Генезис Дмитрия Аленичева
Сегодня впервые посмотрел кино в системе АйМэкс в Меге на Белой Даче. Как давний ярый фанат Терминатора, Старика Шварца, Сары Коннор и всяческой брутальной антиутопии, мечтал посмотреть новое творение голливудских мастеров и получить море впечатлений.
О потраченных деньгах не пожалел. 570 рублей, плюс стакан колы, на попкорн 260 рублей пожалел, тем более люблю кукурузу в вареном виде. Зрителей помимо меня набралось еще человек 10 - всем за сорок, видать фанаты Арни со стажем, смотрели Первого Терминатора еще в старых видеосалонах на маленьких телевизорах, в советском прокате его обзывали Киборг-Убийца. Так звучало заманчивее.
Смотришь фильм и ловишь себя постоянно на мысли - а ведь эту сцену я уже видел, а вот эта драка уже где-то была, а ведь кхалиси реально похожа на Сару Коннор, даже не знаю - кому из актеров лучше удалась роль Джона Коннора, все-таки без Шварца сага теряет всякий смысл. Пусть он постарел, пусть он потерял скорость, пусть суставы поскрипывают - но хочется увидеть его чаще, жаждалуслышать его знаменитое "я вернусь", но почему-то прежней дрожи не испытал.
После просмотра я подумал - а если бы я не видел все предыдущие серии, мне было бы интересно это зрелище? Насколько бы меня увлек этот фильм? Насколько бы мне были смешны эти шутки? Какой резонанс вызвал бы этот киношлягер во мне, будь я младше на 20 лет?
Продолжения любого успешного проекта обречены на бесконечное сравнение с оригиналом, с тем, что Было В Начале. С тем, что было на самом деле. И пусть в Начале было не так много денег, и технологии были пожиже, и актеры получали поменьше, но по разным причинам этот мифический первоисточник вызывает гораздо больше симпатии, чем любые его даже самые дорогие продолжения.
Снимать нечто принципиально новое всегда опасно - ты не можешь не учитывать мнение огромной армии фанатов, которые видели первоисточник, которые точно знают, каким должен быть сюжет, и каким характером должен обладать внук главного героя, какой должна быть его любимая собака, на какой мотоцикле он должен гонять и на какой щеке у него должна быть родинка.
Эти фаны, которым уже далеко за тридцать, не позволят водить их за нос, они все помнят и любую копию подвергнут жесточайшему анализу. Даже главный продюсер обязан учесть их мнение, не говоря про режиссера, специалиста по кастингу, композитора и тд. И уж тем более эта аксиома относится к фанатам моей любимой команды. Ведь мы-то знаем, как должен играть Спартак - уж мы-то знаем.
Нынешний главный тренер Спартака и сам некогда был в числе этих фанов-критиков. Второе место в чемпионате он рассматривал, как провал. Называл игру команды позором. Призывал вернуться к истокам - к тому самому мифическому первоисточнику, к Оригиналу. Он то знает, как должен играть Спартак, и он точно знает, что хочет взыскательная спартаковская торсида и тем более как должна побеждать команда - красиво.
Ну кто не хочет? Все хотят, только не все торопятся выливат ушат помоев на тренера-неудачника, а неудачником неминуемо становится всякий, кто не становится чемпионом. Обязательно найдется горстка фанатов, кто попытается найти позитив в куче навоза, то их всего лишь гостка.
Понимаю Аленичева в стремлении подстраховаться в случае неудачи - никто не требует стать чемпионом именно в этом году, хотя в 2006-м году говорил обратное. Но тогда не он был тренером, не он отвечал за результат, не он давал отчет главному продюсеру - почему кассовые сборы слабые, почему главные звезды проекта или недоигрывают или переигрывают. Сейчас он главный и только он несет ответственность за результат. Старков спустя несколько лет после того нашумевшего интервью пожелал Аленичеву не попасть в его ситуацию. Но у Аленичева есть на данный момент мощнейшее лобби - поддержка со стороны Родионова, ветеранов, специалистов и болельщиков. Чего не было у Старкова.
Самой вопиющей ошибкой Аленичева станет возвращение к истокам, к первоисточнику - к тому, с чего начинался настоящий Спартак, с фирменного кружевного футбола, с искрометной атаки, со стеночек и забеганий. Я обеими руками за красивый футбол, но с поправкой на нынешние реалии.
Когда очередной тренер или специалист начинает разговор о том, как на самом деле должен играть Спартак и его с охотой поддерживают тысячи болельщиков, сразу следует вопрос - ради чего весь этот сыр-бор? Ради пиара, ради дешевой славы, ради очередных лайков?
Спартаку давно пора перестать топтаться на месте и искать новое лицо в современной реальности. Никто не призывает хоронить стеночки и забегания. Однако так любимая всеми Барселона давно похоронила тики-таку, попрощалась в прошлом сезоне с Хави, еще раньше продала Фабрегаса и Вальдеса. Тер Штеген и Ракитич не говорят, что у них кровь сине-гранатовая, однако каталонская публика их приняла. Роднющий Педро сидит в запасе, когда на поле ирокезит Неймар - фанаты Барселоны переварят и его продажу.
Разве не напрашивается покупка настоящего крайнего защитника, способного реально напрячь забронзовевших Сергея Паршивлюка и Дмитрия Комбарова - почему их позиции продублированы игроками с правильным паспортом? И почему нельзя взять по-настоящему сильного крайнего защитника-иностранца? Ведь все топ-команды Европы обязательно имеют в составе хотя бы одного топового латераля - в современном футболе без них никуда. Это непопулярное решение, сменить аборигена на фланге обороны на легионера - и Карпин, и Эмери, и Якин шли этим путем. Но возможно, улучшение игры команды кроется и в подобном неожиданном шаге? Почему нет?
Если перед носом есть хрестоматийный пример развития большого футбольного проекта, его эволюция - ни в коем случае не откат, не упрощение игры, но ее изменение в угоду изменившимся условиям, как внешним, так и внутренним - так какого ляда спартаковские ветераны и спецы наперебой ратуют за возвращение к истокам и только к истокам. Мне кажется нынешний любимец Куинси Промес совершенно не вписывается в красно-белые каноны, как не вписывался ранее и Веллитон, совершенно не вписывается Юра Мовсисян, как и ранее Эммануэль Эменике. Однако пока они давали или дают результат - публика их принимает.
Результат определяет все. Если бы Старков взял первое место - не было бы интервью Аленичева. Если бы Карпин взял первое место в год своего увольнения - никто бы не вспоминал про Эмери. Однако две победы подряд в Лиге Европы говорят в пользу баска - да, он завалил чемпионат, однако после него ни Карпин, ни Гунько, ни Якин не смогли вырулить. И кстати абсолютное большинство спартаковских фанов приводят в пример именно факт успехов Эмери, его титулы, а не качество игры его проектов.
Если Аленичев на самом деле будет строить свой Спартак, с некоторыми узнаваемыми фирменными штрихами, но это будет именно его проект, не в угоду тем людям, которые посадили его в кресло главного тренера - для бывших спартаковцев это кресло будет вожделеннее Железного трона - никто его не осудит, даже если он провалится. Он точно провалится, если будет строить "настоящий" Спартак. Он может быть фрагментами "настоящий, истинный, фирменный", но только фрагментами - изменились игроки, изменились условия, изменились соперники. Пройдет еще много времени, когда Спартак реально преобразится, и вырастут новые игроки, действительно понимающие, что такое стеночки и что такое забегания.
Любая копия остается копией. Тот Спартак давно в прошлом, а машина времени работает с изъянами. В прошлое возвращаются и герои, и чудовища. Будущее предопределено - оно именно такое, каким ты его выбираешь, какие решения ты принимаешь в настоящем. Своими словами и поступками Аленичев вознес себя на красно-белый Железный трон, словно Робб Старк в паралелльной реальности он победносно прошагал от Винтерфелла до Королевской гавани и у стен Красного замка разбил всех соперников. Но кто читает эту замечательную сагу, тот помнит - что гораздо тяжелее удержаться на нем. Как говорил Роберт Баратеон - Рейегар Таргариен, хоть и был повержен, но в итоге оказался победитилем - парадокс.
У каждого тренера Спартака свой путь. Аленичев в начале своего пути. Это Генезис не только для клуба, в первую очередь - это Генезис для Аленичева, как тренера, он может вырасти в Тренера с большой буквы, а может так и остаться автором нашумевшего интервью. Кто-то будет вспоминать его голы в финалах еврокубковых турниров, но для абсолютного большинства он так и останется игроком, сплавившим своего тренера.
Новый Терминатор хорош тем, что в нем играет все тот же старый Арни, он уже не молод, и давно не торт, но с ним эта сага еще способна привлечь зрителей. Вряд ли молодая аудитория проголосует рублем за этот фильм, но зрители со стажем еще охотно идут в кино, им попкорн не нужен - в наше время в видеосалонах этой еды не было. Давно пора рискнуть и снимать что-то принципиально новое, пусть и с некоторой оглядкой на первоисточник. Жидкий Терминатор в свое время был фантастически хорош, но сейчас выглядит убого и нелепо.
Давно пора строить новый Спартак - динамичный, скоростной, разносторонний. Даже наши любимые стеночки в Европе во времена Романцева разбивались о немецкий гранит или чешскую стену - это мы говорим про тот самый первоисточник. Тем более, что сам мэтр в начале нулевых пытался модернизировать игру Спартака - искал новичков, способных придать команде физической мощи, что естественно шло во вред кружевам и забеганиям.
Сага как будто запнулась и встала на месте. После фантасмагорической второй части все три продолжения смотрелись довольно буднично, хотя некоторые эпизоды вызывали восхищение, но не более. Моя любимая команда запнулась в своем развитии - эпизодами она дарит радость своим фанам, но только эпизодами.
Последний пример - сбылась моя мечта попасть на игру Спартака, тем более на новеньком красавце-стадионе. Удалось убедить одного моего друга поехать на игру - добирались из Люберец, он оставил машину в Жулебино и поехали на метро.
Первые пятнадцать минут он смотрел, потом уткнулся в смартфон - какие-то свои дела решал, и так до конца игры. Даже сверхвеселый второй тайм его не разбудил. Короче, не смог я его обратить в красно-белую веру. Не представляю - что нашли новообращенные болельщики Спартака в игре моей любимой команды? Ведь по игре Спартак не особо отличается от того же ЦСКА или Локомотива. Мы сидели на семейной трибуне - всем реально было под сорокет и выше. Немного детишек бегало с флагами. Понятно, почему мы болеем за Спартак, почему мы идем на Терминатора, а что находит молодежь - непонятно?
Своим путем надо идти, Дмитрий Анатольевич, своим и только своим. Стройте свой Спартак, экспериментируйте, импровизируйте, без оглядки в прошлое - только вперед и только вперед.
А заблуждения про стеночки-забегания оставлю на совести автора... на сборах четко просматривалась игра НИЗОМ (можно сравнивать с "прототипом") с общекомандным высоким прессингом (этого не было у раритетого футбола Бескова и Романцева).
Что кроме игры низом роднит Аленичева с "первоисточником", так это наличие в группе атаки сильных и мастеровитых исполнителей при одном чистом опорнике-разрушителе (Глушаков будет даже поярче Булатова и Пятницкого). У Карпина-Эмери-Якина команда играла в два, а то и в три опорника (Ким-Глуш-Ром-Кариока в разных сочетаниях)...
Теперь забить гол может как в старые добрые времена любой (Широков, Промес, Хурадо, Попов, Зе Луиш или подменяющие их в группе атаки люди... и это также новое-давно забытое старое
по мне, так жевать можно, но невкусно! моя кукуруза - горяченный такой початок сочного, истово желтого, кричащего цвета, который мне с беззубой улыбкой вручил с одобрения родителей советский бабай в городе Сочи. год на дворе был 1986 или 1987... вот такое воспоминание из раннего детства.
а по Аленичеву... я очень негативно отнесся в свое время к выживанию Якина и черному пиару Аленичева, не был согласен с огульным хаяньем методов тогдашнего тренера и, в особенности, с рабинерским (по моему) якин-болом. не буду вдаваться в подробности, просто скажу, что в Аленичева не верил СОВСЕМ. я и сейчас то не очень в него верю (слишком мал опыт учителя-воспитателя богатеньких буратин) зато теперь понял, что верю ЕМУ. что он действительно ХОЧЕТ. даже в товарняках видел КАК он это хочет видеть (ну, плюс-минус видел). и поэтому в очередной раз готов терпеть эксперименты. только я искренне надеюсь, что он будет максимально задействовать в них молодежь нашу, ибо иначе грош цена ему и словам его.
Во-первых, количество "новообращенных" (а оно совсем невелико) как раз и свидетельствует о смене эпох - что "Терминатор", что "Спартак" привлекают новых поклонников в последние годы исключительно как брэнд, не более. Но если в первом случае это целенаправленная политика работников киноиндустрии, то во-втором - дань былым заслугам (скорее даже откликам этих заслуг), выраженная в основном в сильной семейной преемственности.
В этой связи назначение Аленичева видится мне если не ошибкой, то неоправданным риском. Ведь если старик Арни своим появлением в сиквеле призван выжать четко прогнозируемый максимум из карманов ностальгических киноходоков (для чего все это собственно и затевается), то у Аленичева цель совершенно другая (по крайней мере должна быть другой). Ему необходимо выстраивать новый облик некогда доминировавшей команды, а любая спекуляция на ностальгических чувствах болельщиков за 30 неизбежно приведет к новой даже еще большей проблеме.
Поэтому я согласен с тем, что нужно идти своим путем. Ну а если мы убираем ностальгический флер, то сразу становится понятным, что Аленичев слишком рисковая кандидатура, т.к. очень мало известно о нем как о тренере. Риск слишком превышает математическое ожидание. Поэтому я при всем желании не дам Дмитрию Анатольевичу больше одного круга (одного сезона на случай невероятного везения) на то, чтобы окончательно и бесповоротно разочаровать всех ностальгирующих, а руководству - на то, чтобы наконец-то найти подходящего по всем параметрам тренера.