☭ Ночные ведьмы.
Какое-то время фашисты не могли понять, кто стоит за этими внезапными, почти бесшумными ночными атаками. А когда поняли, не могли поверить, что 20-летние девушки способны на такое сложное и рискованное маневренное пилотирование. И тогда немецкая пропаганда начала распространять слухи, что девушек заставляют летать под дулом пистолета, называли их «ночными ведьмами»…
Прецедентов женских подразделений в составе боевых частей не было ни в одной армии мира, кроме Советской. 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк сформирован приказом Иосифа Сталина в октябре 1941 года, когда ситуация на фронте была особенно тяжелой. Командиром назначена Евдокия Бершанская, до войны работавшая инструктором в Батайской школе пилотов, а к 1939 году служившая уже командиром звена авиаотряда специального применения, расположенного в Краснодаре. 28-летняя девушка помимо 10-летнего опыта пилотирования обладала хорошими организаторскими способностями и непререкаемым авторитетом. За короткое время полк из 240 человек смог сражаться в воздушных боях наравне с мужскими подразделениями и выполнять сложнейшие задачи. На всех должностях служили только девушки — пилоты, техники, штурманы. За штурвалы сели студентки, участницы аэроклубов, вчерашние школьницы. Кто-то уже умел летать, а кто-то спешно проходил обучение на отдаленных полигонах.
Девушки женского полка перед заданием — освобождение Новороссийска.
На фронт полк прибыл к лету 1942 года в составе 115 человек — в большинстве девушки от 17 до 22 лет. Почти все были незамужние, мечтавшие о семье и детях. У командира Евдокии Бершанской (позже она станет единственной женщиной, награжденной орденом Суворова) дома остался маленький сын, но другого пути эти девушки для себя не видели — они шли защищать Родину, освобождать страну от врага. Ирина Вячеславовна Ракобольская, начальник штаба женского авиаполка, потом вспоминала: «Первый приказ, который мы выслушали, стоя в строю ранним утром 26 октября на перроне вокзала в Энгельсе (там находилась школа по подготовке пилотов и формировался полк. — Прим. ред.), был приказ по авиагруппе 122 о всеобщей стрижке „под мальчика“ и „волосы спереди до пол-уха“… Косы можно было оставить только с личного разрешения Расковой (Марина Михайловна была инициатором создания женских боевых частей. — Прим. ред.). Но разве могли мы, девчушки, обращаться к известной солидной женщине с такими пустяками, как косы! И в тот же день наши волосы легли пестрым ковром на пол гарнизонной парикмахерской».
В распоряжении полка было 45 самолетов, бывших учебно-тренировочных У-2, мало приспособленных для ведения воздушного боя. «Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением — для летчика и штурмана. Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час» (Ракобольская И. В., Кравцова Н. Ф. «Нас называли ночными ведьмами»). К самолету вручную крепились бомбы — до 200 кг. Чтобы не перегружать и так некрепкую технику, девушки отказывались от парашютов, по максимуму брали на борт боеприпасы. Полеты шли всю ночь, несмотря на погоду. Бомбили передовые. Вылеты-приземления каждые 5 минут. Чтобы не быть замеченными фашистами, маскировали взлетную полосу. Ориентиром служил небольшой огонек фонаря.
Командир Евдокия Бершанская (слева) и штурман Лариса Розанова.
Летая на низкой высоте, невидимые радарами, наши самолеты становились легкой добычей крупнокалиберных пулеметов, а позже охоту за нашими небесными тихоходами (как называли военные У-2) начали немецкие истребители. К слову, девушки владели мастерством пилотирования на высочайшем уровне — позже из 80 летчиц 23 получат звание Героя Советского Союза. Отправлялись они в полет, имея с собой для самообороны в случае приземления только один на двоих пистолет. За все время войны полк под командованием майора Бершанской совершил больше 24 тысяч вылетов, сбросил 3 тонны бомб, было уничтожено 17 переправ, 26 складов с боеприпасами, 176 автомашин, больше тысячи взрывов большой силы, выполнено много других задач.
Евгения Жигуленко (слева) с подругами по авиаполку.
Подвиги женского авиаполка стали известны еще и благодаря фильму «В небе «ночные ведьмы», автором которого стала Евгения Жигуленко. Она и сама летала в составе этого полка. Уроженка Краснодара, училась в Москве, в Дирижаблестроительном институте, окончила школу летчиков. «Когда же начались мои боевые вылеты в качестве летчицы, я стояла первой в строю, как самая высокая по росту, и, пользуясь этим, успевала первой добежать до самолета и первой вылететь на боевое задание. Обычно за ночь успевала совершить на один вылет больше, чем другие летчицы. Так, благодаря своим длинным ногам я и стала Героем Советского Союза», — вспоминает летчица в книге о «ночных ведьмах». Жигуленко летала, не страшась даже грозы, — именно в непогоду возможно было уничтожить больше не ожидавших атак противников. Могла посадить машину в любых условиях. За период боевых действий с лета 1942 по май 1945 совершила 996 ночных боевых вылетов. После войны Жигуленко окончила режиссерские курсы ГИТИСа. Так в 1981 году появилась картина «В небе «ночные ведьмы». А в 2013 году на основе этой истории вышла восьмисерийная драма «Ночные ласточки».
За годы войны 23 военнослужащим полка было присвоено звание Героя Советского Союза:
Гвардии ст. лейтенант Аронова Раиса Ермолаевна — 960 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 года.
Гвардии ст. лейтенант Белик Вера Лукьяновна — 813 боевых вылета. Награждена посмертно 23 февраля 1945 года.
Гвардии ст. лейтенант Гашева Руфина Сергеевна — 848 боевых вылетов. Награждена 23 февраля 1945 года.
Гвардии ст. лейтенант Гельман Полина Владимировна — 860 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 года.
Гвардии ст. лейтенант Жигуленко Евгения Андреевна — 968 боевых вылетов.
Гвардии ст. лейтенант Макарова Татьяна Петровна — 628 боевых вылетов. Награждена посмертно.
Гвардии ст. лейтенант Меклин Наталья Фёдоровна — 980 боевых вылетов. Награждена 23 февраля 1945 года.
Гвардии капитан Никулина Евдокия Андреевна — 760 боевых вылетов.
Гвардии лейтенант Носаль Евдокия Ивановна — 354 боевых вылета. Награждена посмертно. Первая женщина-лётчик, удостоенная звания Героя Советского Союза в ходе Великой Отечественной войны.
Гвардии ст. лейтенант Парфёнова Зоя Ивановна — 680 боевых вылетов. Награждена 18 августа 1945 года. Участница Парада Победы.
Гвардии ст. лейтенант Пасько Евдокия Борисовна — 790 боевых вылетов.
Гвардии капитан Попова Надежда Васильевна — 852 боевых вылета.
Гвардии ст. лейтенант Распопова Нина Максимовна — 805 боевых вылетов.
Гвардии капитан Розанова Лариса Николаевна — 793 боевых вылета.
Гвардии ст. лейтенант Руднева Евгения Максимовна — 645 боевых вылетов. Награждена посмертно.
Гвардии ст. лейтенант Рябова Екатерина Васильевна — 890 боевых вылетов.
Гвардии капитан Санфирова Ольга Александровна — 630 боевых вылетов. Награждена посмертно.
Гвардии ст. лейтенант Себрова Ирина Фёдоровна — 1004 боевых вылета.
Гвардии капитан Смирнова Мария Васильевна — 950 боевых вылетов.
Гвардии ст. лейтенант Сыртланова Магуба Гусейновна — 780 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 года.
Гвардии ст. лейтенант Ульяненко Нина Захаровна — 915 боевых вылетов. Награждена 18 августа 1945 года.
Гвардии ст. лейтенант Худякова Антонина Фёдоровна — 926 боевых вылетов.
Гвардии капитан Чечнева Марина Павловна — 810 боевых вылетов. Награждена 15 мая 1946 года.
В 1995 году звание Героя России получили ещё два штурмана полка:
Гвардии ст. лейтенант Акимова Александра Фёдоровна — 680 боевых вылетов.
Гвардии ст. лейтенант Сумарокова Татьяна Николаевна — 725 боевых вылетов.
Звания Герой Республики Казахстан удостоилась одна лётчица:
Гвардии ст. лейтенант Доспанова Хиуаз — более 300 боевых вылетов.
Боевые потери полка составили 32 человека. Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести. После войны комиссар полка Евдокия Яковлевна Рачкевич на деньги, собранные всем полком, объездила все места, где гибли самолёты, и разыскала могилы всех погибших.