21 мин.

Наброски на свежей траве

Воскресный матч вызывал неподдельный интерес. Нет, не самим фактом противостояния «Зенит»-«Спартак» (об этом еще придется сказать). Не турнирными раскладами, говорить о которых перед вторым туром – это надо быть Павлом и Тамарой Глобами в одном лице.

Нет, прежде всего интересно было увидеть живьем, уже после невнятных первых матчей, что представляют из себя одни из главных претендентов на медали. Учитывая, что «Спартак» этого сезона – это логичное продолжение «Спартака» прошлогоднего, а «Зенит» – новая команда, которая строится фактически на руинах блеска весны-лета 2008 года. «Спартак» продолжает эксперимент с Карпиным в роли главного тренера, «Зенит» же поступил максимально модно, пригласив стильно-лысого Спалетти.

При этом с Карпиным все более или менее ясно стало после окончания трансферного окна (форточку, оставленную для «Крылышек», называть окном как-то неудобно – беспредел комментировать хочется, но это тема отдельного разговора). «Спартак» выстроил мощную вертикаль из бразильцев, к которой тренерскому штабу теперь по ходу всего сезона придется присобачивать Шешукова с Сабитовым, куда-то встраивать Ананидзе, а также заказывать сеансы психотерапии для Макеева с Паршивлюком с целью убеждения их в том, что они оба могут челночить по флангам. Вся эта конструкция опирается на вполне себе приличную подставку из Сухи с Йиранеком, а чужие ворота словно рогатиной подпирает пара Ари – Веллитон. Но здесь нельзя не вспомнить эпиграф к актуальной именно вчера-сегодня статье, который как бы предупреждает Карпина о том, что рано или поздно можно нарваться на команду, которая разорвет «Спартак» по флангам так, что будь у него в центре обороны хоть Кьеллини с Пуйолем – накидают пирожков полную корзинку. При этом если у соперника в центре обороны окажутся условные Кьеллини с Пуйолем, то вся атакующая мощь красно-белых выйдет тихим пшиком.

«Зенит» же предстал загадкой. Матч в Самаре мало что показал в плане построения команды, хотя выявил некоторую импотенцию в организации позиционного наступления на окопавшегося соперника. Данни в роли инсайда дискредитировал еще тренерский гений Адвоката, а выйдет ли Кержаков на иной уровень – пока не ясно. Он не смотрелся игроком Спалетти ни секунды игрового времени. Вообще у итальянца образовалась проблема: вроде игроков много, для своего уровня большинство из них – звезды, но собрать из них команду под себя ему сложно.

Нет, вот на самом деле: наблюдать именно за этими двумя командами сейчас действительно интереснее всего. Тем лучше было то, что встречались они уже во втором туре на естественном газоне «Петровского». Оказавшегося на удивление приличным для середины марта. Со свежей травой.

Перформанс перед матчем. Оба фанатских движения даже не считаются, а однозначно являются лучшими по визуальной поддержке. Остальным приходится только догонять, как бы обидно не было. Учитывая начало сезона, а также относительную лояльность петербургской милиции к баннерам приезжих фанатов (не московский вариант, где запрещено все, кроме того, что не разрешено; а не разрешено ничего), следовало ожидать красочного шоу.

Вираж представил концептуальное полотно на тему «лев – царь зверей». Исполнение и подача хоть не высочайший, но довольно высокий уровень.

А вот спартаковское творчество вызвало некоторую оторопь. Нет, до реакции публики на творение Великого Комбинатора тут, конечно, далеко, во втором туре пальму первенства в этом плане безоговорочно отдадим «Локомотиву», пусть ставят в угол к батарее. Но первая мысль – при чем тут Тарас Бульба – предательски промелькнула в голове. Призыв под... эээ... портретом расставил все точки над е, дав понять, что изображен Святослав, но тут мысли снова понеслись в сторону Тараса Бульбы – учитывая, что именно «Святослав» называется фэнзин ультрас киевского «Динамо». Он же изображен на их эмблеме. Если это не эпик фэйл, то я даже не знаю...

По исполнению (даже если отвлечься от оригинала) эта картинка может стать замечательной иллюстрацией в соответствующих спорах. Именно так для некоторых украинцев и поляков должен выглядеть классический монголо-кацап.

И, господа, я не разжигаю, увольте. Пишу, что вижу, не более. Но к теме спартаковского движения еще придется вернуться. Кстати, в смелости кое-кому не откажешь.

С самого начала схемы тренеров стали видны как на ладони. У «Спартака» четверка защитников, из которых двое должны были подключаться в атаку. Спаренная опорная зона, Алекс с не находящим себе места Яковлевым и пара форвардов, из которых Ари должен был по идее опуститься чуть ближе к Алексу, чтобы вместе с Яковлевым создавать ширину атаки. Но именно атакующие действия Паршивлюка и Макеева оказались полным провалом, Ари приклеивался к Веллитону, Яковлев был в творческом поиске. Алекс хандрил. Ананидзе на лавке – лимит, иначе объяснить присутствие на поле вместо него Яковлева сложно.

Спалетти не стал изображать из себя да Винчи, в смысле, не стал ничего изобретать. 4-2-3-1 – схема, которую «Рома» выучила наизусть. Данни опустился на место «десятки», и атака «Зенита» моментально преобразилась. Денисов с Широковым помимо исполнения своих обязанностей опорных полузащитников постоянно включались в атаку, создавая давление на Сабитова и Ибсона, которые весь матч провели под основательным прессингом.

Эта картина должна была бы показать полное игровое преимущество «Зенита», но это было бы слишком справедливо, то есть скучно. В жизни все должно быть веселее. В роли артистов легкого жанра выступили Малафеев и арбитр на линии. Нет, то, что гол был забит из офсайда – это понятно, тут мало кто будет спорить. Но справедливости ради – в этой толчее боковой вполне мог ошибиться. Два раза даже. Ошибка знаменосца не снимает вины с голкипера, которых просвистел мимо Сухи так, словно приземлиться собирался в районе Кронштадта.

Второе. Преимущество «Зенита» на бумаге в реальности нивелировалось низкой скоростью, выгодной обороняющемуся «Спартаку», и отлично сыгравшими Йиранеком и Сухи. Макеев и Паршивлюк, вдохновленные примером старших товарищей, если не сняли угрозу со своих флангов, то во всяком случае не «пожарили». У хозяев при этом откровенно слабо сыграл Быстров, да и от Хусти можно было ожидать большего. Кержакова же очень грамотно вытесняли с потенциально убойных позиций, чаще же просто оставляли без мяча.

«Спартак», получив несколько неожиданное преимущество, зачем-то попытался сыграть на встречных курсах, но ближе к перерыву был жестко осажен. Что пошло на пользу: вторым номером в этом матче у москвичей получалось лучше, что совсем неудивительно. Контратаки красно-белых несли в себе реальную угрозу воротам «Зенита», который раз за разом забывал об осторожности.

Еще один фактор в пользу «Спартака» – игра Джанаева. Тот на время (?) оставил свою энтомологическую коллекцию дома, отыграв, на мой взгляд, без ошибок.

Ближе к перерыву «Зенит» начал разгоняться, но оборона «Спартака» продолжала справляться с угрозами. Хозяева попробовали добрать артистизмом, но Сухина лучше Плющенко постиг тонкости новой системы выставления оценок и платиновые медали не раздавал, давая играть если и жестко, но в рамках правил.

Вообще если говорить не конкретно об этом матче, а взглянуть чуть вперед, в смысле, у кого потом все будет хорошо, а у кого не очень, то потенциал «Зенита» вызывает уважение. Еще один хороший форвард и фланговый полузащитник – и... Нет, накрываться простыней и ползти на кладбище соперникам не надо, но опасаться такой команды следует безусловно. Тем более что для российских клубов иметь в обойме опорниками Широкова, Денисова и Зырянова – роскошь невиданная. Правда, есть и на этого Кащея своя иголка – Данни. Выключи португальца из игры, и «Зенит» из кошерной «четверки» превратится в бесполезный и неповоротливый «маус». Недостроенный на сегодняшний день. Заменить Данни пока некем, а купить игрока такого плана – это в нашем климате должно повезти.

«Спартаку» же необходимы, во-первых, игроки с правильным паспортом, во-вторых, способные заменить Быстрова и справа, и слева. Без флангов можно выиграть конкретный матч, но чемпионство вряд ли. Эксперименты Карпина со «сложными» флангами вроде подключений Паршивлюка и Мамаева, со смещением Ананидзе до добра не доведут.

Обо всем этом я говорил в эфире «Радио Зенит» еще перед первым туром. Пока сбывается.

«Зениту» же здесь проще: есть Анюков, которому бегать вперед не привыкать, есть Губочан, удивляющий чем дальше, тем больше.

Вот в этом матче так и получалось: «Спартак» флангами не атаковал из немочи, «Зениту» же было не пробиться через центр, пока Данни не «включился». Как только португалец заработал на желаемом тренером уровне, обострилась угроза от подключений опорных полузащитников. И тут выяснилось, что Ибсон не так уж и хорош в оборонительных действиях. То, что «Зенит» не забил до перерыва – это удача, самоотдача защитников гостей...

...и отличная игра Джанаева. Быстров, казалось, будет хоронить, но спартаковский кипер снова извинился перед болельщиками за прошлогодний гол на этом же поле.

А Быстрову тяжело. Очевидно, что Спалетти требует от него смещаться в центр, освобождая фланг Анюкову. Для Быстрова эта позиция не так привычна.

Да, о болельщиках. «Спартака» в первую очередь.

Нет, не потому что я их не люблю, что вы, я отнюдь не мизантроп. Но некоторые вещи смешны в своем идиотизме и нелепости, поэтому поговорить о них хочется. Поэтому если кто-то чувствует в себе позывы неудержимой ненависти, пусть лучше пролистает следующие несколько абзацев и порадуется красочному фото после них.

Вот в чем меня никогда нельзя было заподозрить, так это в излишних симпатиях к Катанаеву. Если честно, этот человек всегда вызывал у меня желание поглумиться (что я с удовольствием всегда делал). Вот бывают такие персонажи. Тот же Каманча – человек, причин для симпатии к которому еще меньше, но при этом нельзя не отметить его лидерских качеств, умения любую ситуацию повернуть в свою пользу. А Катанаев вызывал улыбку одним своим видом, даже когда не говорил.

Но без Комбата18 происходящее на гостевом секторе назвать иначе как «школота атакует» не получается. Ну честное слово, это ведь из серии «пока мама не видит». И что интересно: подобные персонажи в интернетах всегда гордо заявляют, что матч с «Зенитом» – ни на сантиметр не принципиальный. Так, рядовая игра с какой-то провинцией.

Ну да, а это макраме по шарфикам – это просто мальчиковое хобби долгими зимними вечерами.

Да, интересно, а рисовал у «Спартака» тоже Катанаев?

Но вот что странно: вчера, слушая переклички обеих сторон, которые страшно далеки от цитирования друг другу произведений Мандельштама и Ахматовой, я вдруг подумал, что за четыре месяца соскучился по всему этому. Даже как-то стыдно признаваться.

Ладно, обратно на поле, на трибуны вернемся еще, но уже добрее будем.

В перерыве Спалетти произвел не просто замену, а замену, перекраивающую игру. Хусти на Лазовича – это не просто один исполнитель на другого. Из 4-2-3-1 «Зенит» перестраивается во что-то вроде 4-2-2-2, где Денисов и Широков выполняют прежнюю функцию, Данни и Быстров над ними, фланги оставлены для Анюкова и Губочана. Благо соперник позволял. И моменты у ворот «Спартака» начали возникать один за одним.

Болельщики «Зенита» давно отвыкли от того, что замена усиливает игру команды. Поэтому замены Спалетти оказались шоком: он планомерно увеличивал мощь команды в атаке, и, что характерно, это работало. Лазович оказался для «Спартака» очень неприятным сюрпризом.

Он не так техничен, как бразильцы, но компенсирует это управляемой мощью и хорошей цепкостью. Наверное, это самое удачное по потенциалу приобретение «Зенита» после Тимощука.

А вот момента с падением серба в штрафной я не понял совсем. Фола там не было, а зачем в последний момент Лазович начал отмахиваться от мяча, словно он малярийный комар – вопрос, конечно, праздный, но интересный.

Кто оказался не готов к взвинчиванию скорости атаки «Зенита» – Кержаков. В «Динамо» времен Данни и Семшова он играл очень полезно, работая на команду. Но, оставшись без поддержки, в прошлом сезоне вернулся к ББББ, что резко снизило потенциал его угрозы чужим воротам. Хотелось бы верить в то, что Спалетти внесет коррективы, учитывая в том числе и интересы сборной, в которой наметился некоторая проблема с реализацией.

И ведь старается, не откажешь, но при грамотных оппонентах его настырность не может заменить либо умение финтить, либо сыграть за счет головы.

А вот в чем не откажешь нападению «Зенита» – в самоотверженности, но в данном случае ей были противопоставлены ровно те же качества спартаковской защиты и Джанаева лично.

Последняя треть матча вообще стала для Сухины настоящим испытанием, с которым он, на мой взгляд, справился отлично. Рефери не убил игру свистками, но и не допустил бойни. Хотя жалеть друг друга игроки перестали окончательно.

В штрафной «Спартака» раз за разом возникали свалки, в которых не было правых.

Равно как и виноватых.

Посетители виража высказали свое отношение к бизнесу в футболе. Вообще это тоже тема отдельного разговора, надо будет собрать воедино все мысли и написать отдельный рассказ по этому поводу.

Говорят, что параллельно сожгли красно-белый флаг, так или нет – не знаю. Попытка художественного оформления дымов повеселила.

Пожар на трибунах только подогревал среднюю температуру по полю, но наиболее горячие точки были на подступах к спартаковской штрафной. Давление «Зенита» усиливалось, были учтены ошибки матча в Самаре, в котором петербуржцы почти не тревожили голкипера «крылышек» ударами. В этот раз Джанаеву пришлось поработать.

Вместе с тем контратаки «Спартака» были по-настоящему опасны. Забей москвичи один из пары верных моментов, и три очка скорее всего они бы увезли. Но развивая тему сослагательного наклонения – пропусти гости минуты до 75-й, велика вероятность, что уехали бы с «баранкой». Не угадаешь ведь на самом деле.

Джанаеву сильно досталось в самом начале встречи, пару раз приложили и после этого. Что не мешало ему посматривать, не слишком ли быстро бегут врачи. Кто сказал про «фэйр плэй»? Забудьте и не произносите таких слов в приличном обществе.

Претензии к Сухине предъявляли обе команды, но на желтую наговорился Кержаков. Сухи его, конечно, подталкивал, но за такие касания пенальти ставят только скандинавы. Карточку нападающий получил не за симуляцию (падал он честно), а за громкие слова и широко раскрытые глаза.

Кержаков намек понял, сосредоточившись на игре.

Конечно, «Спартак» может жаловаться на невезение, звезды или еще какие чисто футбольные причины, но гости проиграли центр поля, особенно во втором тайме. Возможно, через пару туров проснется Алекс, возможно, Карпин найдет вариант состава с Ананидзе на поле и на приемлемом для него месте. Но вот этот вариант после раскатки сезона нежизнеспособен против команд равного класса или плотно играющих середняков. Это не футбол, а рулетка.

Спалетти, думается. прекратит эксперименты с позицией Данни, вернув его на то место, где тот играл у Кобелева. Зажимать португальца на фланге – вредить и ему, и команде. На позиции же разыгрывающего Данни страшен для соперника, особенно с подключающимися Широковым и Денисовым.

Задача «Спартака» на сезон – удержать в конце его Сухи. Этот человек создан для английского чемпионата. Уверен, у него с рождения родинка в форме Туманного Альбиона.

Если же Сухи уедет, то судьба «Спартака» – Штранцль. Но это беда всего нашего чемпионата: штранцли остаются, а сухи здесь только транзитом. Как это изменить, я не знаю.

Опять плюс Спалетти – Быстров на Розину. Итальянец вошел в игру не сразу, но постепенно стал кошмаром для уставшего Макеева. Главное, что он еще больше взвинтил скорость, а главное – включил правый фланг атаки «Зенита», до того, по большому счету, буксовавший.

Для Розины футбол – это опера. Голевая подача на Ломбертса была подобна арии от Паваротти, хотя Алекс в начале матча спел ничуть не хуже. Хотя я не уверен, что и Розина, и Алекс споют как Лучано Паваротти. Почему-то кажется, что скорее как Энрико Паллаццо. (Кстати, развивая тему: вот что нас может ждать на мундиале.)

Ломбертс забивает «Спартаку» во втором матче подряд. Обвинить Джанаева в этом мяче пальцы на клавиши не опустятся. Забавно, что в момент, когда бельгиец забивал, кто-то из красно-белых пытался завалить Крижанаца. Хорват не стал ставить на невменяемость Сухины и возмущенных взмахов руками не совершил – уж здесь рефери на точку показывать точно не стал бы. Мимо этого дзюдо Ломбертс и пробежал, выйдя на ударную позицию уже без какого-либо сопротивления.

Вообще гол «Зенита» – следствие усталости и общей проблемности опорной зоны «Спартака». Сабитов сыграл просто глупо, зачем-то прыгнув на Данни, хотя ситуация в последнюю очередь располагала именно к этому.

Фанаты гостей в растерянности: еще чуть-чуть, и обратная дорога проходила бы совсем с другим настроением. Во взглядах острое чувство несправедливости надежда на то, что гол отменят. Эти чувства в такой ситуации испытывает каждый болельщик вне зависимости от клубных предпочтений.

В оставшиеся минуты «Спартак» думал о ничьей. Карпин меняет Яковлева на Кудряшова, но «Зенит» мог превратить этот матч в подобие Чуда на «Камп Ноу». Сульшера не нашлось.

В концовке «Спартак» именно что устоял. Рвения «Зенита» было достаточно для эмоционального штурма, но времени практически не осталось. Повторюсь: рассуждать о том, что было бы, забей хозяева хотя бы на десять минут раньше – это то же самое, что додумывать, что было бы, если бы тогда, в десятом классе, поцеловал Маринку на той дискотеке. То есть сугубая теория. С Маринкой, конечно, сейчас можно подправить (хотя предварительно стоит заглянуть куда-нибудь Вконтакте, посмотреть, как она сейчас выглядит, на всякий случай), а матч переигран не будет никогда.

Вот и все. Ничья при очень неплохой игре с обоюдными шансами. «Зенит» был настойчивее, но его пресс мог спасовать против острых контруколов «Спартака». Москвичи могут сетовать на упущенную победу, петербуржцы – как то ни странно, на то же самое. Спалетти заинтриговал со знаком «плюс», Карпин... Скорее в «минус», уже сейчас видны серьезные просчеты в селекции, если только у главного директора и генерального тренера нет хитрого плана.

В общем, все наконец-то началось.

Да, просьба чинам из ГУВД Петербурга: понятно, что пассажирам этого пепелаца во время матча скучно обозревать окрестности стадиона, хочется посмотреть игру. Но это стрекотание утомило, честное слово.

На выходе со стадиона заметил эту чудесную картину: молодой человек старательно пристраивал шарфик на коляску и фотографировал ее со всех ракурсов.

Петербург. Пустой мост перед «Петровским». Детская коляска со спартаковским шарфом. Хлопки зеркала фотоаппарата. Полный сюр...

ЗЫ:

Кстати, возвращаясь к теме болельщиков. Представил себе, что спартаковская трибуна начинает зло скандировать Виражу:

И мы забыли навсегда, Заключены в столице дикой, Озера, степи, города И зори родины великой.

А Вираж их троллит в ответ:

Все чуждо нам в столице непотребной: Ее сухая черствая земля, И буйный торг на Сухаревке хлебной, И страшный вид разбойного Кремля.

За сим, добре. Не теряйте самоиронии и доброго глума.

ЗЗЫ: в этом году карточки будут чуть побольше, надеюсь, никто не против.