5 мин.

Пять причин прочитать книгу Юрия Семина. И пять – не читать

Осенью 2018 года вышла для многих долгожданная книга Юрия Павловича Семина «Локомотив. Возвращение на пьедестал», которая вызвала определенный резонанс в определенных кругах. Мнения разделились, и потому мы прочитали эту книгу дважды (на самом деле нет), заранее решив найти как плюсы, так и минусы этой книги. Комбинируя доводы, мы нашли пять причин в пользу того, что книгу надо прочитать, и пять причин не читать ее. И эти пункты, разумеется, противоречат друг другу.

Читать:

Семин - отличный историк Локомотива

Юрий Семин - веховая фигура для Локомотива, и его статус подтверждается и усиливается от того, что Семину довелось наблюдать Локомотив не только в разных фазах развития, но и с разных ракурсов. Однако внимание Юрия Павловича неизменно было привлечено к Локомотиву где бы он ни находился - в Москве, на Украине, в Томске или Азербайджане. Годы делают свое дело, и Юрий Павлович со своим опытом становится идеальным летописцем и очевидцем Локомотива за последние десятилетия. Память не подводит летописца, и он с точностью предлагает на станицах своей книги емкую историю взлетов и падений то своей, то не своей команды, в меру добавляя свой аналитический комментарий.

Семин незаурядно пишет, насколько это возможно.

Люди, чья деятельность не связана с написанием каких-либо текстов, чаще всего пишут плохо. Слово «плохо» в данном контексте выступает синонимом «заурядно», потому что автору зачастую просто не хватает, кхе-кхе, длины скамейки языковых средств. Семину ее тоже не хватает, и первоклассным писателем его не назовешь, но он использует свой единственный козырь - пишет так, как говорит. А говорит Юрий Павлович хорошо, узнаваемо и со стилем. Потому, читая книгу, в любой момент можно вообразить, как тот или иной абзац произносит в своей манере сам Юрий Павлович, и это хорошо.

Семин рефлексивен

Книга «Локомотив. Возвращение на пьедестал» - обо всем (но об этом позже), и потому в ней Юрий Павлович затрагивает множество аспектов, в том числе и проявляет особое рвение к творческому самоанализу, разбирая самого себя, свой образ и свой бренд в глазах широкой общественности. Публичный человек XXI века окружен не только сопутствующими фактами, но и сопутствующими мемами, и Семин их знает, разбирает и анализирует; порой забавно.

Это бескомпромиссная авторская книга

В книге ощущается свобода выражения Юрия Павловича, который стремится донести до читателя все важное и интересное о Локомотиве и том, что в Локомотиве стремятся не афишировать. Потому Семин не стесняется в выражениях, описывая различные конфронтации с руководством, игроками или чиновниками. В этом отношении книгу можно рассматривать как окончательную черту во множестве спекуляций и домыслов вокруг Локомотива, и Семин проводит ее столь убедительно, что ему хочется верить до последнего слова.

Семин любит Локомотив

И потому с непревзойденной теплотой описывает игроков, выводя их непубличные портреты, взаимоотношения и детали, которые не могут быть никому известны. Это личностный взгляд человека на то, что он любит, и потому, читая книгу и смотря на Локомотив глазами Семина, читатель увидит, как эта команда оживает, как игроки становятся личностями и как на самом деле сложен футбол.

Не читать:

Слишком просто

Книга с широким замахом на практике оборачивается весьма коротким пересказом сложной истории Локомотива и, кроме сухих фактов хронологии, которая особо акцентируется на пересказе матчей чемпионского сезона, в книге нет почти ничего. Материал книги на 90% - художественно обработанные статьи и страницы из Википедии, сгруппированные в определенном хронологическом порядке и переписанные неакадемичным языком.

Это не книга на все времена

«Локомотив. Возвращение на пьедестал» - проходная книга, которую не захочется перечитать или даже поставить на видное место. Ее можно только пролистать и усвоить, а затем убрать куда подальше. Даже самый рьяный поклонник Локомотива вряд ли увидит в ней элементы чего-то великого, того, что заставит и через 5/10/15 лет вернуться к книге Юрия Павловича. Это вопрос как ее материального исполнения, так и фактического содержания. «Прочитать и забыть» - но забыть не от того, что все плохо, а от того, что и запоминать то нечего. Если Вы раз в неделю открываете ленту любого спортивного ресурса по тегу «Локомотив», а также потратили какое-то время на изучение истории любимой (а иначе зачем вы открываете эту ленту?) команды, то вы можете не ожидать от книги откровений.

Семину не хватает методов и ходов

Юрий Павлович соблазнился рабинеровским методом (или, быть может, у них один редактор?) и счел, что описывать матчи - стоящая затея. Все эти «прошел, ударил, победили» во времена хайлайтов и пафосных роликов на Ютубе (даже про Локомотив есть!) выглядят странно. В рецензиях на современные блокбастеры критики не пересказывают, как именно Мстители забороли Таноса, потому что понимают, что смысла в этом нет; то же стоит понять и спортсменам и тренерам, пишущим книги. Семин и хочет рассказать все, но ему не хватает публицистического инструментария, который позволяет разнообразить палитру методов подачи материала, в результате чего книга становится однообразной до зевоты.

Книга искусственно раздувается

«Книга, которая хорошо написана, всегда кажется мне слишком короткой», - писала Джейн Остин, и мы смело можем предположить, что книгу «Локомотив. Возвращение на пьедестал» она не читала, ибо нельзя сказать, что книга написана хорошо, но короткой она кажется. В ней просто мало материала, хотя, казалось, Юрию Павловичу есть что рассказать. Но более, чем на главы объемом в 4-5 страниц тренера не хватает, а к середине книги не хватает еще больше, и потому ее нагружают по максимуму сопутствующим материалами – полнейшей статистикой всех матчей чемпионского сезона, уже упомянутыми «хайлайтами на бумаге», проникновенно-абстрактными рефренами и мнениями.

Значимость книги переоценена

Даже в скудном пиаре проскальзывали утверждения, мол, Юрий Павлович наконец написал всю скандальную правду о Локомотиве. Но нет, скандального там ничего нет. Все эти истории про некие разоблачающие главы - пшик. Смородская плохо работает, потому что в футболе не понимает, надо футбольных людей слушать. И перед чемпионством доверия не было, были те, кто хотел меня уволить, но ничего, разобрались или разберемся. Вот, собственно, и все. В остальном же это стандартное, езженное-переезженное, скудное изложение истории семинского Локомотива и авторский взгляд (не особо оригинальный) на значимые события в истории родной команды.

Как бы банально то ни прозвучало, но читать книгу Юрия Палыча Семина «Локомотив: Возвращение на пьедестал» это как смотреть игры Локомотива. Кому-то понравится, кому-то точно нет.