«Массами держатся пари за количество вбитых русским голей». Рождение русскоязычной спортивной журналистики. Часть первая
Георгия Дюперрона, сына немца и француженки, уже как целый век по праву называют «отцом российского футбола». Причём это не единственная заслуга Дюперрона перед императорской, советской, а позже и современной Россией.
Георгий-Виктор-Вильгельм Дюперрон родился в 1877-м году в Санкт-Петербурге. Его предки переехали в Россию ещё в начале XIX века, и благополучно получили российское подданство. В 10 лет юный Георг отправляется получать своё первое образование в легендарную гимназию «Петришуле», которая была основана ещё при Петре Великом. В разное время в гимназии обучались позже известные деятели культурной и общественной жизни России, такие как архитектор Карл Росси и композитор Модест Мусоргский. Как раз-таки во время обучения в гимназии Георгий раз и навсегда увлёкся спортом. Известно, что с 14-и лет он уже участвовал в городских соревнованиях конькобежцев. Кто бы тогда мог подумать, что этот мальчишка через каких-то несколько лет станет основоположником российского спорта и олимпийского движения страны. Но нас интересует несколько другая часть жизни Георгия Дюперрона…
Далёким летом 1895 года, как раз после окончания гимназии, наш герой отправляется в Париж. Там он воочию, буквально прикоснувшись, знакомится со спортивной жизнью французской столицы. Вот тут и начинается одно из главных увлечений в жизни Дюперрона — первого спортивного журналиста на просторах Российской империи. 18-летний Георгий присутствует при фиксировании нового рекорда в часовой езде на велосипеде. После чего Дюперрон пишет свою первую публикацию с актуальным по тем временам подзаголовком: «Отчего России не принадлежит ни один всемирный рекорд». Этот текст выходит в 1895-м году на страницах первого номера журнала «Самокат».
В том же году Дюперрон отправляется получать вторую ступень образования. И там, в Петербургском университете на юридическом факультете, вся студенческая жизнь молодого парня неразрывно связана со спортом. Он состоит сразу в нескольких спортивных клубах, участвует в соревнованиях по футболу и хоккею, конькам и велосипедной езде, легкой атлетике (состязаясь в видах «Королевы спорта», Дюперрон использовал псевдоним «Сюрелиби»). Помимо активной физкультурной жизни Георгий начинает участвовать и в общественно-спортивной. Например, его выбрали членом Петербургского гоночного бюро. Чем занималось это бюро? Вдумайтесь сами: «в обязанности входила проверка любительства каждого спортсмена и выдача ему разрешения на участие в любительских соревнованиях». Уже век назад разделились дороги спорта высоких достижений и спорта любительского.
Сам Дюперрон, являясь поклонником «соккера», играл на всех позициях, даже в воротах, но чаще всего левого инсайда и крайнего нападающего. Выступал в соревнованиях по велосипедным гонкам, легкой атлетике, хоккею с мячом, стрельбе из пистолета, конькам, лыжам. Был первым капитаном футбольной и хоккейной сборных команд России. Любопытно, что Дюперрон перепробовал практически все известные в тогдашней России виды спорта, но ни в одном из них не добился серьёзных результатов. Не беда. Ведь именно в студенческие годы начинается его карьера спортивного журналиста. Дюперрон всё больше и больше публикуется, сотрудничает с журналами «Самокат» и «Циклист». Забавно, что оба издания посвящены отечественным велосипедистам-туристам(!).
А вот 1900-й год оказывается едва ли не ключевым в жизни будущего основоположника российского футбола и русскоязычной спортивной журналистики. На рубеже веков, однокурсник Дюперрона собственными силами решает издавать еженедельник «Спорт» и, как сказали бы сейчас, приглашает к сотрудничеству в нём нашего героя. Летом того же года Дюперрон в качестве спортивного репортера отправляется в Париж на Олимпийские игры. Вроде бы всё банально, так сказать, «спецкор». Но это если не учитывать два обстоятельства… Во-первых, в тех Олимпийских Играх российская команда не принимала участия. Здесь объяснение простое: НОК России будет создан только через 11 лет, в 1911-м. А во-вторых, ив главных, Георгий Дюперрон был единственным на тех Играх, кто представлял всю спортивную прессу России! По всей видимости, 22-летний корреспондент потрудился на славу и не жалел себя, потому что его репортажи из Парижа для русских газет и журналов были замечены. На следующий год Георгий оканчивает Петербургский университет (юридический факультет), а спустя ещё год ожидаемо становится главным редактором того самого журнала «Спорт».
Думаете, если речь заходит о Дюперроне то это только футбол, лёгкая атлетика и велосипедный спорт? У нас здесь есть поклонники баскетбола? В начале ХХ века в Россию приехал американский меценат Джеймс Стокс, у которого погибли два сына на Кавказе. В память о них, на пожертвования Стокса в 1900 году в Петербурге при помощи императрицы Александры Федоровны был организован Комитет содействия нравственному и умственному развитию молодых людей. Председателем Комитета стал почетный гражданин Санкт-Петербурга, издатель и редактор журнала «Спорт» — Георгий Александрович Дюперрон. Именно он стал первым, кто оповестил Россию о новой игре — баскетбол. Есть упоминания, что в 1901 году в одной из статей в своем журнале «Спорт» Георгий Дюперрон упомянул об этом виде. Бытует мнение, что Дюперрон узнал о баскетболе скорее всего на тех самых Олимпийских играх в Париже. Но это маловероятно, потому что баскетбол на Олимпиаде в качестве показательного, полуофициального вида спорта был представлен лишь в 1924-м году.
Отметим ещё одну любопытную деталь, которая в итоге стала определяющей в наших современных знаниях о СМИ начала прошлого века. Как известно из источников, на страницах журнала «Спорт» в каждом номере появляются объявления: «Желаю купить». А далее следуют названия спортивных журналов, книг и разнообразных изданий по спорту, фотографий… Как раз-таки в то время Дюперрон начинает собирать уникальный архив, равного которому не было в русских дореволюционных коллекциях. Но и это ещё не всё. В своём журнале Георг пишет членам судейских комиссий с просьбой отправлять ему почтой отчёты о состязаниях. Всё это он собирает, изучает и хранит в своём архиве. Занимательно, что в то время было одно общепринятое правило: футболист собственноручно вписывал в протокол под нужным номером свою фамилию. Поэтому в архиве нашего героя можно было найти не только детские автографы известных впоследствии спортсменов, но и таких больших писателей как Владимир Набоков или Виталий Бианки (детский писатель, автор рассказа «Мышонок Пик»), а также других деятелей культуры, которые в молодости своей отдали дань футболу.
Продолжение следует...