3 мин.

Российский футбол стоит как нынешний Аршавин. Никита Белоголовцев – о футболе и платном ТВ

Прочитал с интересом яростную полемику коллег Дудя и Трушечкина и, честно говоря, вообще не увидел у них принципиального расхождения в позициях. Просто потому что Юра абсолютно прав, когда говорит, что футбольные трансляции в конечном счете должны стать платными и аудиторию, которая не считает платеж в 149 рублей в месяц грабительским, нужно воспитывать. А Рома прав в не меньшей степени, говоря, что семь лет платного футбола результатов почти не дали и, если футбол сейчас окончательно закрыть, то он и дальше будет хиреть в своем платном гетто.

Исходя из всего этого, для России сейчас (а не в каком-нибудь прекрасном и безумно далеком завтра) может быть эффективной только одна модель: один открытый матч на центральном ТВ и платный показ всего остального. Только при одном очень важном «но». Этот центральный канал должен воспринимать футбол, не как нудную «социальную ответственность», а вкладываться в него и относиться с хотя бы минимальной любовью. Очевидно, что НТВ («большое», а не «Плюс») для российского футбола готово делать более-менее ничего. Матчи в неудобное время, практически нулевое промо и, в целом, никакого желания хоть как-то стимулировать у собственной аудитории интерес к футбольному контенту.

Можно по-разному относиться к ВГТРК, но, пока там был российский футбол, эти попытки (более или менее удачные) предпринимались. Потому что «Россия-2» от популярности российского футбола зависела напрямую. Для канала это был один из немногих рейтинговых локомотивов. Логично, что, когда ВГТРК российского футбола лишилась, все эти попытки были свернуты. Периодически спрашивают, почему, мол, закрыли «Удар головой»? Ровно потому и закрыли: не хотели промоутировать чужой контент.

Очевидно, что российский футбол сейчас стоит ничтожно мало. И не потому что (или не только потому что) никто не привык за него платить. Просто у него нет сколь-нибудь ощутимой платежеспособной аудитории. Если говорить совсем просто, то его практически не смотрят. А Стивена Сигала и «Улицы разбитых фонарей смотрят». Их аудиторию не надо воспитывать, она и так уже есть. А для того, чтобы футбольная аудитория выросла, нужно провести огромную работу, которую, очевидно, не готовы делать на «большом» НТВ. На «Плюсе» ее априори сделать не могут, поточу что неофит никогда сразу не придет на платную платформу.

Есть один хрестоматийный телепример. Рейтинги сезонов «Последнего героя» (помните такую передачу?) со звездами и без различались практически вдвое. Люди не готовы смотреть на незнакомых им людей, к которым они изначально питают не лучшие чувства («зажрались и в Бразилии снова всем продули»). Создание индустрии со звездами, традициями, и даже когда-нибудь с легендами занимает годы работы, без которой клубы в России так и будут получать от ТВ 0,1% своего бюджета. А если вы не очень понимаете, в каком состоянии футбол как индустрия пребывает сейчас в России, расскажу: по всем опросам самым популярным футболистом в России в прошлом сезоне продолжал быть Андрей Аршавин. Поэтому и стоит российский футбол примерно столько же, как и футболист Аршавин сейчас.

Полная шляпа. Почему Михаил Боярский убивает русский футбол

Притормози, притормози. Ответ Романа Трушечкина Юрию Дудю

Фото: Коммерсантъ/Александр Петросян