6 мин.

Владимир Стогниенко: “Я – воспитанный человек. И это мешает”

Владимир Стогниенко прилетел в Красноярск по приглашению фонда Константина Хабенского. Комментировал благотворительный матч между ветеранами «Спартака». В отличие от своего другого известного коллеги, который просил 10 тысяч долларов, и потому не приехал - работал бесплатно.  На интервью согласился быстро. Хотя чувствовалось, что не в своей тарелке из-за перелета и смены часовых поясов. После разговора попросил отвезти к берегу Енисея. Признался, что ни разу в жизни не видел этой реки. Затем поехали в футбольный манеж, сам взялся помочь нам с оборудованием. В общем, простой, открытый и жизнерадостный парень. Каким и кажется в своих репортажах.  

Владимир Стогниенко

- Вы же закончили финансовую академию. Стали комментатором. Могли бы много денег зарабатывать. Не пожалели?

- Нет, я не мог бы, наверное, зарабатывать много денег. Чтобы быть хорошим финансовым работником нужно обладать рядом качеств, которых у меня нет: математический склад ума, высокий уровень самодисциплины, аккуратность. Поэтому из меня не получилось. Вот у меня есть старший брат, которому все удалось. Кстати говоря, бывший губернатор Красноярского края Александр Хлопонин тоже закончил финансовую академию. Разумеется, он сделал это значительно раньше и значительно успешнее меня. У ВУЗе есть стенд – список знаменитых выпускников, и его фотография там висит.

- Когда-то речь шла о том, чтобы повесить и вашу.

- Вроде хотели, но я не знаю, чем дело закончилось. По-моему, нет меня. Ну, это смешно (смеется).  

- Вы как-то сказали, что являетесь «позором семьи»: окончили Финансовую академию, а работаете комментатором.

- У меня довольно спокойное отношение к профессии. Профессия, безусловно, публичная. И она предполагает достаточно небольшой, но все же уровень известности. У людей с комплексами или с плохим воспитанием, или с недостаточным интеллектом, наверное, публичная профессия способна вызвать какие-то элементы звездной болезни. Я думаю, что нормальный человек должен к таким вещам относиться с юмором. Это достаточно забавно. Учитывая специфику нашей страны, большинству людей, которые заняты своими проблемами, все равно комментирую я футбол или нет. Я с юмором отношусь к себе. Юмор и самоирония – это то, чего не всегда хватает людям.

- И опять же ваша цитата: “Я очень воспитанный человек. И это не всегда хорошо”. Почему?

- Я очень воспитанный человек. Но, учитывая некоторые нравы современной жизни, может быть, это мешает более комфортно существовать. Моральные ориентиры, которые мне прививали родители, кому-то могут показаться несколько устаревшими. Сейчас сидели в компании ветеранов «Спартака», завтракали и мне, как самому молодому,  даже в беседу неловко было вступать. Возможно, более развязный человек и поговорил бы. Ну, как так? Люди все старше меня, многих в детстве я на телеэкране видел. Может быть, это даже мешает.  

- Вы говорили, что не чувствуете себя взрослым. В чем это проявляется?

- У меня юношеский, задорный подход ко всему. Но учитывая, что я все-таки отец и глава семейства, конечно, чуть-чуть стал серьезнее. Просто потому что понимаю, что в этой жизни есть люди, за которых я отвечаю.

Вот позавчера у меня паспорт попросили, когда бутылку вина покупал в магазине. Это же здорово (смеется). Как-то с женой в магазин зашли,  ждали гостей. Я говорю: “Слушай,  будут и девушки – давай купим бутылку вина”. А с нами ребенок был. Она у нас под ногами вертелась. Продавщица говорит: “ Давайте паспорт”. А документов не взяли. Мы оба такого студенческого вида.  Я наклонился, Катю достал за шиворот. И говорю: “Вот, пойдет?” (смеется).

- Кто такой хороший комментатор?

- Это тот, кого интересно слушать. Других критериев нет.

- Для вас таких много?

- Да. Но опять-таки я спокойно к профессии отношусь. Нет ни одного комментатора, который бы меня сильно раздражал. Есть, конечно, вещи, которые мне не нравятся. Но хороших комментаторов много. Недавно слушал, как Геннадий Сергеевич Орлов комментирует «Зенит» - ПСВ. В очередной раз – блестящий комментарий. Да, в эмоциях он абсолютно субъективен, но зато он абсолютно объективен в оценках.  Я могу понять претензии, когда играют две российские команды – у болельщиков, возможно, возникают вопросы. Однако когда Геннадий Сергеевич комментирует матч «Зенита» в Еврокубках – это высочайший уровень просто.   

- Что вас раздражает в комментарии?

- Комментатор – это не самостоятельная фигура в репортаже, не участник игры. Это как телевизор. То есть он что-то транслирует. Это вспомогательная функция. Если хотите – обслуживающая. Мне не очень нравится, когда комментатор забывает об этом и начинает себя сильно выпячивать. А так, я приемлю любую манеру ведения репортажа: кто-то шутит, кто-то кричит, кто-то статистикой сыплет.

- У комментаторов есть же такие понятия, как «в форме» или «не в форме»?

- Есть такие понятия. Я бы сказал, что это умение – моментально среагировать. И найти нужное слово, нужную фразу, нужный оттенок. Если ты в тонусе, если ты регулярно работаешь, то это есть. Если ты в отпуске был, чувствуешь, что начинаешь пробуксовывать. Вроде бы слово вертится на языке... Более того, у меня был период такой странный - когда мне было чуть за 30, я вдруг стал фамилии забывать. Я прям испугался. Думал, вдруг с мозгами что-то. Потом прошло через год. Я даже сходил к невропатологу. Он меня успокоил: “Это вообще ни о чем не говорит”.

- Какие, на ваш взгляд, есть плюсы и минусы у работы комментатора?

- У работы комментатора есть такой плюс, что ты занимаешься любимым делом и видишь очень много классных футбольных мест в мире. Единственный великий стадион, который не видел, но очень хочу – это мексиканский Ацтеко, где проходили два чемпионата мира. Все остальные великие футбольные стадионы я видел. На некоторых даже комментировал.

А недостаток – немножко убивает детскую восторженность. Когда футбола много – тяжело тебя удивить. В детстве, если бы я попал на «Маракану» – я бы упал от восторга и пополз на коленях. А сейчас – ну, «Маракана». «Уэмбли» лучше, «Альянц Арена» тоже лучше. Пресыщает. А потом все-таки работа спортивного комментатора – это же не матчи Германия – Бразилия в Белу-Оризонти, такие поединки бывают очень редко, раз в 50 лет. Это и ФНЛ в больших количествах. Что не значит плохо. Просто для того, чтобы прокомментировать матч Германия – Бразилия нужно выполнить определенный объем работы. Например, прокомментировать 50 матчей «Енисея». Работа  спортивного комментатора – комментировать матчи «Енисея». А комментировать матч Германия – Бразилия – награда.

- Это матч - лучший комментарий в карьере?

- Были репортажи и получше. Но сам матч такой, какой бывают раз в несколько десятилетий. Если бы мы поговорили до ЧМ-2014, я бы, конечно, лучшим финал ЧМ-2010 назвал. Люди, которые не смотрят футбол регулярно, лет через 10 и не вспомнят, как Испания выиграла у Голландии. А матч Германия – Бразилия не забудут еще долго.    

- «Футбол лучше секса» - ваше утверждение?

- Не так я сказал. Если мы говорим об эмоциональной составляющей, то футбол дает больше эмоций. Мы же сейчас не берем физиологические потребности, в том числе у молодых мужчин. И уже молчим про то, что, несмотря на все удовольствие межполовых отношений, они нужны, в первую очередь, для того, чтобы детей рожать. Я сказал именно об эмоциях. Когда команда, за которую вы болеете всю жизнь, забивает гол, мяч влетает в сетку (щелкает пальцами) - этот момент ни с чем не сравним.

Смотрите видеоверсию программы - "Спортивный клуб"

 Вступайте в группу программы в социальной сети "В контакте"