждый день ходит судно на подводных крыльях «Севастополь». Оно идет по морю вдоль берега, самый прямой маршрут из всех вышеперечисленных. По расписанию путь занимает четыре с половиной часа, с заходом в Геленджик.
Решил ехать (правильно говорить «идти») именно этим путем. Тем более, что как-то так получилось, что к 55 годам ни разу не ходил по морю. Ну, не совсем ни разу. Когда мне было семь лет и мы с мамой отдыхали в Новом Афоне, была прогулка по Черному морю на небольшом, утлом суденышке. Во время прогулки разыгрался довольно сильный шторм. Не запомнил практически ничего. Помню только, что была сильная качка и все вокруг блевали — кто-то за борт, кто-то на палубу, кто-то в припасенный пакетик. Помню, что сильно мутило, и какой-то дядька ткнул пальцем в заклепку на двери и сказал, что надо все время смотреть на нее, а по сторонам не смотреть. И тогда есть шанс не блевать. Не помню, блевал я или нет. Может, и удержался как-то. В общем, мореходный опыт был так себе. И вот появился хороший повод познакомиться с морем более основательно.
На сайте судоходной компании размещены фотографии судна и планировка салона. Основная часть — эконом-класс, передняя — комфорт. Не пожалел лишние две тысячи и купил билет в первый ряд комфорт-класса ради, как мне казалось, чудесного обзора. Летишь на подводных крыльях со скоростью 60 километров в час, и перед тобой расстилается сверкающая на Солнце морская гладь — так мне представлялось предстоящее путешествие. На практике все оказалось немного не так.
Салон комфорт-класса был действительно просторным и удобным, с отличными самолетными креслами. Но обзор разочаровывал. Сидя в первом ряду, видишь перед собой некое подобие наклонного стола, а передние окна находятся значительно выше, и в них видно не море, а небо. Моря не видно вообще. К тому же на этом наклонном как бы столе установлен огромный телевизор, так что и небо было не очень видно. Телевизор, к счастью, не включали, может быть, он вообще не работал. Трудно сказать, зачем он нужен, и именно в этом месте.
К моменту выхода из порта Сочи погода испортилось. Пасмурно, ветер, волны (вроде, небольшие). Когда вышли в открытое море, в салон комфорт-класса пришел морской служащий и сказал, что нам всем надо сейчас встать и перейти на корму. Потому что совокупная тяжесть наших тел не позволяет судну встать на крыло. А когда судно встанет на крыло, можно будет вернуться на свои места. Пассажиры комфорт-класса, хватаясь за поручни и другие попадавшиеся под руки предметы, переместились в буфет на корме. Качка была ощутимой, но в принципе терпимой. Потом судно разогналось, встало на крыло, и нам сказали, что можно возвращаться обратно на нос. Это было тяжелым путем. Сочетание волн, быстрого хода и подводных крыльев создавал эффект стиральной доски. Дикая вибрация и качка. Передвигаться очень трудно. По дороге зашел в туалет — это было незабываемым и довольно опасным приключением. Кое-как доплелся до своего первого ряда, с трудом держась за поручни. Были опасения, что сейчас начнет мутить, как тогда, в детстве, в Новом Афоне. А пакетика-то и нет. И за борт блевать в данном случае не получится. Но ничего, как-то обошлось.
Впереди видно серое грозовое небо, слева серое море, справа тоже серое море, волны с белыми барашками, смутные очертания гор в густом тумане. Льет, перестает и снова льет дождь. Иногда сверкают молнии. МЧС прислало эсэмэску, из которой следовало, что над морем возможно образование смерчей. И лютая тряска, и качка. И так еще четыре часа. И так еще три с половиной часа. И так еще три часа. Не думал, что буду вот так считать, сколько еще осталось все это терпеть. Думал, что все будет как-то по-другому. Человек предполагает.
Кстати, на протяжении почти всего пути ловился мобильный интернет, хотя до берега было довольно далеко. Можно было отслеживать продвижение по онлайн-карте. Дагомыс, Лоо, Лазаревское, Туапсе.
Ближе к Геленджику распогодилось. Иногда даже появлялось Солнце. Волнение и качка постепенно сошли на нет. Геленджикская бухта и сам Геленджик (с моря) красивы. Что-то есть особенное в этом — когда судно входит в бухту, приближается к берегу, причаливает, швартуется. Почему-то вдруг остро ощущаешь, что вот прямо сейчас ты вдруг, почти случайно, слегка, но все же приобщился к одному из древнейших и важнейших занятий человечества.
А потом, почти сразу, — множество судов, стоящих на рейде новороссийского порта, вход в Цемесскую бухту, гигантский порт (крупнейший в России), бесчисленные причалы, стоящие у них огромные контейнеровозы и сухогрузы, город и горы, амфитеатром окружающие бухту и порт. И уже совсем забылись и качка, и эффект стиральной доски. Все эти маленькие неудобства — ерунда. А приобщение — пусть и мимолетное, пусть и всего лишь в качестве пассажира комфорт-класса, сидящего в удобном кресле, — к мореходству, — это важно. И хорошо, что решил идти этим путем, и хорошо даже, что была эта непогода, и тряска, и молнии вдали. Хорошо, что все это было, даже трудно объяснить, почему именно.
В Новороссийске заселился в гостиницу, посмотрел матч Динамо — Факел (3:1) и лег спать.


На следующий день вызвал такси к гостинице, обозначил первым пунктом смотровую площадку на противоположном берегу Цемесской бухты, а следующим и окончательным пунктом — снова гостиницу. Съездить туда и обратно. Это было захватывающее путешествие, бухта и Новороссийск с другого берега были прекрасны. Больше ничего об этом сказать не могу, красоту трудно описывать.



Вечером был футбол. Стадион «Центральный» — старый, советский, с историей. Построен в 1930-м, во время войны разрушен, в 50-е восстановлен, свой нынешний вид приобрел уже в XXI веке. Да и сам новороссийский Черноморец — клуб с историей. Считается, что основан в 1907 под именем Олимпия. То есть, это один из старейших клубов страны, наряду с ореховским Знаменем Труда, Коломной и тоже Знаменем, но ногинским.
Стадион — ну такой, обычный. Четыре отдельных друг от друга трибуны. Северная (заворотная) ровно в два раза выше остальных трех. Беговые дорожки. Над Восточной трибуной — небольшая крыша-навес.
Собралось больше шести тысяч зрителей, солидный показатель для Первой лиги. На Северной трибуне — активный сектор местных (человек 30 на глазок), на Южной — гости из Песчанокопской. Их было если и меньше новороссийских, то ненамного. Перформанс скромный — у гостей он ограничивался маханием одним голубым флагом с контурным изображением белой чайки, у черноморцев — баннеры с названием клуба, с названием группировки (Originals), с несколько странным призывом «Играйте в футбол», и еще один, небольшой, который разглядеть не удалось. Из кричалок запомнились «Вперед! Родной! / Наш Черноморец дорогой! / Играй и бейся до конца! / За бело-синие цвета!», «Моряки, вперед!» и «Вперед, Новоросс!». Еще в какой-то момент вдруг послышалось до боли знакомое, родное: «Наша крыша едет год от года, и в шизе всегда полно народу!». Только вот начало как-то пропустил, и осталось неизвестным, чего для них «на свете лучше нету».
Перед игрой диктор, объявляя состав хозяев, выкрикивал имена игроков, ожидая, что зрители в ответ, как это принято, будут орать соответствующие фамилии. Но ответом ему, как говорится, было молчание. Не совсем полное, но дружного скандирования не получилось. Может быть, состав перед сезоном сильно поменялся, и новых игроков толком не запомнили, трудно сказать.
Диктор объявил состав Чайки и произнес: «На матче присутствует президент футбольного клуба Чайка Андрей Иванович Чайка».
Об игре трудно сказать что-то определенное. Она была, как принято говорить в таких случаях, равна. Гости открыли счет в середине второго тайма, ближе к концу Черноморец сравнял, и уже в добавленное время Чайка снова забила, вызвав радостное махание голубым флагом с белой чайкой на Южной трибуне.
Один из болельщиков Черноморца сказал: надо их всех расстрелять, уволить и набрать новых.







Так получилось, что в этой поездке самым интересным было не знакомство с новым стадионом, не футбол, в общем, не граундхоппинговая часть процесса, а путь к месту назначения. Пасмурное небо, серое море, волны, подводные крылья, эффект стиральной доски и качка. И вид Геленджика с моря. И Новороссийский порт. И сам Новороссийск (перед футболом взял такси и проехал вокруг всей бухты, до села Кабардинка и обратно, это было прекрасно). Так бывает, потому что граундхоппинг — это не только (иногда не столько) стадионы, футбол, фанаты, кузьмичи и соответствующий антураж. Это и дорога, конечно. Иногда даже кажется, что дорога — это самая важная часть граундхоппинга, но это, конечно, не так, или не всегда так.
Обратно шел (да, не ехал, на плыл, а именно шел) тоже морем, тем же стремительным судном «Севастополь». Путь был идиллическим — ровная сияющая на Солнце морская гладь, никакого ветра и волн, никакой стиральной доски и тряски. Правда, снова пришлось временно переместиться на корму, но это было не трудно. Ровный, быстрый полет над морем. Справа по курсу — открытое синее (Черное) море, слева — берег, белые города и поселки, горы. Удалось даже поспать. Прибыли с сильным опережением графика. Все идеально.



Почему-то эта идиллическая обратная дорога не произвела особого впечатления.