Футбол на распутье. О перспективах РФПЛ
Трансферные окна – время, когда любители футбола концентрируются не на игре, а на том, что ее окружает. Спросите любого завсегдатая sports.ru о главных футбольных событиях января, и он, конечно же, вспомнит о самом громком трансфере.
Год 2015 станет очень интересным для тех, кто обсуждает на различных форумах трансферную политику. Из-за введения нового лимита на легионеров по формуле 10+15 и падения курса рубля по отношению к иностранным валютам общественность, с большой долей вероятности, станет свидетелем оттока части легионеров в другие чемпионаты. Конечно, основное действо произойдет летом, но уже в январе мы сможем увидеть начало конца действующей футбольной доктрины «плати паспортистам больше и покупай иностранцев подороже».
Виктор Обинна, как один из самых ярких примеров неудачных приобретений
Надеюсь, что простые футбольные болельщики, которые ходят на стадионы, работают над материалами о своих любимых (а иногда и ненавистных) клубах и создают то, что называют футбольной атмосферой, выиграют от этого. Меньше переплат за игроков – меньше недовольства клубной политикой и большее количество по-настоящему удачных трансферов. Меньше выплат по зарплатам – больше игроков будут стараться на поле, чтобы доказать, что именно они достойны повышения оклада или перехода в чемпионат, где платят больше. Меньше денег в футболе – меньше дорогих иностранцев и больше молодежи, которая голодна до побед.
Всё это должно привлечь на стадионы больше людей, пусть и не сразу. Болельщики являются краеугольным каменем современного футбола. Будут болельщики – будут и деньги. Это факт, который не обсуждается. А повышенный спрос на российский футбол докажет владельцам телеканалов, что это направление является очень многообещающим, а значит, в него надо инвестировать. Как минимум качество трансляций улучшится, но если повезет, простой любитель футбола сможет наблюдать не 1 матч в неделю (в лучшем случае) на общедоступном телевидении, но 2-3.
Чем больше трансляций, тем больше можно добавить рекламы, которая, естественно, будет стоить в перерывах матчей чуть больше, чем обычно. Реклама приносит деньги компаниям, занимающимся телевещанием, а значит, дорогая реклама, на которую есть спрос – настоящее Эльдорадо. Отрицать, что реклама во время спортивных телетрансляций не рентабельна, - нонсенс. Если бы это было так, то между первым и вторым таймами матчей рекламировались только сериалы для домохозяек. На деле мы имеем пиво и настораживающе часто рекламируемые таблетки для мужчин.
Однако мы немного отвлеклись… Болельщик не только смотрит матчи, но нередко приобретает клубную атрибутику, чтобы лучше почувствовать свою связь с клубом. На примере таких клубов как Реал, Бавария и Челси можно очень хорошо увидеть, что продажа мерчендайзинга может принести клубу солидные доходы, если правильно вести бизнес. Конечно, у перечисленных клубов составы подобны звездному небу, но даже если у команды нет звезд мировой величины, болельщики все равно будут скупать футболки. Просто потому, что захотят почувствовать себя частью команды. 12-ый номер не просто так считается номером болельщиков. Можно возразить, что условный Дмитрий Полоз не Неймар, чтобы покупать желтую футболку с его фамилией, но задайте себе один вопрос. Кто мне ближе? Игрок, который выступает на другом конце континента за команду, которая мне не особенно нравится? Или простой парень из родного города, с которым я могу случайно пересечься в торговом центре и на игру которого я приду в это воскресенье в час дня? Уверен, что многие со мной не согласятся, но, думаю, что определенное зерно сомнения я смог заронить во враждебную почву.
Российский футбол из-за уже упомянутых факторов может прийти к западноевропейской модели футбольного бизнеса, где клубы зарабатывают сами, а вмешательство правительства – минимально. Другими словами, сложившаяся ситуация не только может отбросить российский футбол назад, но, при правильном менеджменте, перевести его на новый уровень.
Высшая Лига Португалии - пример для тех, кто хочет сделать российский футбол прибыльным
Сейчас наш футбол на распутье. Есть 3 возможных пути развития. Оптимистичному посвящены предыдущие абзацы. Второй путь – все останется так, как есть сейчас, и особой разницы мы не увидим. Третий путь – взгляд пессимиста. Он подразумевает, что почти у всех клубов будут проблемы с деньгами, они распродадут самых лучших игроков, а руководство не научится ничему, и через пару лет, когда снова появятся деньги, мы сможем лицезреть то же самое.
Лично я оптимист и, к сожалению, мечтатель. Надеюсь, что наш футбол сможет пройти через очищение огнём всё это и стать лучше. Перейти на новый уровень.
Однако до этого момента нам еще предстоит пройти определенный путь. Сначала должны быть решены локальные задачи, более подробно которых коснусь я в следующем материале.
Спасибо за внимание к первому материалу 2015-ого года. С прошедшим!
Я не совсем правильно выразил свою мысль. Имелось в виду, что португальские клубы умеют зарабатывать. В первую очередь на трансферах. Просто моей первой ассоциацией была Ередивизие, а ВЛП - второй. Но я остановил свой выбор именно на южанах, потому что они чаще выигрывают евротрофеи.
Если говорить о работе с болельщиками, то лучшая лига, наверное, немецкая. Но мне кажется, что сначала нужно научиться покупать, распоряжаться ресурсами и продавать их, когда приходит время, а потом строить работу с болельщиками, потому что, как ни завлекай людей, никто не хочет ходить на скучное зрелище.
Меня лично смущает тот факт, что 11 клубов из 18 имеют среднюю посещаемость менее 4 тысяч?
Как-то не слишком согласуется с вашим тезисом о зрителях: "Болельщики являются краеугольным камнем современного футбола. Будут болельщики – будут и деньги".
Про лимит. Позиция практически совпадает. Мое предложение: лимит отменить, ввести налог с легионера - 0,3-0,5 млн.евро за сезон с носа.
Про посещаемость тогда. Я служил под Питером лейтенантом как раз в то время (1988-89 года) и зрелищ в Питере было хоть отбавляй. Сам отрывался по полной - дискотеки, бары, концерты, на футбол сходил один раз. Да, комфорта никакого, но атмосфера на матче была отличная. В прошлом году сходил на футбол в Химках, если б не толчия на входе - вполне комфортно, но поведения некоторых "болельщиков" испортило все впечатление от неплохого, кстати, матча.
Про новые стадионы. У Спартака новейший стадион. Там аншлаги? В Голландии на средний клуб Херенвеен ходят в среднем 23 742 человека на матч. Удобства, чуть получше, чем на стадионе имени Кирова, но ходят больше, чем на Спартак. А жителей (всех с детми, стариками) в том Херенвеене целых 29 204, но и это еще не всё: у них футбол - это второй вид спорта, первый - коньки. Каток Тиалф вмещает 12 500 зрителей. Так вот, когда совпадают соревнования по конькам и футболу, обе арены заполняются почти полностью. Понятное дело приезжают из других городов. У них в Нидерландах зрелищ не хватает?
Про много клубов из одного города. В принципе соглашусь, но если болельщик уже есть и он любит свою команду, то их может быть и 3, и 5, и 10 из одного города. В АПЛ сейчас 6 команд из Лондона (и еще полтора десятка в низших лигах) и никто на посещаемость не жалуется (зрелищами их тоже не обижают), но в России взять к примеру Динамо: идет в лидерах, Вальбуэна, Кураньи, Кокорин, 6 побед в ЛЕ и что? 7 780 зрителей в среднем на домашней игре. Российскому болельщику нужен результат, а когда московское Динамо последний раз было чемпионом? Почти сорок лет назад, Кубок - двадцать. Нет результата - нет болельщиков.
Как-то так.
А вообще приятно было пообщаться. С Новым Годом и Рождеством!
Удачи!
Так ради эксперимента, поинтересовался посещаемостью Зенита в СССР и Зенита современного. И что удивительно, что даже в неудачный для клуба год (1987 - 14 место) на местных питерских ходило больше народа чем на сегодняшних звезд, а в 1988-м средняя посещаемость составила более 32 тысяч. Я думаю, продавай тогда майки Казаченка, Давыдова, Желудкова объемы были бы получше, чем у Халка. Конечно, страна была другой, другой менталитет, но есть понимание своей общности. Есть гордость: Я - ленинградец/питерец! (в зависимости от воспитания) и когда на поле играют такие же питерские, люди значительно охотнее придут поддержать, чем на бразильцев и португальцев, переодетых в форму Зенита.
Заметил одну особенность в России перестают ходить на команду когда у неё падают результаты, болельщик приучен считать что результат важнее игры. В Бундеслиге дортмундская Боруссия делит последнее место в турнирной таблице и безоговорочно лидирует по количеству зрителей. Она продолжает оставаться самой посещаемой командой в мире. Потому что люди приходят не из-за результата, они приходят ради ИГРЫ, зрелища, а не ради какой-то раскрученной звезды.
Основная ошибка российского футбольного маркетинга это лозунг "Самое красивое в футболе - это счет на табло!" Пока в России не начнут создавать новое поколение игроков и болельщиков, которым будет интересна сама игра, все затраты на Халков, Это’о, Месси, кого угодно не принесут нужной отдачи.
Хочется быть оптимистом, но реальность не пускает: Стакан на половину пуст, в нем вода, и при этом на ум сразу приходит фраза о том, что поздно пить боржоми, когда почки отвалились ))
Но все равно очень хочется быть оптимистом, особенно в новогодние праздники.
— Скажи, как тебе кажется, стакан наполовину пуст или наполовину полон? — спросил его приятель.
— Наполовину полон, — с улыбкой ответил тот, вспомнив этот пример из прочитанных книг.
«Видать, и впрямь он изменился», — подумал приятель. Но не успел он это додумать, как «бывший» пессимист сказал:
— Жаль только, что в стакане всего лишь вода.