Игорь Коротаев: «В мини-футбол меня как-то потянуло».
Вечер пятницы. За окном ливень. Через несколько часов очередной тур Лиги United Soccer, где «Адриатике» предстоял совсем не трудный матч. Поэтому за полтора часа до игры мы решили выцепить из напряжённого графика лучшего игрока 1-го тура Игоря Коротаева. И подробнее узнать о его карьере, бразильцах и насущных проблемах профессионального спортсмена.
Начнём мы нашу беседу с необычного вопроса. Кем ты хотел стать в детстве?
- Вот сразу вы меня и поймали (улыбается). Знаете, могу сказать, что я не мечтал стать профессиональным футболистом. Но всё в моей жизни было связано почему-то именно с футболом или с каким-то другим видом спорта.
До того, как пойти заниматься футболом, я увлекался баскетболом, настольным теннисом и немного хоккеем. Поэтому у меня не было каких-то мыслей, чтобы стать космонавтом или водителем автобуса. Честно, ни с чем себя не связывал.
В каком возрасте ты начал заниматься футболом?
- Мне было 9 лет. Да, это достаточно поздно. Раньше не было такого, чтобы обязательно начинать тренировки с 4-5 лет. В этом возрасте я гонял в коробке во дворе со старшими ребятами, где были свои баталии. Мне это было интересно, поэтому я оттуда не вылезал.
Где начал тренироваться?
- В тот день с утра меня папа привёл на хоккей. Можно сказать, что я немного ошибся дверью (улыбается). Знаете, как получилось? У одного из ребят в коробке, папа был хоккеистом. Вот он мне говорит: «У тебя хорошая координация. Выделяешься среди всех. Будешь в хоккей играть!» А я ему в ответ: «Я на коньках не умею кататься!» Он утверждал, что это неважно в моем возрасте. Две недели тренировок и научусь.
Я пришёл с утра, посмотрел. И меня как-то напрягало то, что я не катаюсь, а остальные все уверенно балансируют. Ну, не моё это.
Вечером поехали мы на Рязанский проспект в футбольную школу «Комета». Там-то я и провёл свои первые четыре года в большом футболе.
Как дальше развивалась твоя детская карьера?
- Я недолго был в большом «Динамо», наверное, месяца два в период зимнего первенства. Они даже там толком не играли сезон.
Потом перешёл в «Дину». Наверное, раньше у всех дома лежал такой большой справочник «жёлтые страницы». И был телефон старый на полочке. Вот, где-то в 14 лет листал его и на букву «Д» нашёл этот мини-футбольный клуб. Позвонил им в офис, спросил про тренировки. Мне сказали: позвонить в другой день, когда будет собрание, спросить тренера команды 88 г.р. Позвонил, договорился. Так и начал тренироваться в «Дине».
Как тебя так занесло в мини-футбол?
- Была такая ситуация: будучи ещё в «Комете», зимой на турнире мы встретились с «Диной». Причём, мы их обыграли, а они смотрелись немного слабее нас. Зимой наша команда играла в мини-футбол. Это обычная практика для ДЮСШ.
В последние годы мне больше нравилось играть именно в этом формате, как-то больше всё получалось. Мне они понравились, только вот спустя три месяца я вспомнил ту игру, когда уже перешёл в этот мини-футбольный клуб.
В мини-футбол меня как-то потянуло. В большом футболе, уже в 14 лет, как-то ощущалось, что будет сложно подняться на нормальный уровень. Потом, спустя несколько лет, я осознал это и в мини.
Причём, когда я туда попал, всё началось очень хорошо, как мне кажется. У нас была сильная команда, а тренер был хорошим организатором. Ведь именно в этом возрасте, главное - организовать команду, собрать таланты. У нас было два парня из Тюмени, из Красногорска. Мы в финале в свой выпускной год проиграли последнюю игру «ВИЗ-Синаре». Если не ошибаюсь, мы не проиграли ни одного матча, кроме этого.
Причём, раньше был ещё футзал. Мы тогда заявлялись и туда, и туда.
А что в итоге стало с вашим выпускным годом?
- Профессионально играет только один парень – Семикин Дмитрий. Он как раз был из Тюмени. Сначала он был в «Дине», потом в дубле «Динамо». Затем, в какой-то момент уехал обратно в свой родной город, что правильно сделал. Там тоже есть хорошая команда, играющая в Супер Лиге. И зарабатывать там можно, и жить рядом с родными. Я очень рад за него. Правда, сейчас он играет за «Ишим-Тюмень» – это как дубль. Они играют в Высшей Лиге. Но мне бы хотелось, чтобы у него всё получилось в главной команде.
А твоя судьба как сложилась после выпуска?
- После выпуска был год в футзале. Вся «Дина» ушла туда, все семь человек, которые как-то выделялись больше всего в команде.
Очень интересный был проект. Мы стали первыми игроками, как только этот футзальный клуб был создан, спонсируемый МосГорТрансом. Там были немного своеобразные люди в плане будущих выплат. С нами-то ещё ладно! У них была команда в Высшей Лиге, я там мог тоже оказаться, но, слава Богу, что не оказался, там ребята играли за любовь к футболу, грубо говоря.
В то время, когда ты выступал в мини-футболе, были легионеры?
- Да, были. Вот, как мы пришли после футзала в дубль «Динамо». Все команды Супер Лиги обязали, чтобы у них был дубль. Наверное, бело-голубые и сделали эту команду, потому что надо. Пришли вчетвером из футзала. Первый сезон всё было отлично. Смотрели на тренировки первой команды, на бразильцев. Очень вдохновляет! Видел по телевизору Рахимова, Кобзаря, а тут приходишь и смотришь на них вживую.
Через полгода уже я сам начал тренироваться с первой командой. Сначала робел, конечно. Потом психологически укрепился. Ну, бразильцы и бразильцы. Они адекватные люди, ну, практически все (смеётся).
Не было ли такого, как бывает в большом футболе, приезжают иностранцы и на базе прячут кости, делают какие-то странные вещи?
- Ничего такого не могу вспомнить. Было два бразильца – Сирило и Пеле. Они очень хорошо говорили по-русски и, когда они шутили, было очень смешно. Например, там кто-нибудь пришёл в футболке Cristian Dior и Сирило говорит: «Да ты что, на рынке Лужников побывал?». Они понимали наш юмор и старались так же шутить. Было очень много, с их стороны, приколов. Они поддерживали баланс между русскими и бразильцами, а то там был Жоан, которому было вообще всё равно на русский язык: «Бразил, бразил. Трэнер, мяч. Трэнировка. Нет денег – нет тренировка». Ему пофиг!
А был ещё бразилец Пула, который всё понимал, но не мог разговаривать. Некоторые поиграли по 5-6 лет в России, там и заговорить можно. А есть принципиальные.
На самом деле, в каком-то роде, это правильно. Я вот не представляю, если бы приехал в Бразилию, получил гражданство Бразилии и играл бы за их сборную. Учитывая даже ситуацию, что в сборной России по мини-футболу вся «четвёрка» - натурализованные бразильцы: Густаво, Сирило, Лима, Робиньо.
Где все русские таланты?
- Талантов очень много, как в мини, так и в большом футболе. Я сейчас банальную вещь скажу, что основная проблема в том, как происходит переход из детского футбола во взрослый. Я думаю, это все давно известно. В том-то вся и суть, что все всё понимают, но почему-то ничего не делают.
В мини-футболе такая же ситуация?
- Да, такая же ситуация. Я ничего не хочу сказать плохого про «Динамо», но у них дубль существует, потому что так надо. Было много примеров, когда парни тренировались с основой, и им было тяжело выходить, там просто не хватало для них места. Надо было выделяться и ждать, когда игрок основного состава травмируется, не дай Бог, конечно, никакой команде такого не пожелаешь. А в «Динамо» был хороший медицинский штаб, там люди не ломались. Премиальные были хорошие (смеётся).
Расскажи, пожалуйста, про сборную России. Ты ведь вызывался на какой-то турнир?
- За сборную России? Если только про молодёжную. Я играл один турнир и всё. Есть, что вспомнить.
После того, как я отыграл в футзале, я подписал контракт с «Динамо» на пять лет. Первый год в дубле, а на второй год с другом уехали в аренду в Питер. Не хотелось из Москвы уезжать, сильно расстроился. Пожил там, поиграл и теперь понимаю, что хорошо, что хоть туда съездил. Там провели хороший сезон с командой Супер Лиги, со многими людьми познакомился. И в принципе, пожить в северной столице год-полтора, очень даже интересно. Жить бы там я совсем не хотел. Я Москву люблю и делаю больше ставок на этот город. А там серо, а в спальных районах можно вообще заплакать, идя с тренировки домой.
И вот, когда мы там играли, мы были на виду. Вот нас двоих и пригласили в сборную. Турнир назывался «Питерская осень», а сейчас он стал молодёжным чемпионатом Европы под эгидой УЕФА.
Наша сборная дошла до финала и проиграла испанцам. Обидно, конечно, было. Хотелось выиграть этот турнир. Я тогда уже понимал, что за ним будущее. Он и тогда был негласным молодёжным чемпионатом Европы, в котором принимали участие Украина, Испания, Чехия, Италия – более-менее ведущие сборные. Бразильцев только не было.
Впечатления от национальной команды остались двойственные. Тренер был своеобразный и, казалось, что он мало имеет отношение к мини-футболу. Он больше любитель. И что самое интересное – он тренировал и первую сборную. Он даже настроить нас не мог на игру.
Наверное, больше всего сложилось впечатление, что творился бардак, ничего серьёзного.
Скажи, а с чего начался твой путь в корпоративном футболе?
- Путь начался, прежде всего, благодаря моему другу Мише Иванову. Я считаю, что этот человек, как никто другой, умеет объединять людей. Я даже и не вспомню за какую команду начал играть.
Ты жалеешь о чём-то за свою карьеру?
- Да, конечно, жалею. Где-то надо было поменять отношение к тренировкам, лично за себя сейчас говорю. Надо всегда с себя начинать. И второе, не зависящее от меня, – не повезло со спортивными директорами в командах, в которых я играл.
Со временем понимаешь это?
- Да, конечно. Была ещё ситуация, когда я один раз пришёл и понимал, что сейчас мне навешают лапши на уши. Причём, навесили. Сидишь, слушаешь. Ну, а что делать? Безвыходная ситуация. Бывает и такое. Так примерно и было при подписании контрактов в моей жизни.
И если честно, серьёзно ни о чём не жалею. И то, что закончил – вообще не жалею.
Сколько лет тебе было, когда закончил?
- Год три-четыре назад это было. В августе у меня закончился контракт. Меня из КПРФ из аренды вернули. С ними можно было подписать контракт, но при условии, что надо будет уехать в аренду куда-нибудь в Якутию или Нижний Новгород. Честно, я до сих пор не понимаю, зачем надо было туда ехать. Там и денег не заработаешь, и в футбол не научат играть. После школы «Динамо» и футбола, который нам старались привить при помощи сильных тренеров, например, как Юрий Николаевич Руднев, который вдолбил нам кучу способов ведения игры, немного тяжело психологически. И хотелось в Москве остаться.
И как только закончил с футболом, сразу появились какие-то деньги.
Какие чувства возникают, когда бросаешь профессионально заниматься любимым делом?
- Это был достаточно серьёзный момент для меня. Можно было приходить на тренировки первые месяцы, но ты осознаешь, что ты больше за неё не выступаешь. То есть, можно было ещё тренироваться, и меня никто не гнал, мол, всё, не приходи. Просто не подписывался контракт. Соответственно, мотивации - ноль.
Это было по осени. А это грустное время года. Конечно, месяцок было сложно. Непонятно было чем дальше заниматься. У меня есть высшее образование – тренер по физической культуре на кафедре футбола.
Мне интересно ещё детей тренировать. Я в себе это видел и вижу до сих пор. Только хотелось, чтобы не на базе совсем дворового футбола. Если в будущем удастся, то я буду только рад.
Затем начал ездить на все эти турниры. Я только потом понял, что футбола у меня будет ещё больше, чем в профессиональной карьере. Если в день профессионал тренируется один раз в день, то у нас иногда бывает по два турнира в день, утром и вечером.
Конечно, корпоративный футбол – это немного другое. Здесь надо уметь готовить себя самого физически, никто ведь не будет за тобой следить и за твоим здоровьем. Также, надо стараться нормально разминаться. И массаж некому сделать после матча. Разве что, Михаил Иванов на это способен – наш универсальный парень (смеётся).
Как же я нашёл свою нынешнюю работу, то это снова Миша Иванов. Он пригласил меня в команду «Домодедово» играть за Московскую область. Надо было приезжать раз в неделю и играть. И он мне как-то говорит: «А ты спроси, может в институте, нужен преподаватель?». У нас была товарищеская игра, и присутствовал директор. Я после игры подошёл, спросил и меня пригласили на собеседование. И вот, уже четвёртый год езжу в РГГУ.
С учебными планами не напрягают?
- Наверное, смысл весь в том, что и директор, и вообще всё, что вокруг, не напрягает. Нет такого, что за незаполненный журнал тебя могут выгнать. Я, наверное, не самый ответственный преподаватель, но всё равно у меня нет никаких проблем со студентами. Есть ещё такой момент, что директор понимает, что у нас нет специализированного зала, есть а-ля тренажёрка, но места, чтобы бегать, там нет. У меня всего лишь маленькая комната с зеркалами, где девчонки танцами занимаются.
Ты сказал, что хочешь работать с детьми. Тебя не пугает их психология?
- Нет, мне наоборот, очень интересно. Знаете, мне двойственно: либо тренировать карапузов, которые будут расти на моих глазах, либо тренировать дубль «Динамо», был у меня такой вариант. Я думал, что тогда я ещё играть буду. Сейчас, конечно, жалею. Надо было соглашаться. Было бы интересно. Сейчас первую команду тренирует испанец, его было бы интересно послушать, что-то новое я бы узнал точно.
Честно, сейчас сказать, что я буду заниматься чем-то конкретным, не могу.
Времени на всё хватает?
- Да, хватает! Не жалуюсь. Опять же, спасибо моей работе, что могу приехать пораньше, если надо вечером на игру. Конечно, иногда надоедает такое огромное количество футбола в жизни. Бывает, что получаются не очень интересные игры, условно, соперник слабый, играет без желания, характера и эмоций.
Есть ли какая-то книга или какой-то фильм, которые бы ты обязательно советовал прочитать и посмотреть каждому человеку?
- У меня сейчас такой огромный список сразу возникает в голове. Ну, «Реквием по мечте», наверное. Очень серьёзный фильм. Наши фильмы старые, советские. «Девчата» - классный фильм с хорошими актёрами. Я считаю, что каждый обязан посмотреть его. Я очень хочу, чтобы поколение, типа моих студентов, могли понимать этот юмор. Причём не потому, что это классика русского кино, а понимали ещё, что к чему.
Из последних фильмов мне понравился «Джанго Освобождённый». Многие фильмы с участием ДиКаприо нравятся.
Итак, что касается книг. Есть книжка «Американская история» писателя Теодора Драйзера. Там две книжки. И вот, представляете, я читал первую и уже радовался, что есть вторая. И что самое главное, пока читал продолжение, просто мучал себя.
В школе вот вообще не читал, а как закончил, сразу стало так интересно. Вот едешь на тренировку и читаешь Чехова.
Вообще, вся проблема в том, что очень мало людей, которые зарабатывают деньги головой. У меня вот работа просто поставлена на контакте с людьми. Утром поболтал со студентами, вечером приехал и почти молча, с игровым подсказом, поиграл в футбол. Если возвращаться к вопросу о работе, то хотелось бы, зарабатывать своей головой, решать какие-то конкретные задачи.
Так, вернёмся к книгам. Напишите, чтобы дети читали Чехова (улыбается).
До сих пор ходишь на матчи «Динамо»?
- Да, конечно. У меня это семейное, от папы. Я ещё на старый стадион «Динамо» ходил на матчи. Старший брат у меня тоже болеет за «Динамо», друзья со двора тоже «динамики». Вот мы так и общаемся. Даже не на почве «Динамо», а просто нашли друг друга.
Берём абонемент на трибуну С и ездим на матчи. Я особо никогда не был таким фанатом. За ворота сажусь, когда билетов нет на центральную трибуну или цены большие.
Всё-таки на центральной трибуне смотришь именно футбол. Конечно, «фанатка» - это классно, но только первые 20 минут.
Иногда в корпоративном футболе, непонятно на какой позиции играет тот или иной футболист. Расскажи, за какой участок поля отвечаешь ты?
- Строгой позиции в мини-футболе нет. На всех турнирах на любой позиции я чувствую себя спокойно. А так, тяготею больше вперёд, поэтому позиция находится где-то между нападением и защитой. Наверное, я универсал.
А в «Адриатике» давно играешь?
- Вот как ушёл из профессионального футбола, так и играю. Года три-четыре нахожусь под руководством Виталича (прим. Игоря Павловского). Хороший мужик. Он с Мишкой давно уже общается, и играть за его команду мы приезжаем с большим удовольствием. И он иногда выходит на поле и очень хорошо смотрится с мячом.
Какими качествами должен обладать футболист в современном мире спорта?
- Стабильностью, прежде всего, и скоростью мышления. Как говорится: хороший парень – это не профессия. Поэтому в команду набирают, прежде всего, по игровым качествам, а потом уже по человеческим. Но мне кажется, что проще всего выстраивать команду единомышленников.
Есть ли у тебя девиз или правило, которому ты следуешь по жизни?
- Да нет, наверное. Единственное, это быть честным с близкими людьми, стараться никого не обманывать и быть искренним. И стараться не распыляться по мелочам и делать анализ своих действий.