9 мин.

Побахорим по-кацкие, или в поисках белой коровы

Приветствую всех, кто неравнодушен к путешествиям. Сегодня я приглашаю вас в необычную поездку. Мы посетим русскую глубинку, а именно кацкую деревню, затерявшуюся вдали от цивилизации и уникальную во всех отношениях. В ней проживают люди, унаследовавшие эту землю от своих прадедов. Они чтут традиции, соблюдают обряды, берегут свою этническую культуру. Здесь, как правило, замуж выходят и женятся только на своих. До сих пор практически невозможно купить дом в кацкой деревне, потому что вы всегда будете чужаком. Поэтому здесь нет ни одного дачника или человека, случайно оказавшегося в этих краях.

       

Деревня, куда мы с вами сегодня отправимся, называется Мартыново. Это одно из крупных кацких поселений в Ярославской области, насчитывает 55 домов, в которых проживают на сегодняшний день около двухсот жителей – все коренные кацкари. Вы скажете: «Ну, подумаешь 55 домов в деревне! Эка невидаль!» К сожалению, в средней полосе России деревни уже практически вымерли. Можно встретить населенные пункты, где проживает от силы человек десять, а то и меньше. И это не в глубинке, а в радиусе 100 километров от Москвы. Что уж тогда говорить об удаленных регионах. Но вернемся в деревню кацкарей. Существует легенда о ее появлении:

        

Образовалась эта волость в 1461 году. Люди, проживающие в этой местности, называют себя кацкарями и разговаривают на своем диалекте. Они чувствуют себя народом в народе. Интересны тем, что в значительной степени смогли сохранить угро-финские корни, полностью не смешались со славяно-русским окружением за столь долгое время соседства. У них отличается не только речь – отличается быт, промыслы. Кацкари бережно относятся к своей истории, благодаря чему сохранились многие поистине уникальные традиции. Поселения этого народа расположились по берегам реки Кадка.

        

Многие кацкари уходили на заработки в город, а их жены оставались дома с детьми, вели хозяйство. Шестьсот километров отделяло Кацкую волость от Петербурга, и столь долгий путь до столицы они всегда проходили пешком, а когда появилась железная дорога, то очень обрадовались этому событию – ведь по железной дороге ходить стало намного легче! После отмены крепостного права многие перебрались в город, но свой уникальный  диалект сумели сохранить. Он впитал в себя черты как исчезнувшего языка финно-угров, так и речевые особенности славян-кривичей. Послушайте, как звучит кацкая речь. Здесь словно на холст ложится мазок за мазком, создавая неповторимый рисунок.

Белая Коровушка

По нёбёсной глобушке

Цельнёй день маскалит –

Светлядь, теплядь дарит!

Кацкари называют солнце Белой Коровой, ему поклоняются, его воспевают. Маскалит – ходит, перемещается; светлядь – свет; теплядь – тепло.

Кацкари говорят нараспев, при этом они окают: стокан, торелка, боран, робота, зобота), а еще кацкари  ёкают (морё, подпольё, полё, вареньё, ты знаёшь). Причем удаение ставится не на букву Ё. В Кацком стане на этом диалекте говорит около 2000 жителей в 80-и населенных пунктах, расположенных по течению реки Кадка. К слову, Фёдор Иванович Тютчев был кацкарь. Его дедушка и бабушка жили в селе Знаменском на берегу реки Кадки.

Если вы попадете в эти края, то обязательно удивитесь, услышав местную речь. Вот несколько примеров. Если вы хотите сказать, что купили пироги, то в кацком стане это будет звучать так: «Я обызъянился пряжонцами». Образование слова  «обызъянился» никак не связано со словом «обезьяна», а означает «получил изъян, понес напрасную трату, ущерб». Про человека, который болел, но поправился, можно сказать «опнался» – пережил болезнь, а можно «позубел» – просто выздоровел. Обратите внимание, какой разный смысл содержится в этих словах! Приезжих или жителей соседних сёл кацкари называют «заволосными» –  живущими за их волостью. Заволосные не всегда понимают, о чём бахорят кацкари. Любой, кто попадает в деревню Мартыново, услышав живой кацкий диалект, начинает невольно улыбаться и даже смущаться. Режущее слух слово «говеный» здесь обозначает – плохой, образование этого слова пошло от слова «говеть», а не от того слово, которое многим  приходит на ум, когда его слышат.

       

Особенностей у кацкарей «цельнёё голомёно». Кацких диалектных слов около двух тысяч, и если «бахорить по-кацкие, заволосные-то не больнё и смустят про што розговор». Вот несколько примеров слов и словосочетаний из кацкого словаря:

К женщине, ведущей домашнее хозяйство, принято обращаться – хозяйка, к мужчине – хозяин. Существуют обращения «матушка» и «батюшка». К ним могут присоединяться имена.

Вы очень удивитесь, но у кацкарей принято обращение друг к другу «дурак» или «дура». Это неоскорбительно для них. И никаких тебе: дамы и господа, товарищи, гражданин или гражданочка, мил человек и прочее… Например, вот такой диалог:

– Вздравствуй, Катёрина-матушка, куда-то запропастилось ты, и нечуть тебя?

– Вздравствуй, дура! Лядела я.

– Отудобела?

– Лядела, лядела, да и поопналася!

Хочу отметить, что мат у кацкарей не одобряется. Жители стараются обходиться без него. Например, если хотели послать кого-то в даль светлую, говорили вместо матерных слов «ветер». Никто не может сейчас объяснить, почему именно «ветер», но всем было понятно значение этого слова и куда и зачем послали собеседника. Вот такие они, кацкари!

       

Одно из главных правил кацкого народа – на первом месте работа, а с ней воспитываются «старанье» и «сбереженье». Здесь по каждому вопросу односельчане советуются друг с другом. До сих пор на большие праздники, свадьбы, юбилеи собираются всей деревней. Ставятся длинные столы с лавками, угощение готовится в русских печах. Хочу отметить, что деревня не газифицирована, как и многие-многие населенные пункты нашей страны. Но это отдельная тема для разговора.

Здесь до сих пор существует колхоз с очень правильным названием «Верный путь», вроде бы правильной дорогой идут, а вот водопровода так и нет, вода только в колодце или на реке. Печь в доме жизненно необходима, без нее дом не обогреешь, еды не приготовишь. Да и до середины 70-х годов печку использовали в качестве бани. Её нужно было хорошо протопить, выгрести уголь и золу, для проверки температуры в печь бросали щепотку муки. Если та не загоралась, это означало, что сильный жар спал и можно мыться. Стелили солому, на которую клали материю, чтобы она не кололось.

На каждом дворе у кацкарей имеется по два трактора (один свой, другой колхозный). А как в сельской местности без трактора? Легковые автомобили тоже имеются. Без них трудно жить в деревне. Все же в город то за тем, то за другим ездить необходимо, да и работают многие в близлежащих городах. Так что транспорт необходим.

Многие уехали в город, где не надо дрова на зиму заготавливать, воду приносить с колодца, где хорошая зарплата. Но остались в деревне люди, кому дорога́ история своего народа, традиции, обычаи, кто хочет возродить интерес к своему краю, к обрядам, кто остался верен земле прадедов. А началось все с собственного журнала «Кацкая летопись» и одноименного Клуба. Благодаря группе энтузиастов появился первый музей в деревне при поддержке и финансировании районной администрации. В школе обязательным предметом был кацкий диалект. Но четыре года назад школу в деревне Мартыново закрыли, и детей (а их порядка 20 человек) возят учиться в соседнее село. К сожалению, сегодня  кацкий диалект идет там как факультативное занятие.

 

       

С открытия музея началась новая жизнь деревни. Дом 1910 года постройки под первый деревенский музей продала жительница деревни, так как в ее преклонные годы уже трудно было управляться по хозяйству, содержать огромный дом в порядке. В нем 4 комнаты, выложенная изразцами печь. Построен он на «городской манер», что не типично для деревенских домов, так как отапливать такой дом проблематично и дорого. Его построил приказчик, работавший в Петербурге. Дом по тем временам был богатый. Посетители могут заглянуть в каждый уголок дома и всюду встретить старинный кацкий быт. Сегодня интерес к кацкарям огромный, едут со всей страны, чтобы окунуться в культуру местных жителей, познакомиться с их традициями. Уже и иностранные туристы зачастили в Мартыново. А музеев на сегодняшний день здесь уже три. Есть местный театр, в котором разыгрывается представление— коменничаньё, где гляженные (зрители) окунаются в атмосферу деревенского юмора.

У кацкарей язычество тесно переплелось с православием. Они мирно соседствуют, дополняя друг друга и не мешая. В кацких мифах выделяются три персонажа. Белая Кобылица – символ смерти, а  Уж Получато, образно говоря, символ удачи, ему принято ставить на подоконник блюдечко с молоком, прикармливать. Своему хозяину летучий змей таскает всевозможное добро, его можно к себе приручить. Но кацкари твердо верят, что от неправедно нажитого богатства одни болезни и ранняя смерть.

       

Один из самых старинных персонажей - демон Чугрей. Существо, которое своим поведением и манерами вряд ли удивит: этот дух интересуется только мужчинами. Если кто из его запретов нарушит – вмиг закрутит в вихре и унесет мужика неизвестно куда. Одно спасение от него: закрестить топором свой первый след, как из дому вышел. Поэтому топор у здешних мужчин наготове.

Укорон (миф) о Белой Корове – самый главный у кацкарей. Она и на местном гербе, в самом центре. Белая Корова – это символ Солнца, благополучия, удачи и счастья. Хозяйка, встречая на пороге гостя, кланяется со словами: «Пусть к вам примаскалит Белая Корова». Пожелание доброе – Белая Корова символизирует Солнце, тепло, благополучие и процветание. Теперь я точно знаю, где найти Белую Корову. Она пасется на заливных лугах кацких угодий, где росы по утрам рассыпаются капельками бриллиантов по сочной и зеленой траве, где из лесной чащи слышны соловьиные трели, а переспелые ягоды осыпаются на благодатную землю. Если вам нужна удача, то поезжайте в кацкарям, и к вам обязательно примаскалит  Белая Корова.

               

  ● Благодарю Сергея Темняткина, рассказавшего много интересного об уникальном диалекте кацкарей, их жизни, быте, традициях и промыслах. Текст написан на основании его повествования.

  ● Видео YouTube

  ● В работе использованы фотографии автора