4 мин.

По решению ЕСПЧ владельцы земли в Сочи, изъятой под олимпийское строительство, остались без компенсаций

ЕСПЧ указал сочинцам, что жалоба была подана с опозданием (не соблюдено процессуальное требование). Жалобу пострадавших от Олимпиады оставили без рассмотрения по существу. Увы. При этом суд впервые столкнулся с необходимостью изучить новую российскую процедуру кассации, согласно изменениям гражданского законодательства в 2012 году.

Жалоба касалась незаконного с точки зрения истцов изъятия земель под олимпийское строительство. Заявители, жители Сочи Роберт Абрамян, Сергей и Алексей Якубовские, – российские граждане 1958, 1988 и 1979 гг. рождения соответственно, были членами лодочного кооператива ‘Малый Ахун', созданного в 1991-м году для постройки и использования эллингов на побережье Черного моря в одноименном поселке. Землю под строительство лодочных ангаров рыбакам и яхтсменам выделило государство. Муниципалитет Сочи выдал все необходимые разрешения на постройку эллингов в период с 1993 по 1998 г. Однако в 2012 году в период активной подготовки к Сочи-2014 администрация города подала в суд на заявителей, утверждая, что до 2010 года муниципалитету эти земли не принадлежали. А следовательно - созданные на территории постройки, возведенные членами кооператива на собственные средства, должны быть признаны незаконными и уничтожены. 

В марте 2012 года Хостинский районный суд города Сочи (суд первой инстанции) принял решение в пользу администрации города, сославшись на предписание Президента РФ от 30 августа 2010 года, и указал, что возведенные конструкции не соответствуют требованию к городу как хозяину зимней Олимпиады Сочи-2014.

Однако в апелляционной инстанции в июле 2012 года судьи решили, что постройки в свое время были должным образом оформлены местными властями.

Когда решение было обжаловано в кассационном порядке на областном уровне, заявители проиграли. Вторая кассационная жалоба, направленная в ВС РФ, не была принята к рассмотрению – судья заключил, что дело не подсудно Судебной коллегии по административным и гражданским делам ВС РФ. Соответствующее окончательное решение было принято 27 декабря 2012 года.

В итоге в марте 2013 года эллинги заявителей были разрушены. Работы по сносу владельцам пришлось оплачивать из своего кармана ( в случае несвоевременного сноса строений им пришлось бы заплатить значительно больше за работу сторонних организаций)! 

В ЕСПЧ сочинцы обратились в апреле 2013-го года - слишком поздно, поскольку окончательное решение, от которого следует отсчитывать 6-месячный срок, в течение которого возможна подача заявления в Страсбург, следовало отсчитывать от июля 2012 года. В итоге жалоба осталась без рассмотрения по существу. 

При расчете 'правила 6 месяцев’ судьям ЕСПЧ пришлось вникнуть в новую процедуру кассации в РФ (изменения в ГПК РФ, вступившие в силу 1 января 2012 года). ЕСПЧ решил, что по значимости процедура равноценна апелляции, а до подачи жалобы в Страсбург следует пройти оба уровня обжалования. Судьи обратили внимание на то, что кассация ограничена двумя уровнями юрисдикции и предполагает ограничения сроков для обеих кассационных инстанций – сроки рассмотрения кассационных жалобы, представления в судебном заседании (ч. 1 ст. 386 ГПК РФ): в ВС РФ – 2 месяца; в прочих судах – 1 месяц. Это убирает неопределенность, существовавшую раньше в вопросах обжалования решений.

ЕСПЧ позитивно оценил тот факт, что новая кассационная процедура позволяет сторонам излагать национальным судебным органам суть жалобы на нарушение норм Конвенции, и требовать ее удовлетворения. А признание кассационной процедуры как необходимого этапа до подачи жалобы в Страсбург позволит потенциальным заявителям сначала пойти со своими проблемами в высшие судебные органы страны. Эти высшие суды обладают возможностью рассмотреть жалобу, касающуюся предполагаемых нарушений Конвенции в гражданских делах, и устранить нарушения до обращения в ЕСПЧ. Не исключено, что это может несколько сократить количество жалоб, поступающих в Страсбургский суд против России.

Изъятие земли у собственников в период подготовки к Олимпиаде проводилось по упрощенной схеме, которая потом стала применяться и для других масштабных проектов (саммит АТЭС во Владивостоке, строительства Новой Москвы). В случае с Новой Москвой участки изымали (!) всего за 3 месяца. По приблизительным оценкам, в связи со строительством олимпийских объектов в районе Сочи, численность населения которого составляет около 400 тыс. человек, переселили около 2,5 тыс. человек, или около 1 тыс. семей. Формально потерявшим собственность жителям региона должна была быть предоставлена адекватная компенсация. На деле все шло (и идет?) не так просто, и об этом мало пишут в прессе. Были истории, когда за некоторые 'обиженные’ семьи вступалась Human Rights Watch.

См http://sochi-xostinsky.krd.sudrf.ru/

См также судебную практику ЕСПЧ по делам против России http://hudoc.echr.coe.int/sites/eng/ 

P.S.

Раньше для реализации масштабных проектов принимались отдельные законы, устанавливающие особый порядок изъятия земель. С недавних пор с принятием поправок в Земельный кодекс РФ этот опыт распространен на всех участников земельных отношений. Теперь этому вопросу посвящена целая глава. При строительстве инфраструктуры к ЧМ-2018 будут применяться только нормы Земельного кодекса РФ.