Нас reboot, а мы крепчаем
Вот и закрылась эта трансферная форточка.
В этот раз она работала не на вдув, а на выдув, унеся с собой Вальбуэна, Рондона и прочих, а обещания прихода новых кудесников мяча из-за бугра растаяли, словно туман, с наступлением первого сентябрьского утра. И все те, кто до последнего момента надеялись и верили на то, что именно его клуб окажется исключением из правил, а его покровитель из лица сильных мира, расположенного на бывшей “одной шестой части суши”, несмотря на все происходящее в календарных рамках 2015 года сможет обеспечить благоденствие и достаток, принялись в очередной раз заламывать руки, рассуждать про падения уровня и копать рядом с символической могилой российского футбола (где он был захоронен при изменении лимита на легионеров) еще одну, куда теперь необходимо перенести останки. Нет, я, конечно, понимаю, что надежда на лучшее теплится всегда, но нельзя же жить в двух метрах над уровнем земли? У происходившего с клубами РПЛ в период этого окна дозаявок (которое более логично назвать окном отзаявок) существует вполне четкое определение из бизнес-терминологии – минимизация издержек. Раньше было принято жить на широкую ногу, не стесняясь в затратах (потому что биг босс практически у всех находится на государевой службе или около нее, поэтому сможет отщипнуть свой кусок пирога – кто с яйцом и зеленью, кто с мясом, а кто с трюфелями и рокфором). И даже пресловутый ФФП особо указом не казался – то ли в надежде на смекалку, то ли на опыт в сокрытии итогов финансовой деятельности, или же на традиционный русский авось. И вот так бы век жить да поживать, но пришла беда откуда не ждали – баррель за 50$ и перекредитоваться негде, отчего ассортимент начинки на пирогах стал стремительно уменьшаться, воплощая в явь страшный сон топ-менеджмента российских футбольных клубов: пришлось начинать жить на свои. То есть вступила в действие та формула, о которой так долго говорили (но не большевики), но вот реакция на нее из разряда “за что боролись – на то и напоролись”.
Вот ЦСКА прошел в группу ЛЧ и может теперь переподписать Вернблума – правда платежную ведомость все равно нужно разгружать, поэтому те, на кого ставка в этом сезоне не делается, больше не просиживают штаны на лавках, а розданы по арендам. Просто потому что деньги любят счет, а в кризисные времена эта любовь является одним из принципов выживания. И не будь этого выхода, выдранного у португальцев на флажке – то и шведу можно было бы помахать вслед, и встал бы вопрос финансирования остального состава. Или Зенит – продал за дорого Рондона, играет в группе ЛЧ и теперь может продолжать оплачивать контракты Халка, Гарая и прочих импортных кудесников мяча до зимы так уж точно (а там либо получится выйти в плей-офф, заработав еще на пропитание иностранной диаспоре, либо кого-нибудь из них придется зарезать, для того, чтобы можно было откармливать других). А на Моутиньо и других потенциальных кандидатов, которых сватала в Санкт-Петербург пресса) уже не выделяют средств, поэтому и тут минимизация расходов тоже начата (несмотря на ореол финансовой стабильности и безграничных возможностей, который создал себе питерский клуб). Правда это никак не умещается в сознании португальского тренера, которого отчасти можно понять, так как с его точки зрения происходящее подозрительно смахивает на банальный кидок (и даже компенсацию по примеру дона Дигидона снять будет весьма проблематично). А вот у Динамо подобной подушки безопасности не было (несмотря на Ротенбергов, которым Петровский парк прежде всего интересен как девелоперский проект с нагрузкой в виде футбольного клуба) – так что здравствуйте, Катрич и Морозов. Впрочем кому как, а вот лично мне достаточно интересно наблюдать теперь за пионеротрядом Кобелева.
И, вдобавок к вышеупомянутой минимизации, пришел полный пушной зверь reboot в виде концептуальной подготовки к ЧМ-2018 и перезагрузки картины нынешнего футбольного пространства. По традиции первым выступил хор плакальщиков, затянувший привычную песню про паспорта и их переоцененность, но вот если задуматься над тем, кто олицетворяет эти паспорта, то вырисовывается прелюбопытнейшая картинка футболистов с российским гражданством можно разделить на несколько групп.
Группа первая. “Едем с ярмарки”. Осколки сборной Хиддинка, которые находятся в отчаянном поиске последнего значимого контракта. Павлюченко, натерший мозоль на лавке в Черкизово и сменивший ее на более удобную краснодарскую лавку. В том же городе и на том же стадионе, но в составе другой команды ту же функцию по обогреву выполняет Торбинский. Билялетдинов, которого вполне уже можно назвать якорем, так как его наличие в составе очередной команды уже не первый раз тянет ее ко дну. Или Жирков, давеча не сошедшийся в деньгах с Зенитом. Тут как раз и сказался, на мой взгляд, пресловутый ореол команды, живущей по принципу загулявшего командировочного, который готов оплатить два счетчика в такси – деньги-то казенные. Правда весьма сомнительно что Жиркову кто-нибудь предложит больше, но … если привык есть на завтрак икру, то переходить на икорное масло уже как-то и в падлу. Да и в планы помянутой выше перезагрузки к домашнему чемпионату игроки из этой группы (упомянул далеко не всех) вряд ли вписываются.
Группа вторая. “С серебрянной ложкой в …”. А вот эти скорее всего на мундиаль попадут. Их еще детьми лимита называют. И два наиболее знаковых представителя этой группы – Дзюба и Кокорин. Первый успел ухватить за хвост улетавшую в другие страны птицу денежного счастья и шагнул в последний момент в вагон денежного поезда, где уже удобно расположился второй. Я вот никак не могу разобраться – а в чем же, собственно, их громадные футбольные таланты? Агенты хорошие? Да, несомненно. Понимают значимость пиара и раскрутки? Тоже не отнять. Но пока что с игрой в футбол это как-то не очень сильно соотносится. Способности у ребят есть, безусловно, но пока кажется что на безрыбье нападающих отечественного производства они просто наловчились ставить раком существующих и потенциальных работодателей. Правда у Кокорина с Зенитом тоже не наступил финансовый консенсус (см. про Жиркова – вид сбоку). Однако тут последним контрактом еще и не пахнет, да и варианты тоже имеются (памятуя о недавно закончившейся саге с переходом Кокорина в Англию хочется съязвить, что он действительно туда переходит … пешком… к следующему трансферному окну дойдет). Да и в конце-то концов можно сферу деятельности сменить, в шоу-бизнес податься – там у Тарасова (еще одного представителя данной группы) блат, жена работает.
Группа третья. “Племя молодое, незнакомое”. Часть из них мы их видели в футболках сборной России в период деклассирования главной команды итальянским специалистом. Теперь же Ефремов сдан в аренду в Чехию, Миранчук и Головин терпеливо наблюдают со скамейки, как играют их старшие товарищи и набираются опыта, а Давыдов мессианствует в Спартаке-2. Со Спартаком, кстати, забавно вышло – столь не любимый и всеми гнобимый турок из Швейцарии подтащил к основному составу молодежь, а когда концепция изменилась и дух возродился, то как-то оказалось что она, молодежь, недостаточно этим самым духом пропитана, что ли, и на новый виток путь держать будут "черпаки" и "дедушки", а "духам" дорога в ФНЛ. Да и банда Хомухи еще объективно не дозрела не то, что до сборной, но и до уровня РПЛ (да и институт молодежной сборной никто не отменял – это только дедушка Фабио забыл, что она существует). В плане туманных и отдаленных возможностей эта группа игроков имеет шанс быть целевым объектом перезагрузки – но сейчас за именно эти паспорта особо и не переплачивают.
Есть еще масса, заполняющая собой пустоты. Типа Олега Иванова, которого каждое межсезонье собирается пригласить к себе клуб с более амбициозными задачами, но в итоге он остается там же, где и был – на кадыровских харчах. Или звезд сезона типа Портнягина, которому вряд ли светит стать вторым Бухаровым, ибо не повезло выстрелить в эпоху минимизации затрат. Или первых парней на деревне типа Касаева, Самедова, Ионова и так далее, которые время от времени просто выныривают из помянутой массы, после чего возвращаются на привычное место между Коломейцевым, Дьяковым, Новосельцевым, Семеновым и т.д. Так что футболист с российским паспортом (именно футболист, в первую очередь футболист), за который нужно платить – это явление достаточно штучное. Точнее не так – Дзагоев, Шатов или Широков были бы ценны и без четкой привязки к паспорту, а просто как футболисты.
Помните старый анекдот: - Меня что-то Гондурас беспокоит… - Так не чеши его. В реалиях российского футбольного пространства долгое время хорошим тоном было чесание гондурасов футболистам. Чесали ассигнациями. Судя по итогам закрывшегося трансферного окна теперь чешут меньше, временами даже отказываясь от почесываний, а деньгам пытаются найти более лучшее применение. Просто для того, чтобы не переплачивать исключительно за паспорт, нужно всего лишь одно действие – перестать именно за него платить и перекупать игроков ради него. А при покупке заморского кудесника не всегда стоит убивать конкурентов личкой, от которой помянутый игрок не сможет отказаться - чревато это, времена имеют свойство меняться. И если в периоды финансовой стабильности российский футбол не смог научиться подобным вещам, то, быть может, поможет происходящее сейчас шоковое лечение. “Но зато теперь мы знаем каково с серебром – посмотрим каково с кислотой” © БГ.