Почему «Милан» хочет пригласить Рангника? Часть 2-я. Прозрение
Напомнив про ключевые события в стане «россонери» за последние восемь лет, проанализировав финансовую деятельность клуба и рассказав о взаимоотношениях 7-кратных чемпионов Европы с УЕФА, детально поговорим о Ральфе Рангнике.
В середине 80-х годов прошлого века он начал учиться в институте тренеров в Вюртемберге. Именно там он встретил Хельмута Гросса, который стал его тактическим вдохновителем и коллегой по работе в «Лейпциге».
Рангник с Гроссом были очарованы идеями Эрнста Хаппеля и Ринуса Михелса. А затем появился легендарный пионер из Италии Арриго Сакки, выигравший с «Миланом» все, что можно, объединивший взгляды Хаппеля с Михелсом, и организовававший тактическую революцию.
За исключением Оттмара Хитцфельда и Юппа Хайнкеса, немецкие тренеры не были известны своими тактическими инновациями, как их коллеги из Италии или Испании.
В «Штутгарте» Гросс и Рангник внедрили свою новую агрессивную тактику, ныне известную как Gegenpress, которая внесла вклад в немецкую революцию в футболе.
Они также породили новое поколение немецких тренеров, в числе которых оказались Юрген Клопп, Томас Тухель, Марко Розе, Юлиан Нагельсман и Ральф Хазенхюттль.
Итак, что такое Gegenpress и как работает эта тактика? Ответы – ниже.
Тактические заметки
Предпочтительная схема
Рангник был один из немногих тренеров, кто адаптировал к бундеслиге расстановку с четырьмя защитниками. До него немецкие команды чаще всего играли в три защитника.
Рангник предпочитает схему 4-4-2 или 4-2-2-2. В последние месяцы работы в «Лейпциге» он использовал 3-5-2, а в «Хоффенхайме» иногда пробовал 4-3-3. Обладая тактической гибкостью, Рангник всегда предпочитал иметь треквартисту позади двух нападающих. Это позволяло форвардам двигаться выше – ниже в зависимости от фазы (оборонительной или атакующей). Основная идея тактики Рангника заключается в том, чтобы поймать соперника, оказавшегося в непривычной расстановке.
Оборонительная фаза
Вдохновленный оборонительным стилем Сакки, Рангник тоже использует высокий подход. При этом его подопечные пытаются прессинговать на половине поля соперника, и когда получают контроль над мячом, стараются провести быструю контратаку, пытаясь подловить соперников, оказавшихся в непривычной позиции.
В «Хоффенхайме», где Рангник использовал 4-3-3, он заставлял центральных полузащитников команды соперника переходить центр поля при помощи вингеров, используя прессинг по всей ширине. Когда хавы отправляли мяч в центр поля, тут же оказывались сразу два или три игрока «Хоффенхайма».
Когда соперники используют фланги, чтобы продвигаться вперед, команда Рангника за счет агрессивного прессинга не позволяет переводить мяч на другой фланг или в центр поля, прерывая подачи или же карауля неточные передачи.
Атакующая фаза
Согласно философии Рангника, первые десять секунд после того, как команда получила контроль над мячом, - лучшие, чтобы поразить чужие ворота. Вингеры поддерживают мяч на максимальной ширине.
Рангник не верит в 10 – 15 передач, которые помогают забить. Его атакующая игра включает быстрые вертикальные пасы. Два нападающих обеспечивают покрытие в атаке или прессинг при потере мяча, а вингеры сдвигаются ближе к центру, располагаясь позади форвардов.
Это помогает фланговым защитникам идти вперед, чтобы создать пространство и добавить остроты за счет подач в штрафную. Нападающие остаются в центре и могут легко пробить по воротам после диагональных передач или верховых забросов. Так как вся философия основана на передвижении в пространстве, а не на соблюдении каких-то позиционных решений, то это делает атаку крайне непредсказуемой.
Слабые стороны системы
Для реализации Gegenpress Рангнику нужны быстрые и физически сильные игроки. Так как философия подразумевает высокий агрессивный прессинг, то соперники с отменным видением поля и хорошей техникой могут легко провести разящую контратаку.
Из-за высокой интенсивности системы Рангнику нужны молодые игроки, потому что они могут быстрее восстанавливаться между тренировками на протяжении всего сезона. Также легче обучить системе молодых игроков, которые тут же пытаются передать знания более возрастным одноклубникам.
Развитие инфраструктуры
С известными правилами «8 секунд на отбор» и «10 секунд на атаку» Рангник тренирует игроков при помощи секундомеров, чтобы они инстинктивно работали в этих временных отрезках.
«Мы изучаем все в динамике и с акцентом на тактическую ситуацию, - говорит Рангник. – Мы проводим мини-игры, которые длятся от 30 до 60 секунд. Но в темпе, который редко достигается в игре. Все физические ускорения контролируются и оцениваются при помощи GPS».
«Футболист должен быстро воспринимать, предвидеть, анализировать и принимать решения, - рассуждает Гросс. – А затем действовать максимально быстро. Потенциал мозга огромен. Мы даже не можем оценить его. Некоторые исследователи разрабатывают специальные компьютерные игры для футболистов, чтобы развить эти мыслительные навыки. Все эти вещи очень важны для нас в «Лейпциге». У нас, между прочим, тесные отношения с вузами, у которых мы учимся, как и они у нас».
«В «Лейпциге» мы работаем над увеличением объема памяти и скорости обработки, - признался в интервью Coaches Voice Гросс. – Например, мы помещаем парней в Soccerbot. Это машина, которая имитирует предыдущие игры и позволяет игрокам переживать ключевые моменты матчей. Это футбол PlayStation, но твоими ногами. Парням так нравится, что нам трудно заставить их остановиться».
Наряду с этими технологическими достижениями, Ральф был один из первых тренеров, кто использовал видеоанализ во время работы в «Хоффенхайме» в 2006-м году. Теперь Рангник понимает, что хотя тактика и стратегия являются важными составляющими, но человеческий фактор имеет принципиальное значение.
«Тактика, физическая форма и правила очень важны, но они лишь средства для достижения цели. Моя работа – улучшать игроков. Парни следуют за вами как за тренером, если чувствуют, что вы делаете их лучше. Это самая большая, самая искренняя мотивация».
Мастерство скаута
Ни один рассказ о Рангнике не может быть полным без анализа его скаутской деятельности.
«Хоффенхайм»
«Хоффенхайм» выступал в третьей лиге, и представлял город с населением в две тысячи человек. Но Рангник вывел клуб в бундеслигу, прежде чем передал бразды правления Нагельсману. Вовремя работы с сине-белыми он нашел Роберто Фирмино, Себастьяна Руди и Луиса Густаво.
«Зальцбург»
Было сложно заманивать талантливых ребят в австрийскую бундеслигу, но когда Рангник стал техническим директором клуба, ситуация резко поменялась.
Вместе со Стюартом, руководившим отделом скаутов, они подписали Садио Мане из «Метца» за 4 миллиона евро и Наби Кейта из «Истра» за 1,5 миллиона. Успешная игра Кейта и Мане вынудила «Зальцбург» заключить партнерское соглашение с экс-форвардом сборной Мали Фредериком Кануте, взявшим на себя поиск талантов в Африке.
Рангник и Стюарт встречались с футболистами из Африки и их родителями, убеждая их продолжить карьеру в Австрии. У «Зальцбурга» также обширная сеть в Норвегии. В январе этого года Эрлинг Холанн перешел в дортмундскую «Боруссию». Ожидается, что Койта и Собослаи станут новыми звездами на европейской арене.
«Зальцбург» является не только привлекательным проектом для молодых игроков, но и трамплином для тренеров. Рогер Шмидт, Розе и Ади Хюттер поработали у руля клуба, после чего пошли на повышение.
«Лейпциг»
В качестве тренера и директора Рангник открыл множество драгоценных камней, среди которых особо выделяются Вернер, Забитцер, Упамекано, Поульсен, Форсберг, Конате и Нкунку.