Футбольные грани импортозамещения
11 августа сего года на встрече со спортивной общественностью Рязани Министр спорта Российской Федерации Виталий Мутко заявил о намерении выкупить тренерский контракт Леонида Слуцкого у ПФК ЦСКА в том случае, если работа последнего в национальной команде будет признана успешной. Вот вам прямая цитата с одного из ведущих отечественных новостных порталов tass.ru: «Сейчас Слуцкого взяли на четыре игры. Если у него получится, то мы выкупим его контракт, и он будет работать в сборной до чемпионата мира. А мне кажется, что у Слуцкого все получится». Вот так…
Давайте представим, что под руководством самого успешного на данный момент отечественного специалиста сборная России пробьется на EURO-2016 (правда, для решения данной задачи, скорее всего, потребуется провести не четыре, а шесть (то есть еще пару стыковых) встреч. И вот РФС выкупает контракт Слуцкого у ЦСКА… Накануне новогодних праздников… Леонид Викторович продолжает создавать команду с прицелом даже не на EURO-2016, а на домашний ЧМ-2018. Разумеется, в отрыве от ЦСКА. Но… в штате петербургского «Зенита»?
Иллюзия, бред, плод болезненного воображения?.. На первый, т.е. поверхностный взгляд, да. Ну, а если поразмышлять?
В СМИ только-только схлынула волна, поднятая обсуждением проблемы лимита легионеров в российских клубах. В конце концов, приняли схему «6+5». За введение таковой в определенный момент высказался не только Виталий Мутко, но и Председатель правления ОАО «Газпром» и вице-президент Российского футбольного союза Алексей Миллер. Сами клубы, так или иначе, все чаще ориентируются на «доморощенные кадры». «Зенит» – не исключение. Эксперты в открытую говорят о том, что из этой команды делают базовый клуб сборной. Переходы Артема Дзюбы из «Спартака» и Артура Юсупова из московского «Динамо» в «Зенит» явились лишь первыми знамениями новой кадровой политики петербургского клуба, который принялся распродавать иностранцев. Так, Соломон Рондон уже в английском «Вест Бромвиче». Вовсю муссируются слухи о скором расставании с Питером Акселя Витселя. В сфере интересов «Зенита» уже оказались Алексей Миранчук, Эльмир Набиуллин и Александр Кокорин. Похоже, что петербуржцы проводят массовую мобилизацию лучших отечественных кадров в стиле ЦСКА 2001-03 годов. Андре Виллаш-Боаш всем этим не доволен, о чем заявляет на каждой послематчевой пресс-конференции чемпионата РФПЛ. Тем временем «Зенит» становится все более и более русским клубом и, судя по именам и фамилиям конкретных исполнителей, все более базовым для национальной сборной. Ресурсы того же ЦСКА в этом плане строго ограничены. Не исключено, что на ЧМ-2018 армейцев в главной команде страны будут представлять лишь Акинфеев с Дзагоевым.
Возникает вопрос: а какому тренеру надлежит работать с базовым клубом сборной? При условии если контракт Слуцкого с ЦСКА через полгода будет действительно выкуплен? Совмещения потом точно не будет, вы в этом уверены на все сто? А если «Зенит» вдруг (нет, мы, питерцам не желаем ничего плохого) останется за чертой плей-офф ЛЧ-2015/16? И при этом Виллаш-Боаш продолжит делать громкие заявления, раздражающие не только болельщиков с берегов Невы? Чем португалец оправдает возможный невыход «Зенита» в 1/8 финала ЛЧ? Приснопамятным лимитом и вызванным оным «импортозамещением» в составе? Чаша терпения руководства клуба в таком случае не переполнится и оно с Виллашом-Боашом досрочно не расстанется? А Слуцкому, к слову, с российскими футболистами работать куда комфортнее, чем португальцу, чей контракт с «Зенитом» действует до лета 2016 года. Что может произойти дальше?
А дальше (и это отнюдь не теория заговора, и не конспирология на пустом месте) Леониду Викторовичу может поступить предложение поработать с базовым клубом сборной, т.е. с «Зенитом». Если такое действительно произойдет, шум будет стоять тот еще… И утихнет он не скоро. Не стоит забывать, что именно «Зенит» и ЦСКА – два по-настоящему реальных претендентов на победу в национальном чемпионате. Так было несколько лет подряд и в течение ближайшего года этот простой расклад едва ли изменится. Для «Зенита» приход Слуцкого станет новогодним подарком, армейцам же в такой ситуации, мягко говоря, не позавидуешь. Остается, правда, самый главный вопрос: как в такой ситуации поступит сам Леонид Викторович?
Поживем – увидим… Изложенное нами – лишь цепь предполагаемых событий, некий сценарный план, который, вполне вероятно, и не будет никогда реализован. Он зависит от сложной комбинации обстоятельств, событий, которые пока еще не произошли. Но он, как, впрочем, и все в нашей жизни, все-таки возможен, не правда ли?
Фото: Станислав Красильников/ТАСС