Все мы немного Златаны. Какова книга Ибры?
Прежде всего, необходимо уяснить, что «Я – Златан» - не книга Ибрагимовича, а книга про Ибрагимовича. Написал ее Давид Лагеркранц еще в 2011 году на основе 100-часового интервью с футболистом, но в маркетинговых целях остался лишь соавтором. Книга принесла Лагеркранцу славу, и сразу после он занялся разработкой продолжения серии «Миллениум» Стига Ларсона. В современном мире, где каждый норовит увековечить себя на бумаге, наличие фамилии другого автора на обложке автобиографии означает, что его вклад в создание произведения был настолько велик, что проигнорировать эту деятельность просто невозможно. Книга прошла тернистый путь переводов и изданий в России и вышла у нас лишь в конце 2014 года с весомым ценником в 620 рублей. Не Фергюсон, конечно, но все же. В 2015 году книгу переиздали дополнительным тиражом в 2000 экземпляров, что, вероятно, свидетельствует о популярности книги Ибрагимовича в нашей стране.
Благодаря работе «профессионального» писателя книга вышла образцово-показательной биографией, что выражается в умелом совмещении личности и его окружения. О личности и говорить не приходится: характер шведского футболиста знаком всякому, кто знаком с футболом. Вся книга является развернутым ответом на вопрос «Почему он такой?», и справляется она с этой задачей прекрасно. Читатель прослеживает весь бунтарский путь от «Мальмё» до «Милана» через «Аякс», «Интер» и «Барселону», рассматривая каждый конфликт футболиста. Формально говоря, жизнь Ибрагимовича на страницах книги представляется чередой конфликтов, которые разрешаются лишь волевыми усилиями сильной личности, коей Ибрагимович, безусловно, является. Вся жизнь Златана предстает бесконечной и беспринципной погоней за адреналином, и в ней вырабатывается уникальная ментальность экспрессивного футболиста, которая не признает ни авторитетов, ни установок, ни общественного мнения. Тем книга и заразительна – она нацелена не на самокопание или отображение себя, а на вдохновление читателя. Импульсивность, с которой Ибрагимович проносится из Русенгорда к футбольным вершинам, завораживает и приближает к пониманию личности футболиста, который выливал всю грязь на Гвардиолу, заставлял Моуриньо прыгать от восторга и с восхищением наблюдал за величием Капелло. Кроме того, все любят истории, когда ситуация накаляется до крайностей, когда выбор стоит между всем и ничем. Именно этим аспектам посвящена большая часть страниц: внимание заостряется на тех местах, где жизнь Ибрагимовича выходит на очередной вираж.
Вся притягательность книги в том, что она в какой-то мере открывает экстравагантную личность и погружает читателя в мир сокрытых от постороннего взгляда деталей, что разворачиваются в футбольном закулисье. Отличительная черта биографии Ибрагимовича в том, что она построена как литературной мотиватор: что-то вроде биографии Ричарда Брэнсона в мире футбола. Тут уже не столь важно, что именно происходит, тут важно Как. Более того, книга практически лишена типичных спортивных клише о борьбе, труде и поте: про Хвох тут слов больше, чем о тренировках. И потому во главу угла выходит тезис «Гни свою линию», а не «трудись и стремись»; все у Златана в лучших традициях радикального индивидуализма. Структура книги построена таким образом, что читать ее медленно практически невозможно – это своего рода детектив, где главным героем является некий супергерой, который всегда выходит победителем. И потому повествование никогда не стоит на месте: оно импульсивно, стремительно и заразительно.
В какой-то мере книгу можно назвать добровольным оправданием своей уникальности, которая время от времени сотрясает футбольный мир. Речь в данном случае идет не о голах и поступках, а о том, что творится за полем. Ибрагимович, кажется, раскрывает все карты перед читателем, говоря, что Гвардиола плох по тем-то причинам, Моуриньо велик по другим и так далее. Книгу уже растащили на цитаты для твиттера и всего такого, что вполне объяснимо: она предельно проста, и определенные истины там выражаются прямым текстом как подкрепление и объяснения поступков Ибрагимовича. Во многом этой простотой и объясняется ее популярность, но никто не говорит, что простота, прямолинейность и искренность – это плохо.