Ферзь Менез гроссмейстера Индзаги
У Филиппо Индзаги нет времени на раскачку. Можно сколько угодно говорить о доверии «своему» молодому тренеру, о нулевом годе и экономических проблемах, но если результата не будет, то в порыве гнева и под тяжестью разочарования руководство может прекратить сотрудничество. Многое на эту тему готов рассказать Кларенс Зеедорф, приходивший по личному желанию самого Сильвио Берлускони и, как казалось, «на века». Так что Пиппо необходимо выигрывать – матчи и время для воплощения своих идей и задумок. Как в шахматах, когда ты делаешь ход, нажимаешь на часы и имеешь возможность подумать не торопясь, пока идет время соперника. Особенно важно это делать когда на трибуне сидят «и стар, и млад», то есть, руководство в полном составе.
Свою первую партию на скамейке «Милана» гроссмейстер Индзаги начал в привычном для поклонников «красно-черных» ключе, выставив знакомые 4-3-3. Впрочем, смысловое наполнение внутри цифр оказалось пусть не новаторским, но уж точно и не привычно консервативным (а то и законсервированным). Тренер не побоялся использовать фигуры по-своему и игру вел отнюдь не по конспектам предшественников.
Похоже, что лейтмотивом тренерских указаний стал призыв «бежать». И «Милан» пытался бежать, как только для этого предоставлялась возможность. Причем, прорывы осуществлялись преимущественно флангами, на которых обнаружился любопытный асимметричный баланс скорости: шустрые Абате и Эль-Шаарави дополнялись тихоходами Хондой и Бонерой. В шахматах так вылетают по диагоналям из-за пешечных спин быстрые слоны.
Слоновый дебют случился на седьмой минуте, когда Эль-Шаарави вспенил бровку и исполнил тонкую передачу на Хонду. Японец, забыв о своей тихоходности, поддержал темп прорыва и вошел в историю как автор первого красно-черного гола в сезоне 2014-2015. Подобные забеги случались и в дальнейшем, причем сигналом к старту становился момент перехода мяча к хозяевам «Сан-Сиро».
Захватив инициативу и комфортно расположившись на доске, «Милан» к середине первого тайма перешел на более плотную игру. Чаще ходили уже не слонами, а конями, перескакивая с места на место в середине поля и на подходах к чужой штрафной. Оказалось, что мелкий пас команде не чужд, да и повозиться с мячом «россонери» могут. Главным «конем» стал как раз Хонда (мы сейчас не про ЦСКА!), стремящийся придержать мяч, да обыграть кого-нибудь. Словом, замедлить атаку. Буквой «Г» ходили и два меццалы Поли с Мунтари. Особенно заметны такие перестроения были при организации обороны. Оба смещались ближе к командиру центра поля Де Йонгу, оставляя защиту флангов Хонде и Эль-Шаарави. От этого расстановка «Милана» становилась похожей на 4-5-1.
Принципиальным новшеством от Индзаги стала «ложная девятка», роль которой доверили Менезу. Француз был настоящим ферзем, который может ходить как угодно. Жереми очень низко опускался за мячом, позволяя, во-первых, сохранить его, а во-вторых дать время «слонам» проникнуть в неприятельские тылы. А дальше уже распоряжался им как настоящий ферзь, то есть, как угодно: то грамотно отдавал партнерам, то брал игру на себя, то выдерживал паузу. Как правило, получалось одинаково успешно. А когда команда мяч теряла, Менез оставался практически в той же зоне, но по причине перестроений одноклубников становился наконечником. При этом он очень удачно менялся с партнерами позициями, если развитие ситуации того требовало.
В первом тайме обороняться получалось неплохо. Алекс и Сапата не имели особенных сложностей. Бразилец выиграл вообще весь второй этаж в матче, будучи даже не ладьей, а самой настоящей башней. Колумбиец был более мобилен и не раз вырывал мяч из ног у «орлов». Бонера слева играл роль пешки, основная задача которой – прикрывать более важную фигуру с фланга. Пешку сыграл и Абате, только ту, что уверенно движется к последнему ряду, мечтая превратиться в ферзя. И во втором тайме звездный час Иньяцио наступил, когда он в очередной раз подержал атаку по флангу и подал в самый центр штрафной, откуда Мунтари удвоил перевес «Милана». Салли – настоящая ладья. Мощный, напористый. Ладьей он и протаранил штрафную гостей прямо по центру. Похоже, что там его совсем не ждали. По случаю гола Индзаги даже повел себя не по-гроссмейтерски, выскочив прямо на поле обниматься со своими игроками. В конце абзаца поставим акцент на том, что пешки – это тоже важно. Год назад «россонери» проигрывали командам, целиком состоящим из таких «пешек».
И почти сразу счет стал 3-0. Финт Менеза, приведший к пенальти был истинно финтом ферзя, которому позволительна любая смена направлений. Француз пополнил список игроков, отметивших голом свой первый официальный матч за «Милан».
А вот дальше «красно-черные» позволили себе несколько расслабиться. Оппоненты же, напротив, поперли вперед. Тут-то и стало понятно, что запасом прочности «Милан» пока похвастать не может. И в первом тайме случалось, что опорная зона проседала. А когда соперник увеличил количественную составляющую на чужой половине поля, проседать стали и фланги. Индзаги принял неожиданное и странное решение перейти на игру в пять защитников, поменяв Хонду на Армеро и отправив Бонеру играть самого центрального из центральных защитников. Цифрами это выражалось как 5-3-2. Плюс был только при собственных контратаках, когда быстроногий свежий Армеро уносился вперед с космической скоростью, за пару секунд превращаясь практически в нападающего. А вот у своих ворот возникла суматоха. Несмотря на пять защитников в красно-черной форме, «Лацио» удавалось растягивать оборону и выводить на свободное пространство одного, а то и сразу двух игроков. К сожалению, за старое взялся Де Йонг, запускающий игроков в штрафную через свою зону. Это, наверное, единственная претензия к Найджелу, но что-то делать с этим надо, иначе нагрузка на защиту будет стабильно тяжелой.
Вторая и третья замены были проведены строго по национальному принципу: ганец место ганца, француз вместо француза. С уходом Менеза роль ферзя перешла к Эль-Шаарави, которому уже и до того стало тесновато в образе «слона». Стефан продемонстрировал высочайшую мобильность и работоспособность, не забывая радовать публику изящными техническими элементами. На ферзя, похоже, рассчитывал и Ньянг, пару раз откровенно потянувший одеяло на себя. Но там, где требовалось сыграть потоньше и поумнее, молодой француз шел напролом и мяч терял.
Когда шахматист, стараясь защитить короля, излишне окружает его фигурами, это зачастую сковывает его действия. А собственные фигуры начинают только мешать. Примерно так вышло и у скучковавшегося вокруг штрафной «Милана». Мы даже не про Алекса, срезавшего мяч в свои ворота, а больше про последнюю десятиминутку. Моменты для гола у «Лацио» были, но настоящим королем представился взыскательной миланской публике Диего Лопес. До эндшпиля у него не было возможностей проявить себя ярко, но вот в концовке он сначала парировал сложный удар в ближний угол, а затем эффектно взял пенальти – визитная карточка не хуже гола нападающего в первом матче.
К слову, бежать «Милан» пытался даже в эти последние сумбурные минуты. Игра команды была вполне здравой и, если так можно выразиться, здоровой. Это и понравилось. Кажется, из этого может получиться что-нибудь хорошее. Мы не говорим сразу о многом, мы говорим «что-нибудь». А нашего молодого гроссмейстера поздравляем с первой выигранной партией. Или, если мыслить глобально, с первым хорошим ходом. А у нас, болельщиков, как известно, все ходы записаны.
Автор: Даниил Лабыч