5 мин.

Болельщик как клиент: Зачем спортивным клубам блоги

Как известно, в России спорт — это не бизнес, и практически все добивающиеся хоть какого-то результата клубы глубоко убыточны и ничего не зарабатывают сами. Часто они еще и финансируются на государственные деньги: либо из бюджета области или города, начальство которого любит условный теннис, либо после очередного открытого письма президенту клубу находят спонсора в добровольно-принудительном порядке —все помнят историю о том, как ХК ЦСКА «нашел Роснефть».

 Когда-нибудь настанет время…

Примеров частных клубов, которые популярны и в состоянии изобразить хоть что-то положительное, крайне мало, однако все же кое-какие подвижки есть — быстрыми темпами развивается футбольный «Краснодар», погрязший в спортивном болоте «Спартак» достроил стадион, успешно продает абонементы и оптимизирует затраты на футболистов (ссорясь с Дзюбой, раздавая по арендам остальных умеющих бить по мячу и давая шанс молодежи), собирает аншлаги хоккейный СКА.

Понятно, что даже эти команды пока еще далеки от окупаемости (с такими зарплатами спортсменов оно и неудивительно), но рано или поздно, в ходе этого или следующего кризиса всем клубам придется не только мечтать о жирных ТВ-контрактах (которых не будет), а начинать работать с болельщиками так, чтобы что-то на них зарабатывать.

Но чтобы что-то заработать, сначала нужно потратиться на продвижение, рекламу и маркетинг. И вот здесь в ситуации безденежья на помощь придет интернет, в частности — блоги.

Как в бизнесе

Компании, которые занимаются реальным бизнесом (а не только ищут спонсоров и покровителей во власти) уже давно осознали силу работы с аудиторией посредством интернета. В идеальном мире спортивный клуб — такой же бизнес-проект, который зарабатывает значительную часть денег на продаже билетов болельщикам (грамотной работой с ними на красивом стадионе, абонементной программе и т.п.).

Чтобы получить с человека деньги, нужно чтобы он захотел прийти на стадион — если ему понравится (а чтобы понять, нравится или нет, он потратится еще и на пиво/газировку/чипсы), то в будущем он может купить абонемент, привести друзей и членов семьи. Так это работает в бизнесе.

Для того, чтобы добиться этой цели — получения горячего потенциального клиента («лида» на языке маркетологов), которому с высокой долей вероятности можно будет что-то продать, и используется интернет. Рассмотрим этот процесс поподробнее.

Каналы продвижения

Существуют каналы продвижения, направленные на увеличение узнаваемости бренда компании, и инструменты, которые помогают найти пользователей сети, которые уже готовы совершить покупку.

К последнему типу относится, к примеру, контекстная реклама — тем, кто ищет пластиковые окна, предлагают купить окна и вообще сделать ремонт. На совершение продажи работают и RTB-баннеры (тут подробнее описана эта технология), системы ретаргетинга и прочие вещи.

К инструментам, которые позволяют охватить большую аудиторию, и затем сформировать лояльное ядро, которое готово потреблять товары или услуги не разово, а постоянно (и будет радо такому положению вещей) относятся в том числе блоги.

Представители бизнеса уже давно осознали эффективность такого продвижения — блоги на том же Хабре ведут сотни компаний, которые стремятся создавать интересный контент и регулярно его публиковать. Это делается для того, чтобы описать проблему, с которой сталкивается или может столкнуться потенциальный клиент, а затем предложить ее решение — схема описана условно, но так оно и есть.

Результате читатели, у которых действительно есть такие потребности, начинают внимательнее изучать бренд и продвигаться по ступенькам воронки продаж — на каждой из которых с ним работают, чтобы он стал не просто читателем, но клиентом. Звучит очень сложно, но иначе не бывает в бизнесе.

 

Известным спортивным клубам не придется тратиться на контекстную рекламу и привлечение огромной интернет-аудитории — у них и так есть те люди, которые за них болеют. Но сделать из абстрактных болельщиков «клиентов», которые посещают стадион, покупают атрибутику и абонементы, а также рекомендуют это делать своим знакомым — с помощью блогов можно запросто.

Как могут помочь блоги

Компании стараются маячить в интернете перед потенциальными клиентами с интересным контентом даже тогда, когда им толком нечего рассказать (есть целый ряд способов, как выкрутиться из этой ситуации).

У спортивных клубов нет проблемы информационной засухи — игры, тренировки, травмы и выздоровления игроков, группа поддержки, трансферы, памятные даты истории, дни рождения ветеранов, тренировочные поля, детские секции, личная жизнь спортсменов (их соцсети или девушки) — поток контента бесконечен, нужно лишь взять его и человеческим (а не казенным языком, как делают авторы, к примеру, этого блога) рассказать о жизни команды.

 

Состоявшимся клубам это позволит разогреть имеющихся болельщиков, а новые команды, особенно появившиеся в городе, где уже есть любимый клуб в этом виде спорта, смогут откусить свой кусок от его пассивной аудитории (особенно если этот гигант дремлет). Можно вести блог как на собственном сайте, так и выходить на сторонние площадки, на которых уже есть целевая аудитория. Очевидный такой сайт — это Sports.ru с «Трибуной».

Если связать эту активность с работой в соцсетях — можно даже не вести собственные страницы, а публиковать ссылки на разноформатные материалы в группах болельщиков или тех людей, которых они могут заинтересовать. Пример, рассказ о том, как клуб строит свою маркетинговую стратегию, может заинтересовать членов профессиональных групп в том же фейсбуке (вот пример такой группы) — и среди них есть и те, кто интересуется спортом.

Заключение

Конечно, один интересный блог не поможет клубу, если у него отвратительный стадион, на котором нечего пить и есть, плохие результаты, игроки и тренеры не любят общаться с журналистами и неудобная абонементная программа.

Однако создание ресурса, из которого потенциальные болельщики могут черпать информацию о клубе и его жизни, значительно приблизят его к народу и позволят расширить армию поклонников (или создать ее с нуля).

 

На сегодня все, спасибо за внимание! В следующих материалах мы расскажем о том, как еще спортивным клубам привлекать болельщиков с помощью контента.

Не забывайте подписываться на наш блог