17 мин.

Цвет сакуры в ноябрьский вечер

Необходимый дисклеймер. Этот псто будет заключать в себе часть обзора фотографической части флагмана компании HTC – смартфона HTC One M8. В его «лигочемпионской» инкарнации. Сделано это по просьбе компании, естественно, чтобы не было недопонимания. Я не рассматривал этот телефон в целом – только его фотовозможности, выбрав одни из самых тяжелых условий – репортаж, динамика и ночь на дворе. Для полного комплекта следовало бы добавить ещё и ледяной дождь, но не будем перфекционистами. 

«Евровесна».

Слово, которое когда-то в Петербурге было мечтой, потом фетишем, а сейчас это понятие стало сродни солнечному весеннему дню: ему все рады, его ждут и понимают, что чем-то из ряда вон выходящим он не является. Даже в Петербурге.

Старт «Зенита» в этой Лиге Чемпионов навевал звон капели, шум ручейков талой воды по направлению к канализационным люкам и воспоминания о будущих мартовских морозах. Уверенная победа на «Бенфикой» в Лиссабоне, которая удивила всех, придавала уверенности, что «вот теперь-то мы их всех!», но потом случилась обоюдонулевая тягомотина с «Монако» и два проигрыша неождианному «Байеру». «Бенфика» же, считавшаяся фаворитом группы, долго приходила в себя, но к предпоследнему туру подошла на разгоне, имея те же 4 очка, что и петербуржцы.

А вот по раскладам получалась ситуация презабавная: португальцы в случае ничьей оставались позади «Зенита» по показателю личных встреч, но в последней игре им светил «Байер», который обеспечил себе выход в 1/8, а сине-бело-голубым предстояла бы бойня в Монте-Карло. Она и так предстоит, но на кону стоял бы уже выход в ту самую Евровесну, уже хоть в какой-нибдь турнир. Это понимали и тренеры, поэтому «Бенфика» начала матч осторожно, от обороны, а «Зенит»... но обо всем по порядку.

Жил на стыке XVI и XVII веков капитан Джеймс Ланкастер. Капитаном он был хорошим, хотя и не без странностей: Ланкастер полагал, что грязь – это прибежище Дьявола, а набожному англичанину не пристало давать приют Князю Тьмы. Поэтому любой корабль, оказывавшийся под командованием капитана, выдраивался до блеска от кончика бушприта до юта, и даже в самом тёмном месте трюма можно было бы вешать табличку «Стерильно!». Ещё одной блажью Ланкастера был садизм в отношении матросов: ежедневно он заставлял выпивать каждого члена экипажа по стакану лимонного сока, смешанного с муравьями. По поступлению капитана на службу в свежеобразованную Ост-Индийскую Компанию от этих странных предрассудков его пытались заставить отказаться, но тут уже команда, матерившая своего предводителя за такие издевательства, приняла сторону Джеймса: вдруг как-то получилось, что на его кораблях моряки почти не болели, а о цинге даже не слышали.

Капитан вообще слыл большим оригиналом. В 1602 году корабли ОИК под его командованием достигли Суматры и зашли в Ачин, где правил султан Ала ад-Дин Шах. К удивлению англичан, султан не только слышал о них, но и знал, что Великобритания на море является злейшим врагом Испании и Португалии. К последним же у ачинцев было много претензий: колонии в Гоа и в Малакке не отличались веротерпимостью и торговыми свободами по отношению к местному населению, и Ачин уже почти как столетие безуспешно воевал с португальцами. Ланкастер уважил просьбу Ала ад-Дина и подарил несколько карронад, как вдруг пришло известие, что португальская каракка «Сан Антонио» увлеченно кого-то грабит во владениях султана в сотне миль от столицы. Ланкастер, взяв на борт и Ала ад-Дина, поспешил к месту безобразий, и пятью выстрелами лишил португальца обеих мачт. Капитану каракки взгрустнулось, и он приказал спустить флаг и шлюпку. Каково же было удивление благородного дона, когда, поднявшись на борт «Дракона» он увидел английского капитана и весящего  больше центнера престарелого суматрийского султана, распевающих на иврите псалмы. Под вёрджинел. Со скуки. Ладно Ланкастер – тот был марраном наполовину, но откуда султан-то текст знал. Хотя Ала ад-Дин Шах (по свидетельствам баритон у того был диво как хорош) был теме ещё оригиналом, под стать своему гостю: так он заказал у Ланкастера жену-англичанку. Что удивительно, в Лондоне у капитана отбоя не было от претенденток на султанскую руку, одна даже написала на арабском (!) трактат о пользе смешанных браков.

Так или иначе, но в 1603 году Джеймс Ланкастер взял курс на Туманный Альбион. Путь его пролегал мимо берегов Южной Африки, первоначальное имя которому было – Мыс Бурь. По пути он встретил небольшой караван все тех же португальцев, которые, не разобравшись, открыли огонь, и их товары перекочевали к Ланкастеру. 

А примерно в 20:00 MSK 26 ноября 2014 года с португальцами на газоне «Петровского» встретился «Зенит».

 

2014-11-26-200918-Zenit---Benfica-copy

Петербуржцы перед матчем выглядели напряженнее, «Бенфика» же словно и не решала турнирных задач – на разминке игроки были расслаблены и спокойны.

Zoe – разработка HTC, фактически то, что должно было быть в Инстаграме в его видеочасти. Не сразу понятно из пояснений, что это такое, но это именно та фишка, которая мне понравилась. Фактически встроенный режим камеры и простой (пока, имхо, излишне простой) монтажный инструмент для создания коротких видеороликов из отснятых в аппарате фото и видео.

IMAG0086

HTC One M8, автоматический режим в ночи.

Стартовый состав не удивил: Рязанцев в свете последних игр направшивался, причём именно на позицию «десятки». Данни, чей отдых был не столько наказанием, сколько мерой по приведению в чувство и кондиции, и должен был выходить на поле.

2014-11-26-203117-Zenit---Benfica-(4)-copy

Хотя нападение «Зенита» и приучило, что каких-то «железных» мест у инсайдов и условного «фантазисты» нет, все постоянно меняются позициями, пытаясь запутать оборону соперника.

2014-11-26-201243-Zenit---Benfica-(2)-copy

Отмечу, что пауза позитивно подействовала на Данни, и он предпочитал всю игру провести под полными парусами, не давая себе передышки.

2014-11-26-204607-Zenit---Benfica-copy

 

2014-11-26-213344-Zenit---Benfica-copy

Единственная номинальная ударная сила сине-бело-голубой эскадры в этом матче – Рондон. Обвинять венесуэльца в плохой игре я бы поостерегся: нападающего прихватили крепко, практически всю игру ему и не давали шанса на бортовой залп, отрезая от полузащиты.

2014-11-26-212738-Zenit---Benfica-(1)-copy

Запрягайте, хлопцы, кони,

Доставайте валидол.

Травма Ломбертса – это худшее, что можно было придумать в этом матче.

2014-11-26-200636-Zenit---Benfica-(2)-copy

Луиш Нету, вышедший вместо бельгийца, хорош всем: брутальная борода и внешность молодого Будулая, но есть одно «но»: отвага и авантюризм (если выражаться мягко) в понимании Нету компенсируют в понимании португальца недостатки понимания игры и техники. Отсюда подкаты сзади, карточки и пенальти. И в этот раз защитник начал бодро, посадив себя на «горчичник» чуть ли не на бровке под табличкой со своим номером в руках резервного судьи.

2014-11-26-213442-Zenit---Benfica-(1)-copy

Вообще «Зенит» начал бодро, как и маленькая эскадра Ланкастера: высокий прессинг почему-то оказался сюрпризом для португальцев, которые раз за разом теряли ветер: столько обрезов и потерь у своих ворот на таком уровне и не припомнишь даже вот так сразу.

Но как только первый порыв спал, «Бенфика» забрала мяч. И начались кошмарные для болельщиков петербуржцев минуты. Если первый тайм, по большому счёту, не стал каким-то откровением в плане атак лиссабонского клуба, то во втором перспективы Евровесны для «Зенита» начали выглядеть тускло.

На траверсе мыса Доброй Надежды капитана Джеймса Ланкастера ждал неприятный сюрприз. Хотя как может быть сюрпризом шторм на юной оконечности Африки? Там это перманентное состояние океана. И в этот раз бомбануло так, что у «Красного дракона» (того, на котором капитан на пару с султаном распевали иудейские псалмы) оторвало руль. Дело, как говорится, житейское, запасной есть. Но в штормовой болтанке команда, выражаясь куртуазно, пролюбила и запасной. Второй корабль – «Гектор», более лёгкий, от того мало чем могущий помочь, был отправлен Ланкастером дальше. Капитан понимал, что лучше дойдёт одно судно, чем вообще никто, поэтому приказал «Гектору» идти в Англию с письмом следующего содержания:

Правда, на утро шторм стих, и Ланкастер увидел всё того же «Гектора» неподалеку от «Дракона». Ибо капитан его поставил вопрос о дальнейшем плавании на голосование(!), и команда единогласно решила, что возвращаться, бросив флагман, не по-пацански, поэтому «Гектор» зарифил паруса, и перештормовал, никуда не уйдя. Ланкастер не успел даже возмутиться столь явному попранию дисциплины, как...

2014-11-26-214247-Zenit---Benfica-(3)-copy

Да, в каком-то кабельтове от «Красного дракона» обнаружился невозмутимо плавающий запасной руль.

2014-11-26-214253-Zenit---Benfica-(3)-copy

Повезло?

Во многом. Но всё же, рискуя не попасть в тренд, отдам должное Виллаш-Боашу, который выстроил сию экспедицию от соперника и очень грамотно.

В самом деле: «Бенфика» потихоньку набрала ход, придя в себя после традиционных распродажи, наладив связи. Ничья по турнирной ситуации португальцев устраивала, поэтому они сосредоточились на обороне, предполагая стартовый натиск «Зенита». Затем они воспользовались вынужденной заменой хозяев, подобрали мяч, но в первой половине второго тайма их натиск – и это было видно! – высасывал силы на глазах. Жезуш рискнул – и был переигран. Как только появились первые признаки усталости, как только шторм стал стихать, на горизонте появился «Гектор», роль которого сыграл Олег Шатов.

2014-11-26-213817-Zenit---Benfica-copy

Выход Шатова на «севшую» оборону «Бенфики», которая потеряла свой атакующий запал, был именно что тренерским ходом. Ноги защитников стали чуть медленнее, и футзальная техника зенитовца проявила себя в полную силу. Вновь пошли обрезы, а португальцы перестали успевать за перемещением мяча. И именно Шатов, метнувшийся с левого фланга на правый, выдал пас на Халка, оттянув на себя справа внимание всех обороняющихся. А дальше было убийство.

IMAG0113

Опять HTC One M8. Без обработки. Хорошая детализация в темноте.

Под конец Шатов же нанёс «удар милосердия», отправив в раздевалку Луизао. Которые уже не торт, но почти весь матч он держал свою зону, ошибаясь меньше других. Но за быстрыми ногами зенитовского инсайда не поспел.

2014-11-26-215505-Zenit---Benfica-copy

Последние мгновения матча напомнили многим самую распространенную фразу, которая звучала 11 ноября 2007 года на стадионе в Раменском: «Свисти, с**а!!!»

Португальцы уже встали, паруса, изорванные книппелями, оставались равнодушными к ветру, но все понимали, что случайность порой бывает трагической. Выстрел отчаяния может найти крюйт-камеру, и неизбежная победа оборачивается эпичнейшим фейлом.

Но не в этот раз. «Зенит» вновь обыгрывает «Бенфику» и гарантирует себе Евровесну.

2014-11-26-215948-Zenit---Benfica-(2)-copy

Вот только...

Джеймс Ланкастер вернулся в Англию. И даже получил титул сэра, будучи произведенным королём в рыцари. Но вот только успех его был смазан стратегической ошибкой: на Суматре он загрузился прежде всего перцем. А эту специю в Европу голландцы (и те же португальцы) завозили уже тоннами, и прибыль от первой экспедиции Ост-Индийской Компании, которая в будущем будет определять чуть ли не судьбы мира, оказалась весьма скромной.

Как скромен был и сам Джеймс Ланистер, написавший о своём путешествии в журнале после швартовки в Плимуте буквально следующее:

Все же английские капитаны того времени были людьми особенными. Вспомним, например, Вильяма Хоукинса, или Хэфри Гилберта.

А теперь только от «Зенита» зависит его будущее. Грубо говоря, в сэры уже вышли, но теперь бы ещё не перец на затоваренный рынок привезти, а тот же шафран. Потому как 1/8 Лиги Чемпионов лучше 1/8 Лиги Европы, пусть во второй и соперники попроще.

А теперь снова вернусь к смартфону, который дали на тест. Тут может быть в любом случае интересно тем, кто хотел разобраться в съёмках.

Если говорить о теории фотографии, то вся она складывается из трёх основных параметров: выдержки (время срабатывания затвора), диафрагмы (размер «дырки», через которую проходит свет внутри объектива) и ISO – чувствительности матрицы или плёнки. Соотношение выдержки и диафрагмы составляет экспопару, чувствительность влияет на способность матрицы или плёнки воспринимать количество света в единицу времени.

Моя первая цифровая камера – это Minolta Z1. Не самый дорогой ультразум, но с большим количеством ручных настроек. Что меня и сгубило, потому как именно возможность влиять на параметры съёмки и сподвигла меня на гонку за качеством и – как итог – за картинкой. Потом были и остаются зеркалки, которые так или иначе подчиняются законам физики: чем больше диафрагма объектива, тем больше его передняя линза. Поэтому и носят фотокорры с собой огромные объективы, где на фокусное расстояние 400 мм приходится диафрагма 2.8: маленьким такой объектив быть не может. А если добавить сюда ещё и возможность зуммирования, то мы получим, например, Sigma 200-500/2.8, ценой в 28000 евро и массой, вызывающей мысли о носильщиках. Так и будет, пока не изобретут какой-нибудь кристалл, у которого будет дикий коэффициент преломления света без потери в пропускной способности.

Спортивная же съемка предполагает прежде всего короткие выдержки. Я принципиально не опускаю выдержку ниже 1/800, в исключительных случаях ставлю 1/640. Все, что длиннее, будет вызывать смаз в динамичных сценах. При максимальной диафрагме «стандартного» репортажного зума 70-200, равной 2.8, приходится в тёмное время суток поднимать ISO. Но высокая чувствительность будет повышать уровень шумов, и чем меньше размер матрицы фотоаппарата, тем больше их будет.

Это была краткая теория. Когда меня спросили, возможно ли снять матч на телефон, то ответ был: «В целом, нет». Можно ли найти применение камере смартфона? Думал, что нет, но вот это второй момент, в котором камера HTC M8 меня удивила.

Я не буду говорить об аппарате как о телефоне или смартфоне, в конце концов, я не нашёл задач, которые бы заставили его тормозить, а мне этого достаточно. Меня интересовала именно фоточасть. И вот там штатным режимом присутствует практически полное ручное управление: не меняется только диафрагма (что было бы физически невозможно). То есть присутствует полноценный режим приоритета выдержки, в котором руками можно выставить и значение ISO, и баланс белого и фокусировку, что полезно в макросъемке. И вот тут появляются варианты.

Что делает автоматика камеры или смартфона в темноте? Правильно – увеличивает выдержку. При недостатке света требуется больше времени для нормального экспонирования. Поэтому автомат даст яркую картинку, но кадр выйдет на 90% с шевелёнкой, а динамичные объекты смажутся.Вот результат работы автомата:

IMAG0068

Лодыгин в полете расплылся, репортажная сцена же чаще всего не предполагает такого художественного приёма.Если же на смартфоне выставить ручной режим, то мы получаем практически полный контроль над параметрами камеры:

IMAG0065

Здесь ISO поднято до максимальных 800 (1600 уже нерабочие), выдержка 1/800, диафрагма для аппарата постоянная: 2.0. То есть удалось заморозить движение, а шумы на высоком для такого размера матрицы ISO вполне приемлемы, хотя кропить карточку не стоит. Но, опять же, вспоминая мою первую «минолту» – у неё шумы на ISO 400 были хуже. А всё дело в том, что HTC пошла по пути увеличения физического размера на матрице, пусть и в ущерб «мегапиксельности». Поэтому если при нормальном освещении камера М8 может проигрывать конкурентам, то в условиях недостатка света она шумит значительно меньше.

ISO 400 на мой взгляд полностью рабочее:

IMAG0097

Тут небольшой кроп, поэтому шумы заметнее, чем на оригинале.

Камера слегка желтит, но не критично. Отмечу удобство софта: лучше в плане управления пока ни на одном смартфоне не видел.

Режим панорамы годен, склеивает аккуратно:

IMAG0085

При этом управление режимом удобно.

Фокусное расстояние, естественно, не меняется, это 28 мм в 35-мм эквиваленте. Есть цифровой зум, но он безблагодатен в любой камере, ибо работает за счёт программной интерполяции. Так что если только в доме напротив Линсдей Лохан не бьёт каракулевой шапкой Николая Баскова, использовать зуммирование не стоит. Особенно в темноте, когда высокое значение ISO будет перебивать картинку шумами.

IMAG0057

Именно поэтому полноценно футбол не снять: не хватит фокусного расстояния, которое для этой игры начинается от 200 мм. Так что набор сюжетов будет ограничен. Но там, где близко, аппарат справляется неплохо.

IMAG0119

Аппарат имеет два объектива: основной и для замера глубины сцены. Это позволяет создавать интересные эффекты, некоторые из которых задают ориентиры и производителям профессиональных камер. В первую очередь это смена фокуса на уже отснятом снимке. В HTC One M8 это работает не всегда корректно, но если сцена позволяет, то получается идеально. Возьмём одно фото, где присутствует передний план, средний и фон.

IMAG0113

Поместим фокус на шапку:

IMAG0113_1

Теперь на экран камеры:

IMAG0113_2

Ну и на обнимающих Данни:

IMAG0113_3

Все происходит по одному клику на экране. В сложных сценах система порой сбоит.

О Zoe я уже упоминал, если вкратце, то это режим камеры (или отдельное приложение), которое позволяет без переключения снимать либо отдельный кадр, либо трехсекундный видеоролик, либо полноценное видео. Затем это все может быть собрано в 30-секундный видеоролик с некими эффектами (или без оных). Потенциал у этой системы огромен, главное, чтобы разработчики из HTC не бросили это на полпути (именно в 50% я оценил бы законченность на сегодняшний день). Об этом напишу ещё подробнее чуть позже.

Общим итогом: камера смартфона мне понравилась, а софт, её окружающий, в самом деле задаёт ориентиры. Я не обнаружил крупных косяков, чего-то не хватает (интервальная съемка, например), но по уровню возможностей для творчества я таких смартфонов ещё не видел.

0000

Ну и напоследок попробую себя в новом виде креатива – видеомонтаж.