32 мин.

Омск - сибирский город, который всегда будет столицей. Часть 4. Глава 3. Свято-Успенский Кафедральный собор

«Великая Пречистая пришла. Из края в край по всей Руси торжественно гудят колокола...»

Омский Успенский кафедральный собор был одним из самых загадочных зданий города. Омичи передавали предания о захоронении в соборе и подземном ходе, историки искали ответ на вопрос об изменении посвящения храма Вознесению на Успение Пресвятой Богородицы, архитекторы не верили в существование двух фундаментов и удивлены нетрадиционной постановкой храма, так как колокольня ориентирована на север, а не на запад. Благодаря решению губернатора Омской области Л. К. Полежаева и митрополита Омского и Тарского Феодосия о воссоздании собора, тайны храма раскрываются. Но обратимся сначала к истории создания и существования этого храма.

Описание собора здесь.

Символика Успения Богородицы указывает на связь между храмом земным и Храмом Небесным (Откр 11. 1, 19): по успении Дева Мария, воспитанная при ветхозаветном храме, вводится Великим Первосвященником Господом Иисусом Христом в Небесное Святое святых.

Успенский кафедральный собор занимал главное место в градостроительной системе Омска. Сквер, избранный для возведения храма, находился рядом с крепостью, на пересечении главных городских магистралей: Капцевичевой, Казнаковской, Тарской, Тобольской, Александровской улиц. Недалеко находились здания фельдшерской школы, мужской гимназии, канцелярии Степного генерал-губернатора, уездного училища.

Отметим, что к изучению истории и стилистики собора обращались разные авторы: В. И. Кочедамов, Н. И. Лебедева, В. И. Селюк, А. Л. Туманик, А. Н. Гуменюк.

Предыстория Собора здесь.

К 1890 году население Омска увеличилось до сорока тысяч человек, и пяти имеющихся православных храмов, не считая домовых, было мало. К этому времени у Воскресенского собора были свои средства, Святейший Синод выделил часть нужной суммы. Продолжали поступать пожертвования.

Закладку храма приурочили к прибытию в Омск наследника престола цесаревича Николая Александровича. Для этого построили деревянный павильон для почетных гостей на земле, оставшейся свободной от упраздненной крепости, и здесь 14 (16) июля 1891 года при большом скоплении народа будущий император Николай II заложил первый камень в фундамент собора. Место было освящено. За лето сделали фундамент. Приступили к постройке 4 сентября того же года.

Биография Николая II здесь.

Наследник престола Алексей Николаевич родился в самый разгар войны с Японией. Главнокомандующий русскими вооруженными силами в Маньчжурии просил Государя Императора, и получил на то Высочайшее соизволение, чтобы Наследник Цесаревич стал крестником всей действующей армии. Поэтому Серафимо-Алексиевская часовня в Омске, построенная в память погибших сибиряков, связана с наследником-цесаревичем.

О влияние первой революции на дальнейшую жизнь России, в т. ч. и Омска можно прочитать здесь.

В 1981 году Русская Православная Церковь заграницей канонизировала Царскую Семью вместе с сонмом других Новомучеников от безбожной власти убиенных. Торжества канонизации прошли в Нью-Йорке 31 октября/1 ноября, при участии 15 архиереев, во главе с Митрополитом Филаретом, и многочисленного духовенства и в присутствии всех здравствующих Членов Дома Романовых и огромного числа молящихся, съехавшихся со всех стран русского рассеяния. В России канонизация произошла в 2000 году.

 

Первый проект, составленный академиком архитектуры Г. Д. Гриммом оказался слишком велик для Омска и не был принят. Акмолинский областной инженер Климентий Адамович Лешевич разработал проект более скромных размеров, который был отправлен для утверждения в Петербург. Но и этот проект не был одобрен.

                                         

Проект Успенского собора в Омске

                                              Проект Успенского Собора в Омске

Об императрице Марии Фдоровне и что она сделала в своей жизни можно прочитать здесь.

О других проектах нашего Собора можно прочитать здесь.

Руководил строительством К. А. Лешевич, а после его отъезда, с 14 октября 1897 года новый областной инженер А. С. Эйнарович.

Величественность храма, красота декора производили огромное впечатление на видевших его людей. В интерьере храма были росписи художника Емцова. Иконостас с иконами был выполнен в мастерской екатеринбургского купца Александра Петровича Кожевникова.

9 сентября 1898 г. трехпрестольный храм был освящен во имя Успения Божией Матери и назначен кафедральным собором Омской епархии. С речью к прихожанам нового собора и ко всей многочисленной пастве, собравшейся на торжество, обратился епископ Григорий.

                                                     

                                              Протоиерей К. Л. Недосеков

 

 Первым настоятелем собора стал протоиерей Константин Логинович Недосеко (?-1909). Замечательной личностью был ключарь собора Климент Филимонович Скальский – основатель и непременный советник Омского епархиального Братства, почетный член общества Хоругвеносцев, член Омского епархиального училищного совета. О деятельности протоиереяможно прочитать здесь. В 1900-м г. кафедральным протоиереем являлся о. Пантелеймон Николаевич Новиков, 27 лет, окончивший Казанскую духовную академию, в храме служили священники Алексей Иоаннович Гусев, Николай Иоаннович Кощеев, протодьякон Алексей Елисеевич Филимонов и другие церковнослужители. В 1899 г. начал службу в соборе иподьякон Иван Иванович Никифоров (1904-1906 священник собора) – впоследствии новомученик епископ Иннокентий, расстрелянный в 1937 г. в Курске. В 1905 г. настоятелем храма назначили старшего члена Консистории протоиерея Николая Никольского, а диакон Николай Троицкий был возведен в сан протодиакона. Ключарем собора стал священник Димитрий Алексинский.

Первоначально к Успенскому собору был приписан Воскресенский храм, переданный в 1900 г. в военное ведомство, а так же Иверская часовня. С 1902 года к сбору была приписана церковь во имя Павла Комельского Чудотворца на Шепелевском кладбище.

В соборе находилась икона с частицей мощей святой и благоверной великой княгини Анны Кашинской вторично прославленной в царствование Николая II, икона была написана по заказу епископа Гавриила, участвовавшего в торжестве восстановления почитания этой святой.

Церковно-приходская школа при соборе, открытая в сентябре 1897 г., помещалась в здании (с октября 1899 г.), выстроенном на средства Воскресенского собора. Закон Божий в ней бесплатно преподавал священник кафедрального собора Н. И. Кощеев, а церковному пению бесплатно обучал иподьякон Павел Князев. Прихожан в 1900-м году было 3144 мужчины и 1775 женщин, инославных и иноверцев, проживающих на территории прихода, – 230 человек, раскольников – 4.

В 1912 году благочинным и настоятелем был протоиерей Александр Соловьев. В 1913-м году осталось всего 1063 прихожанина, это было связано с самостоятельностью с 1900 года Воскресенского собора и возведением новых храмов в ближайших форштадтах. На территории прихода проживало 318 человек других вероисповеданий. За год в соборе было до 358 крещений, 25 браков и 413 погребений.

                            

Успенский собор 1909 год

                                         Омский Успенский собор. Фото 1909 года

Вокруг Успенского кафедрального собора в 1902 году были устроены сад и ограда. Летом 1903 года в северо-западном углу Соборного сквера началось строительство дома для военного губернатора. Сам сад у кафедрального собора был принят в городское ведение.Сад у собора и губернаторского дома был назван Санниковским по фамилии Акмолинского генерал-губернатора. Устройством сада занимался А. Н. Уфинцев. С начала 1910-х годов в саду у собора существовали детские площадки, на которых собиралось до 200 человек детей, с которыми занимались педагоги. Поэтому сад так же называли детским. В 1913 году городской управой была возведена каменная сторожка при Кафедральном соборе. За лето 1915 г. Степным обществом садоводства был распланирован новый сквер у Кафедрального собора. Сквер имел свободную планировку в духе стиля модерн.

При Омском Успенском кафедральном соборе с 1897 г. существовало общество Хоругвеносцев, возглавляемое старостой собора Степаном Семеновичем Волковым, одним из старейших купцов, занимавшимся мануфактурно-галантерейной торговлей. Общество Хоругвеносцев пожертвовало собору несколько богатых хоругвей и средства для устройства церковно-приходской школы при храме. В 1912-м году в нем состояли: Августейший Покровитель и Почетный Член Общества великий князь Константин Константинович. Членами Правления состояли: ключарь и протоиерей кафедрального собора Вадим Ястребов и Александр Соловьев, благочинный омских городских церквей Михаил Орлов, священник Николай Никольский; омские купцы и другие лица.

                                    

В ожидании молебна у Кафедрального собора в Царский день

В ожидании молебна у Кафедрального собора в Царский день. Копия открытки начала ХХ века.

Наиболее значительные события в церковной жизни Омска и общественной жизни страны так же связаны с кафедральным собором. В 1902 году, в связи с 50-летием со дня смерти Н.В. Гоголя в соборе была отслужена заупокойная литургия, в «Омских епархиальных ведомостях» опубликовали статью выдающегося русского педагога К. В. Ельницкого (1846–1917) «Последние дни и смерть Гоголя». 8 сентября 1905 г. в город, по приглашению Д. С. Волковой прибыл протоиерей Иоанн Ильич Сергиев. В тот же день он отслужил литургию в Успенском храме, благословил омичей и произнес проповедь. 25 августа 1910 года собор посетил Председатель Совета министров П. А. Столыпин.

Широко в Омске отмечался 100-летний юбилей Отечественной войны 1812 года. 26 августа – в день Бородинского боя – епископом Омским и Акмолинским Владимиром в Успенском кафедральном соборе была совершена заупокойная литургия и панихида по императору Александру I, вождях и воинах, погибших в Отечественную войну. Затем, епископом Владимиром и сослужащим ему омским духовенством на площади перед собором было совершено торжественное молебствие в присутствии представителей военной и гражданской администрации, войска и множества народа. По окончании молебна епископ окропил войска святой водой. 21 февраля 1913 г. во всех церквях Омска был отслужен молебен в честь 300-летия Дома Романовых, после которого были устроены крестные ходы в соборный храм. После богослужения состоялся церковный парад.

8 марта 1913 года состоялось назначение Епископа Тихвинского Андроника епископом Омским и Павлодарским. 5 апреля епископ Андроник прибыл в Омск, привнеся в жизнь епархии древние новгородские традиции. Новгородская паства отправила в молодую епархию копии чудотворных икон. 27 апреля Тихвинская икона Божией Матери, освященная у подлинной чудотворной иконы в Тихвине и присланная Тихвинским монастырем в благословение Омской епархии, была торжественно перенесена из Крестовой церкви в кафедральный собор. После крестного хода было совершено всенощное бдение. В воскресенье – 28 апреля Тихвинская икона Божией Матери в торжественном крестном ходе, возглавляемом самим архипастырем, при стечении множества богомольцев была перенесена в Братский храм, где была совершена Божественная литургия епископом Андроником. После литургии был отслужен архипастырский молебен Владычице. Братский храм не вмещал всех молящихся.

4 августа в Омске были торжественно встречены святые иконы Великомученицы Варвары и Преподобной Евфросинии Полоцкой, прибывшие из Новгорода. Эти иконы, освященные на мощах Святых и заключающие в себе их частицы, были сооружены по предложению епископа Андроника православными Новгорода и являлись даром омичам. С благословения Владыки Андроника, икона Преподобной Евфросинии была перенесена через сектантские поселки в Богородице-Михаило-Архангельский монастырь на реке Иртыш. А икона Великомученицы Варвары таким же крестным ходом перенесена по Тюкалинскому и Омскому уездам, через город Петропавловск в Николаевскую женскую пустынь около станции Петухово (15, 20 сентября).

В воскресенье, 20 октября, омичи встречали присланную новгородцами святыню – икону Знамения Божией Матери. Из всех храмов Омска прибыли в Крестовую церковь крестные ходы. Крестный ход, во главе с Владыкой, направился навстречу святыне. Крестный ход с иконой, возглавляемый Владыкой, сошлись у Войсковой Никольской церкви. Икона была установлена в Крестовой церкви. Владыка пригласил участников хода "встретить грядущую святыню, яко необоримую стену, и умолять Пречистую Владычицу Богородицу, являющуюся нам в лике Своем, быть необоримою стеною и нашему граду" и призвал построить храм для иконы. Владыка Андроник поместил икону Пречистой на своей даче с храмом, находившейся при Покровском монастыре. Здесь же на даче по благословению Владыки действовал зал для духовных народных чтений. Знаменская церковь для драгоценной иконы была построена в 1918 году.

Непродолжительный, но плодотворный период служения священномученика Андроника на Омской земле закончился 30 июля 1914 года назначением его Епископом Пермским и Кунгурским. 12 апреля 1918 года он был возведен в сан архиепископа. А 3 июня 1918 последовал его арест. По свидетельству участника расправы, в ночь с 6 на 7 июня архиепископ был живым закопан в землю.

Одним из сложных для Русской церкви периодов была I Мировая война.

Отречения Государя от престола можно считать одной из самых трагических страниц в истории Отечества. Но в обществе осознание этой трагедии произошло только во время гражданской войны. События, связанные с Февральской революцией отражены в «Омских епархиальных ведомостях». Торжества «гражданских свобод» в Омске состоялись 10 марта 1917 г., как «народный праздник». После получения письменного приглашения участвовать в торжестве, Преосвященный Сильвестр предложил обсудить вопрос об участии духовенства в празднестве на собрании городского епархиального и военного духовенства. Принимая положительное решение, представители Омского духовенства исходили из своего «пастырского долга в настоящие тревожные дни особенно молиться о благе и спокойствии страны…» и учитывали, что совершившиеся события многих из православных повергли в смущение.

Само торжество состоялось на площади Успенского кафедрального собора, куда прибыли крестные ходы из всех омских церквей, затем в соборе была отслужена литургия. После нее епископ Сильвестр в своем обращении произнес.

Продолжалась Первая Мировая война: 2 июля 1917 г. Владыка отслужил напутственный молебен перед отправкой на фронт Первого Омского ударного батальона смерти (1020 человек).

                                       УСПЕНСКИЙ СОБОР В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

В «документальной» повести Ивана Петрова о «поповском бунте» даны искаженные сведения о событиях февраля 1918 года. Истинную картину тех трагических дней мне удалось восстановить по архивным источникам и публикациям 1918 года. 2 февраля, в связи с декретом об отделении Церкви от государства, большевики потребовали от епископа передать в их распоряжение здание, дела и имущество Духовной консистории, а так же Архиерейский дом для размещения в нем своих учреждений. Прошел слух, что в кафедральном соборе устроят лазарет, оставив для богослужения один придел. Верующие омичи обратились с заявлением: «1918 года Февраля 2 дня. Мы, прихожане градо-Омского Кафедрального Собора, заслушав декрет Совета народных Комиссаров о свободе совести и церковных религиозных обществах от 20 Января с. г. постановили: довести до сведения местного Совета Рабочих и Солдатских Депутатов, что мы прихожане Омского Кафедрального Собора в настоящем декрете усматриваем посягательство на нашу свободу веры и религии 1) через запрещение преподавать Закон Божий в школах и 2) через лишение церковных обществ прав юридического лица иметь и владеть собственностью и 3) считая Кафедральный Собор, как построенный на средства православного народа русского и обслуживающий религиозные нужды русского народа, собственностью народа решительно протестуем против вмешательства Правительства в религиозную жизнь русского народа и намерения захватить церковное имущество и не допустим чтобы Кафедральный собор был использован кем либо, кроме православных прихожан его, для других каких либо не религиозных целей». Далее следуют подписи.

Во время службы в соборе протоиерей о. Александр Соловьев произнес проникновенную речь о гонениях на Церковь, прихожане плакали. На соборной площади начался митинг, разогнанный солдатами. На следующий день около храма собирались прихожане, их вновь разогнали красногвардейцы. В воскресенье, 4 февраля было прочитано послание Патриарха Тихона и устроен общий крестный ход. В ночь с 5-го на 6-е февраля ворвавшиеся в архиерейский дом красногвардейцы убили келейника (его имя не названо) и эконома епископа Николая Цикуру. Владыка был арестован. По дороге в Совдеп и в первые часы пребывания там епископа над ним издевались. Затем, Владыку посадили в общую комнату, где уже находились протоиерей о. А. Соловьев и ключарь собора о. Ф. Чемагин. Протоиерей Александр Иоаннович Соловьев (1871–1937) был выпускником Московской Духовной Академии, сначала служивший настоятелем Знаменского собора в Семипалатинске, впоследствии он стал епископом Семипалатинским Киприаном, викарием Омским. В 1922 г. протоиерей Александр Соловьев был настоятелем омского Никольского собора. В течение 1920 – начале 1930-х гг. Ильинский храм был кафедральным собором Омской епархии (тихоновской). Именно он являлся оплотом истинного Православия в Омском Прииртышье. В день Крещения Господня 1924 года священники Александр Соловьев, Петр Олерский и Василий Инфантьев организовали отдельный от обновленцев крестный ход на воду. В 1937 г. архиепископ Вятский Киприан (А. И. Соловьев) был расстрелян.

Со второго дня праздника Рождества Христова в Омске открылись богословские чтения с участием архиерейского и городских церковных хоров. Первая лекция «О личном начале в человеке и о нравственном его значении» была прочитана архиепископом Сильвестром. 12 января на торжественном собрании выпускников высших учебных заведений Владыка обратился с речью, в которой указал на то, что большевики, разрушая культурные ценности, направили свои разрушительные стремления в область духовной и религиозной культуры. Архиепископ говорил об увиденных им разрушениях в Кремле, сносе и осквернении храмов, зверски замученных 20 епископах и 1000 священнослужителях…

3 апреля 1919 г. газета «Сибирская речь» сообщала о Крестном ходе с иконой от собора к дому Верховного правителя России А. В. Колчака. Владыка произнес противобольшевистскую речь и внес икону в резиденцию А. В. Колчака.

20 апреля преосвященный Сильвестр благословил высшие чины Министерства иностранных дел иконой Иверской Божией Матери.

Среди духовенства, попавшего в Омск, был и епископ Андрей (князь Александр Алексеевич Ухтомский) (1872–1937) – член Святейшего Синода, Предсоборного Совета, Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. Краткую биографию епископа Андрея можно прочитать здесь.

Архиепископ Сильвестр так же являлся жертвой красного террора. Он был заключен большевиками в тюрьму, где был замучен большевиками. В помяннике монахинь омского монастыря во имя Казанской Божьей Матери указана дата его смерти – 6 февраля 1920 года.

Рака с мощами Святителя Сильвестра

В 1900-1920-е гг. в соборе нередко служил священномученик архиепископ Киприан (Комаровский Константин Станиславович), кандидат богословия; назначенный миссионером Шульбинского стана Киргизской миссии Омской епархии, с 19 апреля 1901 помощник начальника Киргизской миссии, с 1906 г. — начальник Киргизской миссии в сане архимандрита. 4 декабря 1911 г. он хиротонисан во епископа Семипалатинского, викария Омской епархии. С 1923 года подвергался арестам и несколько раз был в заключении и ссылке. В 1937 г. — осужден тройкой при УНКВД СССР по Кировской обл. как "руководитель контрреволюционной группы церковников сергиевской ориентации","за шпионскую работу в годы колчаковщины под руководством резидента японской разведки Миня","за связь с японской разведкой через ее резидента бывшего Вятского епископа Евгения (Зернова)". Расстрелян в подвале Внутренней тюрьмы НКВД г. Кирова 11 декабря 1937 г.

Трагична судьба и священномученика о. Михаила Пятаева, служившего в 1919 – 1920 годах в кафедральном соборе. Во время ареста он был священником в селе Малая Красноярка Тарского уезда. 28 февраля 1930 года его расстреляли в г. Каинске.

В 1920–1922 годы епископом Омским, затем, архиепископом был Димитрий (Дмитрий Никанорович Беликов) (1852-1932) – заслуженный профессор богословия Томского университета, историк Церкви в Сибири, настоятель Богородице-Казанской университетской церкви. В 1910-е гг. он переехал в Петербург, в связи с назначением Председателем учебного комитета при Святейшем Синоде и настоятелем Синодальной церкви во имя святых Семи Вселенских Соборов. Отец Димитрий вернулся в Сибирь, был пострижен в мантию и в 1920 году хиротонисан во епископа. Будучи архиепископом Томским в 1927 г. перешел в григорианский раскол (Временный Высший Церковный Совет – ВВЦС). В 1928 он возведен в сан митрополита.

Затем, сменилось несколько епископов: Гавриил (Воеводин) 1922 – 1923 гг., Иннокентий (Никифоров), архиепископ Антоний (Алексей Каменский) по 1924 г., епископ Акмолинский и Петропавловский Иоанн (Троянский) – викарий Омский в 1925 – 1928 гг., епископ (Алексей Кононов).

                                    

Успенский собор 20-е годы XX века

                            Успенский Кафедральнй собор. Фото 20-х годов ХХ века.

В начале 1920-х годов при помощи ВЧК было создано церковное течение «живая церковь», переименованное потом в обновленчество. В 1922 г. в Томске было образовано Сибирское управление во главе с томским священником Блиновым, в Омске Петр Блинов стал первым живоцерковным епископом. В том же году в Томске состоялся съезд обновленческого духовенства Сибири – «Живая церковь». К ней присоединились епископы Иркутский, Барнаульский, Красноярский. В этой обстановке архиепископ Омский призвал верующих отойти от политической борьбы. Внутри православной церкви происходили драматические события. Но вскоре произошло постепенное отмежевание от обновленчества в «тихоновскую» ориентацию, верующие и священники поддержали традиции Православия, существовавшие до революции и продолженные Патриархом Тихоном. Прихожане почти всех церквей г. Омска в начале 1924 года на общих приходских собраниях выносят постановления о переходе из обновленчества в тихоновскую группу.

Так как храм был передан обновленцам, а верующие вернулись в каноничную Православную Церковь, то он пустовал. С колокольни сняли колокола, сорвали главы и шатер колокольни. В 1934 году партийное руководство области решило перестроить храм в оперный театр, в связи с этим была создана комиссия по обследованию акустики собора под руководством инженера А.Д. Лебедева. Акустика была найдена удовлетворительной, но данным планам не суждено было реализоваться. Инженер А. Д. Лебедев вскоре был репрессирован и расстрелян.

                                       

Начало разрушения храма.

Судьба храма была решена 17 февраля 1935 года на заседании Омского областного исполнительного комитета РК и КД.По паредложению начальника народного комиссариата по Омской области Салынь бло принято решение о сносе здания. Предполагалось использовать кирпичи для здания строительства НКВД, но храм после взрвов распался на крупные блоки.

 

                                      

Алтарная стена, устоявшая после взрыва. Фото 1935 года

                             Алтарная стена, устоявшая после взрыва. Фото 1935 года

 На уникальной фотографии, хранящейся в фотофонде государственного архива Омской области, видно, что алтарная стена с росписями устояла и после взрывов. В разборке взорванного собора принимали участие заключенные внутренней тюрьмы НКВД. Отметим что печально знаменитый массовыми репрессиями Салынь был расстрелян в Москве в конце 1930-х годов.

Вещными символами в советский период становятся дворцы Советов, чаще реализованные как здания обкомов КПСС. В них на первый план выступает идея тотального освоения пространства идеологией – физическая масса властного объекта должна насыщать собой пространство. Проект пятиэтажного темно-серого дома Советов для г. Омска является красноречивым свидетельством такого подхода. По этому проекту «социалистической реконструкции» центра города предполагалось расчистить территорию не только от идеологически чуждого объекта – собора (который, в случае его сохранения, казался бы маленькой церковкой), но и от здания Автодорожного института (совр. картинная галерея им. М. Врубеля). Как в случае с московским и другими дворцами Советов, этот проект так и не был реализован. Но осколком этого плана является здание управления НКВД Омской области к западу от площади, перестроенное из Архиерейского Дома и Духовной консистории в 1935 – 1936 гг. Следовательно, приоритетными в социалистическом государстве были именно репрессивные органы. Таким образом, в городе сформировалась «властная зона» бездуховного общества.

Долгие годы на месте соборной колокольни, находился свето-музыкальный фонтан со скульптурой оленя.

В заключение хочется напомнить слова Д. М. Лихачева о градозащитной семантике Успенских храмов на Руси: «Храмы, посвященные Успению Богоматери, занимают в культуре Древней Руси особое место. Три момента здесь привлекают наше внимание: их распространенность; расположение в центре оборонительных сооружений (кремлей, монастырей); единство традиционного архитектурного образа… И действительно, Успенские храмы и после строились на Руси однотипно, но разных размеров. Это подтверждает предположение о том, что Аристотель Фиораванти перед строительством нового Успенского собора в Московском Кремле интересовался только Успенскими храмами и не мог особенно полагаться на "авторитет" такого храма, как Софийский собор в Новгороде, как полагают некоторые исследователи. София могла для него быть, скорее всего, "художественным" образом, но не символическим образцом, подобно Успенским храмам Московии».

В центре дореволюционной открытки с изображением зданий Омска был помещен Успенский Кафедральный собор, так же он стоит и в центре дореволюционных планов нашего города. Сегодня воссозданный собор снова стал главным символом Омска.

                                      

Всего два года потребовалось для воссоздания этого величественного храма.

                                     

Установка крестов на куполах.

                                               Установка крестов на купол

Для меня воссоздание собора – значительная часть моей жизни. Почти девятнадцать лет назад в главном архиве страны – государственном историческом архиве, находящемся в Санкт-Петербурге, я работала с чертежами проекта Успенского собора петербургского зодчего Эрнста Францевича Вирриха, через год сотрудники архива прислали заказанные мной фотокопии. На рубеже веков главным архитектором Омска А. М. Каримовым, по историческим чертежам, переданным мной в Управление архитектуры и градо­строительства, было предложено восстановить омскую святыню. Но потребовалось несколько лет, чтобы эта инициатива была поддержана и осуществилась.

Кажется, совсем недавно Игорь Евгеньевич Скандаков, взволнованный находкой иконы, с надписью о дарении ее священномученнику Сильвестру, приглашал меня на раскопки. Незабываемо волнение, пережитое во время службы у мощей святой Марии Магдалины, святого Кирика и частиц Креста Господня в строящемся храме под куполом ясного неба. А сейчас уже вышли книги о Храме, снято несколько документальных фильмов, изданы календари, написаны картины, а главное – Храм живет – в нем идут богослужения, он наполнен верующими.

Творческой лабораторией архитектора М. М. Хахаева был выполнен комплекс работ по соотнесению карт старого Омска с сегодняшней градостроительной ситуацией. Для более точного определения его местоположения были применены современные технологии: специалисты научно-производственной фирмы «Геодизонд» просканировали слои грунта особым прибором – георадаром, определив места наибольшего скопления кирпича и камня. В середине июня 2005 года генеральный директор научно-производственного объединения «Мостовик» Олег Владимирович Шишов обратился в адрес Министерства культуры Омской области с просьбой, в преддверии начала работ по раскрытию фундаментов Успенского собора, определить методику производства земляных работ с участием специалистов-археологов. 1 июля приступили к раскрытию фундаментов. Первый колышек для разметки траншеи был забит над углом захоронения архиепископа Сильвестра. Расчистка фундаментов шла быстрыми темпами и дала массу археологических находок, в том числе фрагментов убранства собора.

На заседании областного правительства 6 июля 2005 года был рассмотрен проект распоряжения «О воссоздании памятника истории и культуры Омской области Успенского Кафедрального собора», который был одобрен единогласно. Губернатор Леонид Константинович Полежаев указал, что «необходимо в души всех омичей вложить понимание, что они тоже причастны к восстановлению этого памятника…». 11 июля 2005 года Правительство Омской области приняло решение о воссоздании памятника истории и культуры Омской области Успенского собора. Содействие в вопросах строительства и решении актуальных задач по воссозданию памятника истории и культуры оказывает Попечительский совет во главе с губернатором. Заказчиком стал Фонд воссоздания памятника истории и культуры Успенского собора. Генеральным подрядчиком НПО «Мостовик», а генеральной проектной организацией – ТПИ «Омскгражданпроект».

Специалисты Фонда охраны археологического наследия и омские археологи по своей инициативе вели наблюдение за изысканиями на месте взорванного храма, участвовали в исследованиях. Михаил Сафаров отмечает, что в омском случае слово «раскопки» не совсем подходит, его для выразительности материалов подхватила пресса, а на самом деле для раскопок в академическом смысле этого понятия здесь не было оснований. Но о тщательности археологического поиска говорят находки: отмыты и сохранены даже мелкие бусины бисера.

Вскрытие погребения состоялось 20 июля после возвращения из Москвы митрополита Феодосия. После Крестного хода от Свято-Никольского казачьего собора был отслужен краткий молебен, после чего митрополит осмотрел приямок, ознакомился с фотографиями креста и иконки. Благословил археологов и строителей начать расчистку приямка на следующий день, с утра. «Постарайтесь ничего не пропустить, – просил он специалистов, – а мы будем тепло молиться, чтобы это оказался священномученик Сильвестр».

21 июля начали разборку грунта из приямка, которую вели директор областного музея истории образования Игорь Скандаков и рабочий Василий Рожков. Археологи Михаил Гизбрехт и Александр Шульпин обрабатывали, фотографировали находки и сразу же заносили их описание в полевой дневник. С ними сотрудничали художники-реставраторы Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля Татьяна Масюк и Наталья Минько, и лаборант Ольга Новикова.

Поскольку, несмотря на осушение фонтана, грунтовые воды продолжали поступать в приямок, было принято решение извлечь из него гроб. Под днище его осторожно подвели стропы, сдвинули с места, осторожно приподняли. Гроб оказался удивительной сохранности: сломанными были только верхние доски, пробитые ударами глыб кирпичной кладки. После этого появилась возможность работать с металлическим крестом и эмалевой металлической иконкой, вмонтированными в торцовую стену погребальной камеры. Реставратор Наталья Минько промыла икону от грунта, и глазам присутствующих предстал лик Богоматери с Младенцем. Вверху надпись по-церковнославянски: «Обр. Пр. Бг. Братцкиа» («Образ Пресвятой Богородицы Братская»).

                                          

Выборку нижней, восточной части погребения начали на следующий день, были обретены находки, которые стали главными вещественными доказательствами при установлении личности погребенного. Основные из них: орлец, параман, параманный крест, фрагменты обуви и церковного облачения, остатки четок. Всего за два дня реставраторами было обработано около 200 единиц находок. Святые мощи были отправлены в Бюро судебно-медицинской экспертизы, где специалисты должны были дать заключение об основных характерных данных погребенного: примерный возраст, возможная причина смерти, ориентировочная датировка захоронения.

Мученическая кончина архиепископа Сильвестра произошла в феврале 1920 г., по преданию он был распят на полу; мучители прижигали его тело раскаленными шомполами, а затем пронзили его сердце. Судебно-медицинская экспертиза останков святителя подтвердила факт его мученической кончины: на грудной клетке зафиксированы повреждения острым трехгранным металлическим предметом – скорее всего, винтовочным штыком. Кроме того, в гробу священномученика были обнаружены два больших кованых гвоздя и острый железный костыль – возможно, именно они послужили орудиями пыток.

В августе в Москве состоялась консультация со специалистами института «Спецпроектреставрация» и института Природного и культурного наследия им. Д. С. Лихачева и архива института рукописей (Киев) для уточнения фактов биографии архиепископа Сильвестра Ольшевского. Это были не только академические изыскания, но и удивительные и промыслительные встречи с ведущими учеными и служителями Русской православной церкви. В день Яблочного Спаса с ведущим искусствоведом института «Спецпроектреставрация» Людмилой Александровной Перфильевой мы присутствовали на службе в грандиозном Преображенском соборе патриаршего Николо-Угрешского монастыря, который считается вторым в стране по величине после Храма Христа Спасителя. Московские реставраторы при восстановлении куполов Спасо-Преображенского собора, являющегося аналогом омского храма, пошли на изменение цвета куполов, позолотив большую главу и окрасив в сине-голубой цвет боковые главы, украсив их восьмиконечными звездами. Именно такое решение, подчеркивающее богородичную символику (голубой – цвет Пресвятой Богородицы), было предложено мной Олегу Владимировичу Шишову и утверждено губернатором Л. К. Полежаевым.

О том, что нашла автор статьи в Киеве можно прочитать здесь.

14 октября состоялась закладка камня в фундамент Успенского Кафедрального собора.

Татьяна Малиновская, возглавлявшая группу архитекторов, работавших над проектом воссоздания Успенского Кафедрального собора отметила в одном из интервью. По поводу отступления от того первоначального образа храма Татьяна Павловна сказала: «Мы проектируем пояс цветных изразцов по нижнему ярусу колокольни. Омские легенды говорят, что Успенский собор был очень ярким, нарядным. А объективные данные утверждают, что оформление было сдержаннее, чем мы привыкли думать. Наверное, воплотить какую-то долю мечты и фантазии омичей не грех. Да ведь и время изменилось. Через многие годы атеизма люди обращаются к религии чаще всего, когда у них случается горе. А нам не хотелось бы, чтобы само сооружение навевало печальные мысли. Русские храмы в древности были яркими, праздничными, звали к радости. Потому и возродили архитекторы древнерусский стиль».

                                     

 Восстановленный Омский Успенский Кафедральный собор. Фото В. Топоркова. 2007 год.

Собор стал памятником благотворительности омичей. Архитекторы и инженеры-проектировщики выполнили все чертежи в качестве вклада в общее дело института «Омскгражданпроект», при этом проектную документацию выдавали параллельно с ходом строительства.

Компания «Агростройкомплект» по решению ее руководителя Валерия Кокорина изготовила и позолотила купола храма. Работы по оснащению храма электросетями выполнили за свой счет НПО «Мир» и «Омск­энерго». Полы из уральского гранита оплатило предприятие «Винпром». Интерьеры пещерной церкви, иконостас выполнены на деньги компании «Титан». Омский Союз предпринимателей и Торгово-промышленная палата взяли на себя финансирование создания величественного иконостаса.

На фасадах Успенского собора установлены 14 икон размером в высоту от 80 сантиметров до полутора метров, которые изготовлены в г. Сысерти Свердловской области, на фарфоровом заводе, где был изготовлен иконостас для храма г. Исилькуля. Оплатил эту работу Столичный Фонд святителя Николая Чудотворца.

 

Президент ОАО «Омскпром­стройбанк» Валерий Степанов заказал колокола в Каменск-Уральский ООО «Пятков и К» – крупное объединение по производству колоколов. На колоколах сразу же были отлиты иконы, надписи. Колокольную группу Успенского собора составили 13 колоколов, символизирующие Христа и двенадцать апостолов, общим весом пять с половиной тонн – от 10 до 2700 килограммов. Их голоса имеют светлую, как бы прозрачную тональность. 25 июля 2006 года на строительной площадке собора состоялось освящение колокольной группы. В канун Рождества Христова 2007 года зазвонили колокола возрождаемого Успенского Кафедрального собора.

В те же праздничные дни омичи получили возможность увидеть внутреннее убранство храма – в парадном зале Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля открылась выставка «Святые иконы возрожденного Успенского собора». Местный ряд центрального иконостаса на выставке представлен иконами с изображением покровителей земли Омской, также омичи смогли увидеть иконы праздничного ряда. Они были созданы омскими иконописцами под руководством руководителя Митрополичьих мастерских Геннадия Адаева. Работы выполнены в манере Виктора Васнецова – в том стиле, который был характерен для эпохи его творчества, которая совпала со строительством в Омске Успенского Кафедрального собора.

Все три иконостаса верхнего храма и иконостас в нижнем храме собора выполнены омскими резчиками по дереву под руководством Владимира Малых из лиственницы и липы. Как и в первоначальном храме, иконостасы позолочены.

2 марта состоялся подъем опалубки под центральный свод храма: она была собрана из арматуры, фанеры, ДВП, дерева на земле. Это полусфера свода диаметром 12 метров, длина окружности – 44 метра. Вес конструкции – более 30 тонн. До революции центральный свод Успенского собора был выложен из кирпича. Спустя сто с лишним лет строители точно старались воссоздать его первоначальный облик, но не технологии. На выдающемся объекте использован лучший опыт строительства, инновационные технологии – поэтому свод сооружен из бетона. Строители забетонировали свод в два приема и потом сняли оснастку, оставив перекрытие в форме полусферы толщиной 16–24 сантиметра. Затем, был поднят и водружен сияющий купол. Подъем центрального купола состоялся 30 марта 2007 года. К этому времени малые купола, венчающие угловые барабаны храма, были уже установлены. Через несколько дней центральная глава храма увенчалась восьмиконечным крестом.

Колокольня Успенского Кафедрального собора вновь стала главной высотной и архитектурной доминантой центральной части Омска. Венчаемая шестиметровым крестом она поднялась на 54 метра. Это намного выше, чем прилегающие высотные здания.

                 

Завершалось строительство установкой уникальных для Омска дверей с металлическими барельефными иконами, выполненными в Санкт-Петербурге. Сверху – в арочном проеме главная икона собора – Успение Пресвятой Богородицы, на дверных полотнищах размещены святой Николай Чудотворец и святая равноапостольная Мария Магдалина, в честь которых освящены приделы храма.

15 июля состоялась торжественная церемония открытия Успенского Кафедрального собора. В 8 часов утра Крестным ходом из Епархиального управления были перенесены мощи священномученика Сильвестра Омского. Затем состоялась церемония освящения храма и Божественная литургия. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II освящение храма совершил управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент в сослужении пяти архиереев. В торжественной церемонии приняли участие почетные гости из Москвы, представители власти, строители храма и благотворители. В дар Успенскому собору митрополит Климент от Святейшего Патриарха передал икону Казанской Пресвятой Богородицы. А глава региона Л. К. Полежаев передал в дар Патриарху модель Успенского собора, выполненную из металла, а храму преподнес символический ключ и Святое Евангелие.

                           

                           

                           

                           

С 13.00 до 19.30 на Соборной площади состоялась праздничная программа, организованная Министерством культуры Омской области, в которой приняли участие самодеятельные творческие коллективы. Свои экспозиции представили: Омский музей истории образования, предприятие народно-художественных промыслов «Майолика», Сибирский культурный центр, Омско-Тарская Епархия, Омский музыкально-педагогический колледж.

Вечером 15 июля на Соборной площади состоялась светская церемония открытия собора «Приношение храму», посвященная открытию воссозданного Успенского Кафедрального собора.

         

Ещё несколько фотографий

                          

                       

                        

Около раки с мощами Святителя Сильвестра

18 мая 2014 года по благословению главы Омской митрополии, митрополита Омского и Таврического Владимира в конференц-зале кафедрального собора Успения Пресвятой Богородицы прошел спектакль «Память Великой Победы», посвященный 69-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Организовал постановку председатель отдела культуры Омской епархии иерей Олег Ганженко.

 

Автор статьи Наталья Лебедева.

Видео

А это сюжет о нашем престольном Празднике:

Фото с разных сайтов.

Статья, рассказывающая о чудесах, происходящих по молитвам верующих Святителю Сильвестру.