6 мин.

Последняя игра ГДР: Горькая история прощания

Вечером 12 сентября 1990 года Германия, ГДР, Франция, Великобритания США и СССР подписали документ под названием "Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии". Спустя долгие 46 лет две разделенные Второй Мировой войной части немецкого государства снова стали одним целым. Тот самый вечер стал последним в истории существования сборной ГДР.

Почти каждый мальчишка мечтал выйти на поле в футболке своей национальной сборной. Многие хотели гордо демонстрировать нашивку своей футбольной ассоциации на груди. Но после того самого вечера 12 сентября все эти футболки, команда и сама страна просто исчезли. После событий того дня многие игроки, не выдержавшие конкуренции, были лишены шанса выступать за сборную новой объединенной Германии.

Тренер сборной Эдуард Гейер изо всех сил старался собрать команду, способную сразиться с Бельгией, но в итоге всего лишь 14 игроков согласились присоединиться к нему. Такие звезды как Ульф Кирстен, Андреас Том и Томас Долль отказались от приглашения, сославшись на боязнь получить травму. Остальные придумали еще более странные оправдания. Например, один сообщил тренеру о своем решении представлять Западную Германию, а другой якобы потерял свой паспорт. Расстроенный Гейер признавался журналистам:

"Конечно, я зол на такое неспортивное поведение. Ведь они знали, что это их последний международный турнир, но отказались приехать".

Когда капитан Маттиас Заммер приехал на сборы из Штутгарта и увидел в составе всего тринадцать юных и неопытных игроков, его первым желанием стало развернуться и уехать. Но в тот день обратных рейсов в Штутгарт не оказалось, и Заммеру пришлось вместе с командой отправиться в Андерлехт.

Последнее "Ура, товарищи!"

Шансы сборной ГДР выиграть у бельгийцев были ничтожно малы. Даже неисправимый оптимист мог с трудом представить, что команда Гейера сможет победить "Красных Дьяволов". Однако, игроки не переживали по этому поводу, наоборот, они были рады выпавшему шансу представить свою страну на международном турнире в последний раз. А для Йорга Шванке этот матч должен был стать дебютным. Полузащитник Штефан Бёгер  хорошо запомнил атмосферу, царившую в Берлине в тот момент.

"Все были расслаблены. Мы просто хотели последний раз сыграть в футбол все вместе".

Большинство игроков ГДР, за исключением Заммера, были неизвестны бельгийским обывателям. Доходило до смешного: бельгийские телевизионщики даже перепутали  портреты игроков сборной ГДР во время представления состава команд.

Первые 25 минут Бёгеру пришлось провести на лавке, потому что тренер предпочел его более опытному  и наигранному в международных матчах Йоргу Штюбнеру. Задачей Штюбнера было опекать бельгийского звездного плеймейкера  Энцо Шифо. Шифо, игравший тогда за французский "Осер", начал матч с опасного удара в штангу, но ровно с того момента ГДРовцы начали контролировать ситуацию на поле. Даже после того, как Штюбнер был вынужден покинуть поле из-за травмы, "Красные дьяволы" не особенно прибавили мощи в атаке. Вместо него носился по полю, защищался и разрушал бельгийские комбинации Штефан Бёгер.

Маттиас Заммер позже признался, что ему невероятно повезло. Единственный звездный игрок Гейера провел блестящий матч и отметил завершение своей карьеры в сборной ГДР двумя трудовыми, но заслуженными мячами в ворота бельгийцев.

По словам Йорга Шванке, защитника "Энерги Коттбус", матч ГДР и Бельгии был своего рода последним шансом сыграть вместе в хороший футбол, одновременно давая возможность скаутам из других команд присмотреть себе кого-нибудь из состава.

 Долгая ночь в Андерлехте

Триумф и одновременно прощание сборной ГДР смогли увидеть только 12 тысяч зрителей. Игроки были довольны своим выступлением. Бёгер говорил:

"Мы гордились собой и своей игрой. Нам потребовалось время, чтобы до нас дошло.  Мы долго просидели в раздевалке, прежде чем мы осознали, что же случилось на поле".

Одним из игроков, оценивших важность произошедшего в Андерлехте, был запасной голкипер Йенс Адлер. Он вышел на замену на 90 минуте. После финального свистка Адлер, ни разу за игру не взявший мяч в руки, прослезился от чувств.

Позже, игроки вернулись в отель на ужин и отметить свою победу кружкой-двумя пива, и никто еще не знал, что произойдет после воссоединения двух стран. Многие из игроков уже зарабатывали неплохие деньги, играя за клубы Западной Германии. Там, на бельгийском стадионе Ванден Сток, им не пришлось конкурировать между собой за место в Бундеслиге и новой бундестим.

Политические события наложили свой отпечаток на судьбу игроков национальной сборной. По словам Гейера, падение Берлинской стены настолько сильно повлияло на футболистов, что они не осилили Австрию в отборочном матче. Австрия выиграла со счетом 0:3, и после этого многие талантливые игроки отправились в Западную Германию искать счастье самореализации. На тот момент у Восточной Германии росло одно из самых сильных поколений футболистов, и если бы им дали поиграть еще несколько лет, они, без сомнения, добились бы хороших результатов на международной арене.

В тот памятный вечер четырнадцать человек праздновали с пивом победу. Тринадцать из них еще не знали, какой сюрприз преподнесет им ближайшее будущее.

Добро пожаловать в Западную Германию

Кроме Заммера, еще 12 игроков ГДР смогли пробиться в Бундеслигу. Штефан Бёгер появился на поле еще 147 раз в составе ростокской "Ганзы", "Дуйсбурга" и "Гамбурга". Нападающий Уве Рёслер завоевал признание в первой Бундеслиге после игр за "Нюрнберг "и "Кайзерслаутерн". Йорг Шванке, Хайко Бонан и Дариуш Вош ушли в "Бохум". Франкфуртский "Айнтрахт" подписал защитника Торстена Крахта. Хайко Шольц и Йорг Штюбнер остались в составе дрезденского "Динамо", принятого в состав Бундеслиги. Шольц впоследствии стал известен как игрок леверкузенского "Байера" и бременского "Вердера".

Штюбнер пустил свою жизнь под откос с помощью алкоголя и наркотиков: в своем первом сезоне в Бундеслиге он смог выйти на поле лишь в пяти матчах. Когда-то считавшийся перспективным молодой талант опускался все ниже и ниже без всякого намека на счастливую, стабильную жизнь. В интервью на шоу Sport Inside Штюбнер винил развал ГДР в начале своей зависимости: в тот момент он просто не понимал, что ему делать дальше. Также он признавался Bild в 2004 году:

"Если бы не это объединение Германии, я бы смог стать мужем, отцом и тренером".

Последний раз общественность слышала о Штюбнере в 2010 году. Бывшая звезда "Динамо Дрезден", брутальный любимец женщин и человек, сыгравший 47 матчей за сборную, после завершения карьеры жил на пособие размером 11 евро в день.

Его участь вызывает множество вопросов. Например, что вызвало падение Штюбнера? Можно связать его начавшийся алкоголизм с тем самым договором, подписанным в день матча с Бельгией, и эта версия тоже будет иметь право на существование. Действительно, куда податься человеку, который потерял свою страну и место, куда можно вернуться? Старые ценности, которые культивировались в ГДР, оказались никому не нужны в новой Германии. Это стало трагедией не только для Штюбнера, но и для множества других людей.

Уве Рёслер в своем интервью норвежскому телеканалу TV2 отметил, что роспуск сборной ГДР был преступлением. Рёслер и многие другие были лишены возможности сыграть за сборную объединенной Германии и достичь новых высот в своей международной карьере.

Когда дело касается сборной, на вопросы "а что, если…" невозможно найти ответа. То, что семеро игроков ГДР попали в стартовый состав сборной Германии на ЧМ-2002, говорит об огромном потенциале футболистов, воспитанных в Восточной Германии. Однако ГДР так и не смогла увидеть плоды своей работы, так как перестала существовать как государство. Уве Грандель, восточногерманский комментатор, назвал победу над Бельгией одним из самых выдающихся  событий в футбольной истории ГДР. Двести тридцать девятый матч сборной Восточной Германии был печальным прощальным аккордом в ее существовании.

Автор: Никлас Вильдхаген (bundesligafanatic.com)

Оригинал