Индзаги — «Верона». Интимное через край
Говорят, что футбол – это жизнь. А некоторые для усиления эффекта добавляют, что даже нечто большее (это, конечно же, неправда). Чаще всего подобные сентенции так и остаются красивыми словами, причем, не всегда используемыми к месту. Но есть моменты, позволяющие осознать, что за многообразием прелестей состязательной природы игры находится нечто куда более острое, тонкое и уникальное – человеческое. Личное. Интимное. Без сомнений, оно находится там, внутри игры, всегда. Но по-настоящему рассмотреть, прочувствовать эту хрупкую материю сквозь экран телевизора, газетную бумагу или с трибуны стадиона удается редко. Очень редко.
Когда Пиппо Индзаги в отчаянии сложил руки ладонь к ладони, повернулся к скамейке запасных и с невероятно живописной (исключительно с точки зрения искусства) смесью боли, обиды и разочарования на лице принялся что-то эмоционально высказывать, я вдруг поймал себя на мысли, что в ту секунду болел за одного-единственного человека больше, чем за весь футбольный клуб, который он представляет. И гол «Вероны» на последней минуте представился не голом в ворота «Милана», а голом прямо в личное нечто (даже не знаю какое слово будет правильным) тренера.
Я надеюсь быть правильно понятым и избежать разговоров в стиле «Люби эмблему больше, чем людей, за нее выступающих». Дело в том, что по большому (совсем большому) счету, я с подобной позицией солидарен. Разумеется, все мы имеем любимчиков или просто симпатизируем отдельным людям (я не пишу «игрокам») чуть больше. Переживаем за них чуть больше, особенно сильно радуемся их успехам, особенно сильно переживаем персональные неудачи. Но клуб все равно находится выше. Для нас он важнее. Когда футболист не забивает пенальти на последней минуте, то в нашем восприятии страдает, в первую очередь, клуб, а уж потом сам игрок. Но с этим можно спорить. Боль от поражения команды разделится на всех. Боль игрока смогут разделить только самые близкие люди, а может быть, вообще никто.
Здесь я могу и сам себе возразить. История знает немало трагичных случаев, когда болельщицкая жизнь обрывалась после больших поражений. Это ужасно и ужасно неправильно. Но все же давайте подумаем, кто больше пострадал в 1994 году, Италия или Роберто Баджо? Можем взять пример поближе: нереализованный пенальти в исполнении Алессио Черчи на последней минуте прошлого сезона. Кто был более несчастен тем вечером: упустивший на тот момент путевку в еврокубки клуб «Торино» или сам Черчи?
И я не говорю о следе события в истории страны, клуба или человека. Речь идет об ограниченном временном отрезке. Неделя, вечер, минута или даже несколько секунд. Прошло время, и ничья в матче с «Вероной», с какой стороны на нее ни посмотри, действительно выглядит очередным недобором «красно-черными» очков при сомнительного качества игре. Но в тот момент, когда Индзаги внезапно позволил нам увидеть его эмоционально незащищенным, максимально естественным, казалось, что нет ничего важнее переживаний это человека и за этого человека. Печать неотвратимости произошедшего на его лице заставила элементарно пожалеть Пиппо. Независимо от всего, связанного с должностью «тренер».
«Стоп, стоп», - скажет пытливый читатель – «Это Пиппо-то предъявил нам эмоции? Да он каждый гол праздновал как никто другой. Да он до сих пор весь в игре!» В этом-то и вся штука. Да, мы привыкли видеть эмоционального Пиппо, живущего моментом. Но он позволял себе быть естественным там, где понимал, что позволить это может. Почти везде. И вот оказалось, что есть нечто совсем уж сокровенное, обнажившее себя.
Эта эмоция, запечатленная на фото- и видеокамеры, кажется, прорвалось наружу помимо воли исполнителя из какого-то совсем уж секретного уголка, ни под каким предлогом не предназначенного для посторонних глаз. Чаша переполнилась, сдержаться Индзаги просто не мог – наверное, в этот момент такая реакция была ему необходима. Эта же реакция была одновременно и защитной. Он ведь и кричал, скорее всего, что-то совсем неожиданное для тренера, но типичное для болельщика. Кричали и мы с вами: «Как?! Ну как можно допускать такие ошибки на последних секундах?!»
Драматизм был многократно усилен заменой, проведя которую Пиппо подставился. Не в том смысле, что замена стала причиной пропущенного гола, а в том, что тренер дал лишний повод болельщикам предъявить ему претензию. Никто особо не разбирался какие там перестроения произошли у «Милана». Самого факта выхода защитника вместо нападающего в матче с середняком при минимальном перевесе на своем поле было достаточно, чтобы тифози обвинили тренера в трусости. А тут еще и гол случился. Признаться, я и сам сперва оторопел, сообразив, что Боккетти меняет именно Паццини, хотя за секунду до того, увидев защитника на бровке произнес вслух: «А уйдет сейчас кто-то из нападающих».
Хотя никакой пятерки защитников, конечно, не было. Антонелли пошел играть в середину поля, чтобы помочь там Мунтари, сыгравшему откровенно слабо. А нападение просто перестроилось. Индзаги придумал такой ход и мог быть раскритикован за содержание этого хода. Но эффект получился иным, и до содержания добрались уже не многие.
На самом деле, такие замены в Серии А не редкость, в том числе, и для больших клубов. Например, подобные трюки с удовольствием проворачивал в свои последние миланские сезоны Карло Анчелотти. И ведь тоже зачастую удержать победный счет не удавалось.
По игре говорить особо нечего, все уже было сказано. Это был почти тот же «Милан», что и в большинстве предыдущих матчей, за небольшими исключениями. Основным исключением стал соскучившийся по вниманию Мексес, привнесший живости. Француз в очередной раз подтвердил, что скучная и незапоминающаяся игра (совсем необязательно плохая) не для него. Заработать пенальти, забить гол (пусть это и был автогол) и потом в решающий момент допустить ошибку у своих ворот – типичный Мексес.
Был еще дождавшийся выхода в основе Паццини (много старания, мало результата), был Мунтари в центре полузащиты (очень плохо), был Черчи (девушке в твиттере лучше пока не писать) – это из относительно нового. Ну, а сам новый состав – это уже из старого, привычного.
Есть претензии и к команде, и к тренеру, их не может не быть после такой игры. Но лично для меня все это на какое-то время померкло, когда Пиппо Индзаги в отчаянии сложил руки ладонь к ладони, повернулся к скамейке запасных и с невероятно живописной (исключительно с точки зрения искусства) смесью боли, обиды и разочарования на лице принялся что-то эмоционально высказывать.
Кстати, я не являюсь персональным фанатом Пиппо, хотя огромную симпатию к нему тоже не отрицаю. Как и не отказываюсь его критиковать в общем случае. Надеюсь, Индзаги не уволят. Хочу, чтобы он еще поработал в «Милане», несмотря ни на что. И да, я хочу, чтобы «Милан» снова выигрывал. Для многих эти желания несовместимы.
Как-то это все очень иррационально. Кажется, я ставлю личное (не свое) выше общего (которое как раз «мое»!). Здорово, что футбол – это не только схемы, скиллы и голы.
Автор: Даниил Лабыч специально для acmilanfan.ru