Константин Зырянов: «Через 15 лет буду следить с трибуны за игрой своего сына в «Зените»
Играющий тренер «Зенита»-2 Константин Зырянов стал гостем программы Михаила Муна «Футбольное обострение» на «Радио Зенит». Вместе с болельщиком сине-бело-голубых Петром Лалазаровым они обсудили перспективы развития петербургского молодежного футбола. Где взять новых Кержаковых? Что такое «футболистооборот» и почему он уменьшился? Стоит ли молодым игрокам отправляться в аренды? Почему футбол в низших лигах 20 лет назад был адом? Ищите ответы на эти вопросы в расшифровке часовой беседы.
– Сегодня в фокусе нашей программы – детский и молодежный футбол. Первый вопрос я обращаю к болельщику Петру Лалазарову. Константин Зырянов – воспитанник пермского футбола, но стал звездой футбола петербургского. Стоит ли нам воспитывать свою молодежь, когда игроки из других команд хорошо вписываются в наш коллектив?
– П.Л.: Вспомните состав «Зенита» 1984 года. Не все игроки той команды были нашими воспитанниками. Например, Михаил Бирюков. Но сейчас об этом никто не вспоминает. Он стал нашим. Как и Константин.
– Константин, а можно ли представить футбольный клуб, в котором нет своих воспитанников?
– К.З.: Если клуб хочет побеждать в каждом матче, то в коллективе должны быть приглашенные игроки. Но если своих воспитанников нет в команде и болельщики к этой ситуации равнодушны, то я допускаю существование такого клуба. Когда же зрители хотят смотреть на игру своих ребят и переживают за них, то местная молодежь должна выходить на поле.
– Здорово, что вы ставите во главу угла мнение болельщиков. Перед эфиром я пробежал глазами вашу биографию и обратил внимание на то, что, когда вам было столько же, сколько сейчас вашим воспитанникам, вы вместе с «Амкаром» пробивались через низшие дивизионы в «вышку». Как вам тогда игралось?
– К.З.: Это была моя первая ступень профессиональной карьеры. Мне было очень интересно играть в команде с ребятами, которые выступали когда-то в союзном чемпионате. Я у них научился очень многому.
– Есть такое мнение, что первая и вторая лиги – это ад. Плацкартные вагоны, огородные поля, костоломы из соседнего поселка.
– К.З.: В ваших словах 90% правды. Искусственных полей тогда еще не было, играли на том, что придется. Переезды занимали по 12-16 часов в автобусах. Но было весело.
– Молодой футболист обязан проходить через этот ад, чтобы стать мужиком? Популярное мнение: кто в армии не был, тот не мужик. Или можно как Месси – сразу в основу?
– К.З.: Мы не знаем, через что прошел Месси. Может быть, на его пути тоже был ад. Но если игрок наделен талантом, то ему не нужно все это проходить. Ад – это возможность получить опыт. И наши ребята должны опыт заработать.
– Насколько изменились условия второго дивизиона с тех пор, как вы там играли?
– К.З.: Это небо и земля. Сегодня почти везде искусственные поля. В нашей зоне много московских команд. Сейчас можно сесть на «Сапсан», а потому выезд будет совсем не обременительным. Даже сравнивать не стоит. Кроме того, уровень клубов заметно различается: возьмите «Амкар» 1995 года и нынешний «Зенит»-2.
– П.Л.: Ситуация в молодежном футболе изменилась даже за последнее десятилетие. Вспомните команду Юрия Морозова. Многие ребята заиграли в очень молодом возрасте. Они были значительно моложе Максима Канунникова, который до сих пор считается перспективным и подающим надежды. Мне кажется, такая ситуация сложилась из-за того, что тренерам сложнее решиться на эксперимент, стала выше ответственность, выросла цена результата.
– (вопрос слушателя) Сейчас идет раскрутка норвежского вундеркинда Мартина Эдегора. Помню, как Олег Саленко дебютировал за «Зенит» в 16 лет. А сейчас среди петербургских воспитанников есть такие таланты?
– К.З.: Я думаю, что в составе «Зенита»-2 есть яркие игроки. Андре Виллаш-Боаш подключает к основе Рамиля Шейдаева. Но 16-летних нет. Вернее, я о них не знаю.
– Среди тысяч мальчишек, которые в той или иной степени играют в футбол, учатся в Академии и других футбольных школах, есть будущие Кержаковы? Или в этом поколении их нет?
– К.З.: Они есть. Но в случае с Кержаковым или Дмитриевым, который заиграл в чемпионском составе 1984 года, их пути к основе были проще, чем сейчас. Им не приходилось конкурировать с легионерами.
– П.Л.: Молодому игроку вытеснить из основы игрока сборной Бразилии очень сложно. Но если ему не дадут шанса, то он и не вырастет.
– (вопрос слушателя) Я читал, что за последние годы увеличился «футболистооборот». Карьера игроков значительно удлинилась, а потому мы реже видим новые поколения талантливых футболистов.
– К.З.: Забавное слово «футболистооборот». Я соглашусь с этим мнением. Раньше в 28-30 лет многие игроки заканчивали карьеру. На их место приходили другие. Но медицина сильно продвинулась, больные колени перестали быть приговором.
– П.Л.: Есть еще один фактор. Скажем, Павел Могилевец играет в основе «Зенита» довольно робко. А так очень сложно пробить путь наверх. Да, может что-то не получиться. Но если не принимать решения на поле, не обострять игру, то ты не будешь брать на себя ответственность. Таким игрокам нужна наглость. В хорошем смысле этого слова.
– (вопрос слушателя) Нужно вернуть чемпионат города, тогда появятся новые Кержаковы и Быстровы.
– П.Л.: А разве сейчас чемпионат города не играется?
– Мне кажется, имеется в виду чемпионат среди школ, «Кожаный мяч». Впрочем, я здесь не соглашусь. Да, сейчас меньше играют в футбол в общеобразовательных школах, зато гораздо больше самих футбольных школ.
– П.Л.: К тому же, как я понимаю, турниров среди этих школ тоже стало больше. То есть история про утерянный «Кожаный мяч», как мне кажется, уже пройдена.
– К.З.: Да, турниров действительно много. Об этом я могу сказать с уверенностью, потому что у меня сейчас сын занимается футболом в одном из филиалов Академии.
– (вопрос слушателя): Какой совет вы могли бы дать футболистам «Зенита»-2?
– К.З.: Однажды я уже отвечал на этот вопрос, но не буду повторяться. Наверное, я могу им что-то подсказать, опираясь на свой опыт, объяснить какие-то жизненные, футбольные ситуации, помочь избежать чего-то, чего мне избежать не удалось. Ну и, конечно, важный совет: никогда не опускать руки. Даже, если что-то не получается, всегда бороться до последнего.
– П.Л.: Существуют различные штампы: «дядька-футболист», «наставник» и так далее. А на самом деле ребята подходят за советом? Существует ли взаимодействие?
– К.З.: Пока ребята не очень-то подходят ко мне. Может быть, стесняются. Хотя, например, они уже научились так, с поддевкой коверкать мое отчество – Константин Героич. Хотя по другим вопросам подходят, так что все нормально.
– Мы с вами примерно в одном возрасте, и я порой ловлю себя на мысли, что хочется уже молодежь начать воспитывать. Сесть так на скамейку и, поглаживая седую бороду, учить. У вас возникают такие мысли?
– К.З.: Нет, у меня такого нет. У меня дома есть кого воспитывать. Пускай родители этим занимаются, а если в футбольном плане, то есть главный тренер. А мы, если что, ему поможем.
Константин Зырянов забивает гол за "Зенит"-2
– Вопрос на общее обсуждение. Если бы система воспитания молодежи в «Зените» была бы идеальной, можно было бы рассчитывать на то, чтобы хотя бы по одному футболисту в два года эта система выпускала? Или основа команды – это сейчас такой космос, что о таком как-то глупо мечтать?
– К.З.: Если брать, например, систему «Порту», который зарабатывает на этом большие деньги, выращивает, продает, перепродает, то, наверное, можно. Хотя смотря о чем мы говорим, о скамейке или основе? Потому что на скамейку можно сразу же семь молодых посадить.
– Пускай это будет шестнадцать-восемнадцать человек. Тот состав, который в ротации.
– К.З.: Да хоть каждый год по три человека. Другой вопрос – нужно, чтобы они играли. А играет в год один человек. Теоретически это вполне реальная задача, хоть при этом и невыполнимая.
– П. Л.: А вот интересно. В эпоху Спаллетти было заметно, что он молодежь пытается подтянуть или эти все приглашения на сборы и товарищеские матчи только для отвода глаз?
– К.З.: Спаллетти приглашал из дубля, например, Ионова, Канунникова, а также молодых вратарей. Эти люди играли. Поэтому шансы давались. Не знаю, как сейчас, но раньше было следующим образом. Когда человек возвращался из просмотра в основе обратно в дубль, он зачастую менял свое отношение к работе. Он уже побывал там, порой, хватал звездочку. Я сам этого не видел, но знаю с чужих слов. Поэтому я желаю тем ребятам, кто сейчас занимается с основой – Евсееву, Шейдаеву, Зуеву – чтобы они возвращались к нам в нормальном состоянии – без звездняка.
– Но, наверное, совсем без этого не бывает? Главное, вовремя в себе заметить звездняк и погасить. Вспомните свою карьеру.
– К.З.: Я ничего подобного вспомнить за собой не могу, всегда все было нормально.
– П.Л.: Уникум.
– (вопрос слушателя) «Зенит» в последнее время играл с форвардом таранного типа на острие: Погребняк, Бухаров, Рондон. Как вы считаете, не пора ли нашей команде перейти на игру с маленьким, юрким нападающим впереди? И еще вопрос: не против ли вы возвращения в нашу команду Канунникова и Ионова?
– К.З.: Конечно, давайте уже играть с маленьким форвардом. И всех возвращаем в команду, начиная с Погребняка. (смеется)
– П.Л.: Мне вообще не очень понятен вопрос. Во-первых, все перечисленные футболисты разные. Да, все они габаритные. Но, например, Погребняк отлично вписывался в ту схему, по которой тогда играл «Зенит».
– Константин, как вы считаете, если бы Аршавин и Кержаков были 1998 года рождения, смогли бы они пробиться в основной состав нынешнего «Зенита»?
– К.З.: Пробились бы, но им пришлось бы гораздо сложнее. Если вспоминать, то была целая плеяда молодых, которую Юрий Морозов поставил в состав. Не только Кержаков и Аршавин, а и Власов, и Быстров, и Денисов.
– П.Л.: Все-таки это давний спор, что первично. Тогда так сложились обстоятельства, что Юрий Морозов дал шанс большой группе игроков. Потом пришел Петржела, который убрал нескольких игроков из состава и стал все больше доверять молодым. Поэтому говорить, что Аршавин и Кержаков пробились бы сейчас в основу, не имея подобного шанса, довольно сложно. Именно потому об этом так много спорят болельщики.
Футболисты "Зенита"-2 на контрольном матче в Турции
– Раз мы заговорили про плеяду молодых игроков, то можно вспомнить и Соснина, Башкирова, Петрова. Это золотые призеры молодежного первенства 2009 года. Почему у них не получилось в главной команде? Уже «Зенит» был на более высоком уровне?
– П.Л.: На мой взгляд, тогда было другое время. У руля команды стоял Адвокат, в «Зените» играли футболисты, входящие с состав своих национальных сборных. К тому же голландский тренер был консервативен и практически не подпускал к основе молодых. Только Ионов смог приблизиться к основному составу, периодически выходил на поле, но постоянного места в команде так и не получил. То есть сыграл свою роль фактор главного тренера, который практически не давал шансов молодым. Но из той золотой команды человек пять в клубах премьер-лиги засветились. Канунников играет, Соснин играет, Петров играет, Башкиров, пусть и в ФНЛ, но играет в стартовом составе. До этого игрокам молодежной команды «Зенита» практически не удавалось проявить себя на таком уровне.
– Какая команда главнее – «Зенит»-м или «Зенит»-2? Переход из какой команды в какую считается шагом вперед для молодого игрока?
– К.З.: Если изображать развитие карьеры зенитовца по восходящей, то сначала идет «Зенит»-м, потом «Зенит»-2, а затем основной состав «Зенита». Сейчас был выпуск в Академии 1997 года рождения, до второго дивизиона «Зенита»-2 они еще не доросли и будут начинать свою карьеру в молодежном составе. Правильно, что есть такая команда, как «Зенит»-2. Сначала ребята играют вместе в одной команде с восьми лет против своих же одногодок. Потом они переходят в молодежный состав и опять играют против своих же ровесников. Вот и получается, что они играют все время против одних и тех же ребят.
– Представим себе такое развитие событий. Молодой игрок проходит Академию «Зенита», попадает в молодежный состав, затем в «Зенит»-2. А если потом у него возникает вариант с арендой, скажем, в условную «Томь» – это нормальное продолжение его карьеры? Аренда в такие команды на пути молодого футболиста должна быть?
–К.З.: Если команда, куда он уходит в аренду из «Зенита»-2, играет в премьер-лиге или в первом дивизионе, то, я считаю, ему нужно уходить. Если человек не получает игровую практику, то если он уйдет даже в команду борющуюся за выживание, для игрока это намного лучше. Но если в команде, откуда игрок ушел в аренду, тренер Дик Адвокат, то обратного пути из аренды уже не будет.
– (вопрос слушателя) Где вы видите себя через пятнадцать лет?
– К.З.: Я буду сидеть на трибуне и смотреть, как мой сын выступает за «Зенит».
– А тренером «Зенита»?
– К.З.: Нет, наверное, нет. Впрочем, я сказал «наверное».
– (вопрос слушателя) Кого вы считаете своим лучшим тренером?
– К.З.: На моем пути встречались замечательные специалисты, я всех вспоминаю с теплотой и уважением. Можно всех перечислить? Первый тренер – Валентин Рыжков. Второй – Вячеслав Ладейщиков. Первый тренер в профессиональном футболе, в «Амкаре» – Сергей Оборин. Затем в «Торпедо» – Виталий Шевченко. Потом – Сергей Петренко. Когда я уходил из «Торпедо», удалось поработать с Георгием Ярцевым. Затем пришел в «Зенит» к Дику Адвокату, которого сменил Анатолий Давыдов, а потом и Лучано Спаллетти. Заканчивал же в основе «Зенита» при Андре Виллаш-Боаше. И сейчас моим тренером является Владислав Радимов. И, конечно, Гус Хиддинк в сборной, которому помогали Бородюк и Корнеев. Надеюсь, никого не забыл. Впрочем, есть еще один специалист – Александр Гостенин. Он исполнял обязанности главного тренера в «Торпедо» после ухода Петренко.
– (вопрос слушателя) Футбольное поле в Автово, как после бомбежки, а мы Дзюбу покупаем.
– К.З.: Вы знаете, я не стал бы связывать два этих события. Если дела с полем обстоят именно так – это ужасно, надо исправлять. А про Дзюбу еще и не было официальной информации.
– П.Л.: Разные строки бюджета.
– (вопрос слушателя): Если бы основа «Зенита» была космос, мы бы выигрывали чемпионат России туру к двадцатому и не летели бы в Лиге чемпионов всяким лузерам.
– К.З.: А мы этого и не говорили. Мы говорим, что молодежи тяжело, потому что в основе много сильных легионеров. А космос – это в Испании.
– (вопрос слушателя): Константин, как вам кажется, кто играет активнее в команде: Халк или Витсель? И стоит ли возвращать в команду Ионова?
– К.З.: Конечно, Халк активнее, вот кто из них лучше, я затрудняюсь ответить. А по поводу Ионова, я уже сказал: давайте возвращать всех. Тех, с кем я в 2007 в «Зените» начинал, давайте и вернем.
– Вы говорите про сына, вы действительно желаете ему футбольной карьеры и верите, что это получится?
– К.З.: Нет, не желаю. Вот смотрю на него и думаю: ничего из него не получится (смеется). На самом деле, я, конечно, в него верю, но хочу, чтобы он сам сделал выбор. Пока он не слишком заинтересовался футболом.
– Константин, вопрос из области виртуальной реальности. Представим, что тура за три до конца первенства ПФЛ, разворачивается очень острая борьба за выход в ФНЛ. Вы бы позвонили Семаку или Виллаш-Боашу с просьбой дать вам на пару матчей Аршавина, Файзулина, Рязанцева?
– К.З.: Мы позвонить, конечно, можем. Особенно с моим португальским. Но дело в том, что футболистам основы нельзя играть за «Зенит»-2. За молодежный состав – пожалуйста, а за нас нет. Вот Рязанцев, например, просился к нам поиграть, ему не разрешили.
– Хорошо, тогда пара вопросов не про молодежь.
– К.З.: Про стариков?
– Рубрика «Бойцы вспоминают минувшие дни и славные битвы, где бились они». Как вы считаете, могли обыграть испанцев в полуфинале-2008?
- К.З.: Конечно, могли. Первый тайм закончили 0:0, да еще и Павлюченко отличный момент упустил. Нам не повезло, что травму получил Фернандо Торрес. Он играл выдвинутого нападающего, нам с ним было проще. А вместо него вышел Давид Вилья, который постоянно отходил назад. В итоге испанцы стали переигрывать нас в центре поля, мы пропустили гол и поняли, что отыграться уже вряд ли удастся.
– Верили в свои силы, когда выходили в полуфинал?
– К.З.: Мы надеялись дать бой, помнили, что разгромно проиграли им в группе.
– П.Л.: А после матча с голландцами сами от своей игры не обалдели? На моей памяти это был лучший матч сборной со времен Лобановского. Было больше моментов, отвечали атакой на атаку, доминировали. Сами такому футболу не удивились?
– К.З.: Конечно, удивились. Мы его никогда до этого не показывали и, к сожалению, в том составе сборной уже больше и не показали.
– (вопрос слушателя) Спасибо вам за гол в финале Кубка УЕФА! После него все окончательно поверили, что трофей наш, прямо груз с плеч свалился.
– К.З.: А для нас на поле, наоборот, важнее был первый гол. Когда забил Денисов, все мы почувствовали, что своего уже не упустим.
– Напоследок, по одной черточке характера или забавной истории о Дике Адвокате и Лучано Спаллетти.
– К.З.: Мне запомнилась история, как Адвокат однажды глаз повредил. Мы были на сборах в Эмиратах, и Дик там споткнулся и обо что-то ударился. Такая невеселая история, но почему-то осталась в памяти. Ну а Спаллетти… Даже не знаю. Их обоих нельзя шутниками назвать. Лучано пытался шутить, но его никто не понимал, его итальянский юмор у нас не очень-то проходил.
- Ну хорошо, а игралось веселее при ком?
- К.З.: Лично мне при всех было весело. Футбол вообще - веселая игра.
Фото: Татьяна Сухарева, fc-zenit.ru, fc-zenit.ru,