12 мин.

Николай Чусов: Просто судьба отводит от футбола, но я не сдаюсь!

Колю мы знаем давно, ведь он постоянно ходит на iPlay, является ключевым игроком сборной  футбольного курса, участвует в турнирах. Помимо того, что он хороший футболист, хоть и с тяжёлой судьбой, ещё он отличный парень, который согласился в, свободный от учёбы день, прийти на «Сокол» и рассказать о своих травмах, о проблемах и коррупции в детско-юношеском футболе и о своём втором доме.

Расскажи, как ты попал в Москву? Я так понимаю, что ты иногородний, из ближайших мест.

- Я сам родом из Тульской области, небольшого города Новомосковска. Население – всего 130 тыс. человек. В классе 10-11 уже знал, что буду поступать в один из московских ВУЗов. Я сдавал физику, так что, в принципе, искал техническое направление.

На самом деле, собирался уехать в Америку учиться, но мне дважды не дали визу. Поэтому, получилось так, что я оказался в столице.

На данный момент, учусь в университете землеустройства (прим. ГУЗ). Оказался там совершенно случайно. Я до последнего думал, что уеду за границу, поэтому не собирался подавать документы в московский ВУЗ.

А в Америке, куда хотел поступать?

- Сначала в колледж в Денвере. У меня там тётя работает, и она даже уже договорилась, что я там буду учиться и играть за местную футбольную команду. В общем, перспективы открывались неплохие. Значит судьба такая, отвела от этого.

Как думаешь, правильно ли такое стечение обстоятельств?

- Ну, я считаю: всё, что не делается – всё к лучшему. Значит не моё это. Вообще, как судьба меня отводит от футбола – это некоторый казус. Столько раз некоторые стечения обстоятельств намекали,  что мне не надо этим делом заниматься. Но я пока не сдаюсь. 

На самом деле, это правильно, как говориться: не отступать и не сдаваться. Расскажи, об этих обстоятельствах.

- Итак, начнём (улыбается). В Тульской области футбол начал развиваться в последние три года, когда в нашем городе появилась команда 3-го дивизиона (КФК) и, когда начал восстанавливаться «Арсенал» после многолетнего затишья. Единственная возможность профессионально играть в футбол – это участвовать в чемпионате области.

В последний выпускной год, когда мы играли юношами в чемпионате, мне было 16 лет, и меня пригласили в школу олимпийского резерва в Бронницы. Соответственно,  я обговорил всё это с отцом, так как он  - мой первый наставник в футбольном поприще. Особо мы не раздумывали: сравнить команды Тульской области с теми же «Мастер-Сатурном», подольским «Витязем» - думаю, вопрос даже не стоял. Тем более что за короткое время, мне удалось зарекомендовать себя и получить место в стартовом составе.

Успел я сыграть только пять игр, как раз со всеми сильными, которые я перечислил ранее. Вернулся к себе в город, решил сходить на тренировку к ребятам, с которыми всю жизнь занимался и на занятии получил травму мениска. Всё, лёг под операцию. Так, я своё 17-летие встретил на костылях.

Тогда, бронницкий выпускной год разобрали по командам. Сейчас ребята и во второй лиге играют и в ФНЛ. Не все, конечно, но многие. Думаю, что у меня были бы неплохие шансы пробиться в ту же вторую лигу. 

Да…Мы слышали, что ты участвовал в проекте «Nike. Шанс». Неужели и там имели место эти печальные обстоятельства в виде травм?

- Я участвовал в трёх отборах  и трёх финалах «Nike. Шанс». Первый отбор – я тогда только две недели без костылей был. Ходить толком не мог с наколенником с железными вставками. Но я всё равно сказал папе: «Не знаю, что я там буду делать, но я поеду!». Я тогда думал, что это мой последний шанс. Как оказалось, что нет. Через полтора года мы выиграли турнир со своей командой и всех нас пригласили на отбор, который проходил в Лужниках. 44 человека съехалось со всей страны и я на тот момент, был в неплохой физической форме. За полторы недели до начала события я получил травму голеностопа на тренировке. После неё я восстанавливался два месяца. На отбор, соответственно, я поехал, но на одной ноге не удалось себя проявить в должной мере.

Третий отбор состоялся недавно. Опять же со своей командой мы выиграли зимний турнир. И нас снова пригласили на отбор. За неделю до него, ни с того ни сего, я слёг с температурой 39о на пять дней.

В принципе, если сложить все эти моменты, то всё, надо уже, в принципе, ставить крест на себе, как на футболисте. Но я считаю, что пока рано (улыбается).

Получается, что тебе не суждено, не только поехать в Америку, но и в Великобританию.

- Не знаю, честно, как к этому относиться. Мистика-не мистика. Я не верю в потусторонний мир, я считаю, что всё зависит от самого человека, он сам строит свою судьбу, но с другой стороны я не могу дать объяснение этим моментам.

С чего ты решил участвовать в найковских проектах?

- Совершенно случайно. Всё-таки, первое желание для 17-летнего мальчика – это получить полностью форму и бутсы. Ты не задумываешься о последствиях, просто едешь, чтобы выиграть экипировку.

Я такой самокритичный человек, немножко недооцениваю себя, как отец мне говорит. Вот и представлял себе, что приедут ребята намного сильнее меня, а по факту – никто «велосипед не изобретает»: играют в обычный футбол и я бы не сказал, что на первом проекте кто-то был на голову выше меня. Просто я сам был не готов. И посмотрев на это, ты понимаешь, что у тебя есть реальный шанс, что ты не намного хуже других.

В остальных проектах я уже участвовал с целью продвинуться по футбольной карьере, потому что компания реально даёт огромный шанс.

А узнаешь об этом всём из социальных сетей.

А что касается нашумевшего проекта «Бунтари коробок»?

- Участвовали и там. Для меня был очень тяжёлый удар, так как там возрастные ограничения до 22-х лет. Мы одной и той же командой участвовали во всех турнирах, и получается, что для двоих ведущих игроков этот турнир последний. Мы очень рассчитывали на победу, так как путёвка в Англию давалась на всю команду. И не нужно никаких дополнительных отборов, перед которыми я мог бы сломаться в очередной раз.

Отборочный этап «бунтарей» мы прошли очень легко. Заняли 1-е место в группе. Приехали на второй этап в Парк Горького и, как оказалось, мы попали под команду, которая вообще выиграла этот турнир.

Возможно, для нас не сложилась жеребьёвка, но я не хочу придумывать оправдание нашей команде. Наверное, сами морально как-то были не готовы.

Наверное, пришло время ребят помладше. Когда мы выиграли свой первый турнир, нам было по 17-18 лет. Постарели мы (смеётся).

Но ведь выиграла команда отнюдь не молодая, имеющая в своём составе профессионального игрока из «Бреста».

- Да-да, этот нападающий. Мне ещё приходилось с ним персонально играть. Повозил он меня прилично (смеётся)! Мы играли с этой командой 3-4 раза. И после первой игры, наш капитан подошёл ко мне и сказал, чтобы я больше его не опекал. Я реально с ним не справлялся.

Стоит отметить, что это совсем другой футбол: отскоки, борты. Пару мячей пропустили только из-за того, что за воротами стоит борт: если человек бьёт раз, то тут же добивание. Своеобразные правила, но опять-таки это не оправдание для нас.

Помимо «Nike. Шанс» есть и большие футбольные клубы, к которым можно прийти на просмотр. Были у тебя такие перспективы?

- Последний год я пытался как-то попасть в команды КФК. Тренировался долгое время в московском «Зените» и недавно пробовался в «Буревестник». В последнем случае у меня вообще не сложилось: мы приехали, как нам сказали, на тренировку в молодёжную команду. Тренер нам сказал: «Ребята, вы не по адресу. Это вообще не ко мне разговоры!» - а вот с кем разговаривать, нам даже не дали телефоны.

А в «Зените» мне очень нравился коллектив. С некоторыми ребятами я до сих пор очень хорошо общаюсь. Главный тренер – дядя Дениса Глушакова, Валерий Николаевич. Во-первых, такой авторитет, а во-вторых - сразу ясно, что он может заложить в тебя очень многое.

Тренировался я с ними, когда занятия были вечером. Потом, они перешли на утренний режим и тут, передо мной встала дилемма: тренировки или продолжать посещать университет.

Возможно, на тот момент, я не мог оставить учёбу ради команды КФК, потому что финансово они никак не могли меня «укрепить». А оставить университет – это значит лишиться места жительства в Москве, потому что на данный момент живу в общежитии.

Если вернуть время вспять, то может я сделал бы другой выбор. Идея профессионального футбола до сих пор не выходит у меня из головы.

В тот момент, что посоветовал твой отец?

- На момент с «Зенитом»…не знаю. Возможно, после моей травмы он потерял всю надежду, что что-то получиться. В принципе, я тогда мог и не делать операцию, а просто продолжать жить, но уже без профессионального футбола. 

Может травма мениска не мешала бы в обычной жизни, но мама была сильно против. Она меня всегда поддерживала во всех начинаниях, но у неё своя видимость на мою жизнь: надо окончить университет и главное здоровье. Тем более что у неё медицинское образование (улыбается). То есть, она была против операции.

Я был бы не я, если бы закончил с футболом.

Насчёт выбора я с ним не советовался, вот честно. Скорее всего, он бы согласился со мной. 

А допустим, в молодёжные команды клубов Премьер-Лиги не получалось пробиться?

- Был у меня подобный опыт. Лет в 14, если не ошибаюсь, когда мой отец решил, что надо как-то продвигаться, так как уровень местной команды я перерос. Начали узнавать о просмотрах. Я приезжал в московский «Спартак». Ребята там были, конечно, сильнее, но это, если учитывать, что они с малых лет вместе тренируются. Уровень занятий там намного выше, просто технически спартаковцы были оснащены гораздо больше.

И после тренировки сказали:

«Да, мальчик, ты, конечно, не дотягиваешь, все дела, но за определённую сумму в месяц, можешь у нас остаться. Никто тебе ничего не обещает. Окончишь школу, академию, в 17 лет выпустишься, а дальше уже дело твоё».

Шокировало нас немного это заявление. Никто не был готов к таким условиям. Мы решили, что будем сами как-то пробиваться. И суммы баснословные называли…Сейчас может что-то изменилось, но раньше было так.

В «Динамо» был всеобщий просмотр. Каждый день приезжало по 40 человек, делали двусторонку два тайма по 20 минут, и за это время надо было что-то показать с людьми, которые мяч не умеют принимать.

Это просто такой подход в футбольных школах российских клубов. У меня есть знакомый, который три года назад наобум уехал в Германию, который бредил мечтой – закрепиться в футболе. Играл он в 7 или 8-й Бундеслиге, в каких-то дебрях. И даже в этих лигах было совершенно другое отношение просто к футболу, футболистам и спорту в целом. Там не построено всё на деньгах: если ты умеешь и действительно что-то можешь, то тебя заметят и так. И реальным доказательством является то, что человек приехал, никого не зная, в чужую страну, а сейчас за два года, благодаря своей игре и своим стараниям,  играет в 3-й лиге. То есть, на данный момент, он проводит матчи с дублями «Баварии», «Боруссии» Дортмунд. Я считаю, что он просто молодец! Как раз на этом примере, наглядно виден подход в разных странах по отношению к молодым футболистам. 

Расскажи об iPlay. Как ты узнал о нашем футбольном курсе? И зачем ходишь на занятия, если твой уровень намного выше?

- Началось всё два года назад, когда я приехал в Москву и никого не знал в футболе. Просто не было ни знакомых, ничего. Благодаря географическому месторасположению стадиона – он близко к общежитию – пришёл просто на удачу, так как не мог без футбола и попросился с кем-нибудь поиграть. Так, в первый свой день, я познакомился с Владимиром Александровичем, который записал мой номер.

Все мои футбольные начинания в Москве, которые происходили со мной, были благодаря ему. 

Очень хорошие отношения у меня с ним сложились, и он ко мне уважительно относится, в первую очередь, как человеку, я думаю, а потом уже как к футболисту. Это его заслуга то, что я участвую во многих турнирах.

Тренироваться под его руководством  в iPlay, когда появилась такая возможность, ни на минуту не сомневался. Потому что специалист, действительно, высокого уровня и это доказывает его опыт работы. Стоит 10 минут с ним находиться на тренировке и сразу становится ясно, что человек далеко не последний в футболе.

Я не знаю, как объяснить, что я получаю от тренировок. Можно сказать, что я почти с самого начала этого проекта, для меня это уже, как второй дом. Да, может там некоторые ребята, только на начальном уровне своего футбольного образования, может где-то мы на разных уровнях игры, но, в первую очередь, это эмоции. Столько положительных эмоций: и Владимир Александрович и ребята, которые давно ходят, уже просто как родные. Я даже не задумываюсь: идти или не идти. Меня ноги сами ведут (улыбается).

И в плане игровых действий прибавляю. Есть ребята и сильные, на самом деле: Саша Зайцев, Алексей Александров. Последний поиграл в Петербурге на таком уровне, что у нас есть чему у него поучиться. Также приходит много перспективной молодёжи.

Мне кажется, что с каждым разом, благодаря СМИ, возможно люди узнают об iPlay и тянутся к подобному проекту. 

Как думаешь, может получиться что-то грандиозное из этого проекта?

- Было бы здорово! Я считаю, что перспективы есть. Владимир Александрович – человек очень идейный, в его силах «вытащить» подобный проект на новый уровень. Ребята, которые занимаются на iPlay довольно-таки сильные футболисты. Если посмотреть на наши выступления на последних турнирах, то ребята способны решать какие-либо грандиозные задачи!