Хроники одного выезда. Берлин, Германия 1:0 Франция
Прим: автор данного текста настоятельно просит обойтись без вопросов и тем более претензий к тому, что он и его друзья болеют за сборную Германии, во избежание долгих объяснений, которые все равно вряд ли будут кому-то поняты. Просьба принять сей факт как данность или, для упрощения ситуации, считать нас русскими немцами. =)
Уже четвертый раз в жизни я ступала на немецкую землю, и странно, наверное, что бывать в Берлине мне раньше не доводилось. Даже проездом. Когда-то там бывал мой папа, но будучи человеком взыскательным и объездившим к тому моменту две трети Европы, столицей Германии он был не особенно впечатлен. Склонная доверять его мнению, я заранее считала Берлин чем-то вроде Франкфурта (в котором я была этой весной и о котором так и не дошли руки рассказать; в будущем эту оплошность постараюсь исправить), и потому полагала, что прям уж в гигантском восторге я от него не буду. Однако уже через день пребывания поняла, что ошиблась. Берлин оказался лично в моем представлении самой правильной столицей, которую только можно вообразить. Город оживленный и деловитый, но при этом остающийся уютным, спокойным и не поддающимся суете.
Впрочем, есть у него и несколько минусов, с первым из которых мы столкнулись сразу же по прилету. Удивительно, но рейсы вполне известной и популярной компании «AirBerlin» прилетают в Тегеле в самый дальний терминал, путь от которого до транспорта в направлении города не особенно близкий, и преодолевать его с рюкзаками, да еще и по жаре удовольствие довольно сомнительное. Дальнейшее удивило еще больше – от Берлина до Тегеля не ходят поезда. В Дюссельдорфе, Кельне и Франкфурте пригородный S-bahn и региональные экспрессы приходят в сам терминал аэропорта и где-то за четверть часа довозят тебя до главного городского вокзала. Здесь же мы, после некоторых выяснений обстоятельств, вынуждены были ехать на автобусе. Впрочем, не будем слишком строги – автобусы от Тегеля ходят по нескольким маршрутам, в среднем раз в 10 минут, пробок в Германии, кажется, не существует вовсе, так что через те же самые 15 минут мы уже созерцали площадь перед Berlin Hauptbahnhof.
Внушительно центральный вокзал смотрелся уже снаружи и даже не влезал в кадр фотокамеры.
Отель наш располагался, разумеется, на пути следования автобуса, ровнехонько между предпоследней и последней остановкой, так что пришлось пройтись пешком в обратном направлении. Впрочем, по пути мы не скучали, глазея по сторонам и улыбаясь при виде машин, которые в большинстве своем выглядели вот так.
Приезжали мы почти вечером, поэтому, забросив вещи в номер, зашли поужинать в итальянский ресторан в двух шагах от отеля (к слову, видимо ввиду нахождения в нетуристическом районе, очень порадовавший ценами – в среднем от 4 до 8 евро за здоровую и потрясающе вкусную пиццу или огромную тарелку спагетти, которую по крайней мере мне съесть за один присест было практически нереально), а затем немного прогулялись по соседним улицам. Особыми красотами они не отличались, зато порадовали продолжавшими встречаться тут и там подтверждениями того, что в этом городе за Чемпионатом Мира активно следят.
Наутро мы неспешно прогулялись по той же дороге в поисках кафе, где позавтракать, а затем направились в сторону вокзала – заглянуть в местные лавочки с прессой. На самом деле любой фанат немецкого футбола, будучи в Германии, может разориться на одних только газетах и журналах. А если он еще и читает на немецком, так вообще пиши «пропало».
СМИ, разумеется, уже предвкушали предстоящий сегодня матч с Францией и развлекались прогнозами.
Поборов в себе желание скупить все лотки с печатной продукцией, мы направились в сторону главных достопримечательностей города – Бундестага, Рейхстага и Бранденбургских Ворот. От вокзала до всего этого можно дойти пешком, благо и дорога туда красивая. Хотя бы этот мост с открывающимся видом на реку Шпрее.
Покосившийся указатель в Германии – достойно запечатления. Впрочем, меня временами посещают мысли, что его кривизна могла быть задумана изначально.
Пройдя дальше по улице, мы вышли на симпатичную площадь с фонтанами, в которые, с учетом своего русского происхождения и суровой жары, разумеется, не могли не залезть.
Фонтанам, правда, вскоре надоело столь небрежное обращение с их персонами, поэтому спустя десять минут они неожиданно выключились. Посмеявшись, мы перешли улицу и вскоре подошли к нужной станции метро.
А следом за ней начинались и здания явно административного назначения.
Масштаб карты города не позволил должным образом сориентироваться на местности, поэтому, немного заплутав, мы неожиданно оказались у возможно главной достопримечательности города.
Даже тем, кто не знает, что по-немецки «стена» это не только «Wand», но и «Mauer» по меньшей мере по датам становится все понятно. Правда, до сих пор я пребываю в некотором недоумении относительно каменных блоков и изображений на них. Расспросить было некого, кроме нас на улицах почти не было людей (еще одно позитивное отличие немецкой столицы от российской), поэтому, решив продолжить поиски Ворот, мы спустились вниз с моста и пошли по набережной.
Двери многих зданий выходят прямо к ступенькам, ведущим к воде. Посидев на них и полюбовавшись прогулочными катерами, тоже украшенными флагами (на одном, к слову, даже наличествовал флаг дортмундской «Боруссии», но, как мы не гнались за ним, на радость случайным зрителям, сфотографировать не успели), мы вышли на площадь перед главным правительственным зданием.
Указатели любезно сообщили, как добраться до Ворот, но вышли мы к ним все равно довольно неожиданно, потому что еще раньше поняли, что оказались возле фан-зоны.
Характерные сооружения располагались невдалеке от высокой колоннады, и, ожидая, пока пройдет мимо толпа туристов, мы успели выразить свое отношение как к последнему на тот момент матчу бундестим (с Алжиром), так и к эмблеме всего действа в Бразилии.
А пройдя за колоннаду мы, наконец, вышли на площадь перед теми самыми Бранденбургскими Воротами.
Растяжка известной страховой компании сообщала, что «Allianz» тоже держит пальцы за сборную, а возле площади стоял автобус ее официального фан-клуба.
На площади было многолюдно но главное – большинство людей уже было облачено в майки сборной и увешано атрибутикой в черно-красно-желтых цветах. До матча оставалось около пяти часов, но это же немцы, которые все делают заранее. Поддавшись ажиотажу, мы зашли в первый попавшийся туристический магазинчик, манивший своим ассортиментом.
В продовольственной его части тоже хватало напоминаний о футболе.
Пить по такой жаре кока-колу совершенно не хотелось, но это, наверное, к лучшему, иначе на игру мы бы точно опоздали, выбирая, с чьим именем и автографом взять бутылку. Тем не менее, на выходе мы все равно задержались, ибо не могли не сфотографироваться с одним из местных медведей. Эти зверюшки, раскрашенные в разные цвета, расставлены во множестве по всему Берлину и, подобно крылатым носорогам в Дортмунде, являются символом города.
А на площади перед Воротами (да и не только на ней) есть и такие.
До возвращения в отель нам предстояло еще дойти до торгового центра города – нужно было зайти в какой-нибудь спортивный магазин, чтобы купить Ане майку сборной, которой она не успела обзавестись в прошлую поездку. Мероприятие это неожиданно оказалось не из простых – мы прошли почти целую улицу и лишь когда зашли в какой-то бутик и спросили работника зала, узнали, что ближайший Карштадт находится на станции Zoologischer Garten, и до него проще доехать на метро.
Карштадт – поистине чудесная европейская сеть спортивных магазинов. Как правило, они занимают большие торговые центры на несколько этажей, и найти там можно совершенно любой спортивный инвентарь и одежду. Когда-то я покупала себе там беговые кроссовки и, надо сказать, подбор этого предмета не мог быть еще профессиональнее – работники магазина ставят тебя на беговую дорожку, просят немного пробежаться, записывают твой бег на камеру, просматривают запись и, проанализировав, как ты наступаешь на ногу, подбирают несколько моделей точно под твои параметры. Удовольствие это, конечно, не из самых дешевых, но и служит товар на славу – мои кроссовки пережили участие в четырех забегах, всю подготовку к ним и уже четыре года беспрерывной ходьбы в них в летние периоды. Хотя, конечно, использовать профессиональные беговые кроссовки для прогулок – все равно, что ездить на «Порше» по деревенскому бездорожью, но дело просто в том, что так удобнее мне не было ни в какой другой обуви.
Футбольный отдел в Карштадте тоже есть и огромный. Там мы с Катей и изучали выставленный ассортимент, пока Аня выбирала себе футболку.
О клубном футболе, ясное дело, в магазине тоже не забывает.
Обзаведясь формой с фамилией невезучего Марко Ройса, мы направились в отель. В процессе уже ставшей привычной дороги от метро, разглядывали еще не встречавшиеся нам в наших поездках клубные эмблемы.
К слову ни разу не видела я в Берлине эмблем Железного «Униона», что меня несколько удивило. Впрочем, возможно, мы просто не были в тех районах, где базируются их болельщики. На нашем же маршруте следования даже машины заставляли думать, что кроме «Герты» клубов в городе нет.
А над этим автомобилем мы долго размышляли. В Германии первые буквы номеров машин традиционно присваиваются в зависимости от города: «B» – Берлин, «C» – Кельн, «LEV» – Леверкузен и так далее. Так что, случайность или преднамеренность?
А уже открывающиеся вечерние бары зазывали посетителей тематическими объявлениями, не давая забыть о том, что начнется уже через несколько часов.
Долго задерживаться в отеле мы не стали, чтобы прийти в фан-зону заранее хотя бы по своим, русским меркам. Скажу честно – до сих пор совершенно не понимаю, с чего мы решили, что главная фан-зона Берлина располагается на станции Alexanderplatz. Размышляя по пути к метро, идти нам туда или к Воротам, мы решили выбрать что покруче, но приехав на нужную станцию, с удивлением обнаружили, что площадь там не очень большая и каких-либо признаков фан-зоны не наблюдается. Да и болельщиков здесь почти не было, а те, что были, посиживали в открытых кафе, явно собираясь смотреть игру там. Почесав в затылках, мы остановили первых подвернувшихся под руку немцев и спросили, как дойти до фан-зоны. До сих пор очень интересно, о чем подумали юноша с девушкой, глядя на трех девчонок, с головы до ног увешанных немецкой атрибутикой и при этом не говорящих по-немецки. Да еще и находившихся за два часа до начала матча, как выяснилось, в получасе пути от фан-зоны, которая, разумеется, была одна и располагалась у Ворот, о чем эти двое нас любезно проинформировали. Чертыхнувшись, мы решили не тратить деньги на метро и пошли пешком, хотя надо сказать, дорога эта красотой не порадовала (узкие улицы и сплошные офисные здания), а солнце палило просто нещадно. Однако мы отнеслись к этому философски, решив, что за сегодняшнюю победу видимо надо чем-то заплатить.
На пути болельщики нам уже почти не встречались, зато при входе в фан-зону мы сполна почувствовали себя среди своих.
Пройдя досмотр возле колоннады, мы вышли на площадь к большому экрану и вот такой толпе.
Позавидовав счастливчикам, неплохо устроившимся в рекламном щите, мы нашли себе свободное пространство возле палатки с сосисками. Болельщиков до матча развлекала установленная перед экраном сцена, где заводилы вели разогрев, проводили конкурсы и заранее играли предстоящий матч в «Фифу». Выиграла, к слову, Германия, и, к слову, с тем же счетом 1:0.
Не забывающий о клубной принадлежности и на время соревнований сборной народ не скучал. Часть беззаботно общалась, другая посиживала на своих сумках и кофтах, третья стояла, облепив палатки с пивом. Последняя же, ближайшая к сцене и самая активная, участвовала в разогреве и хлопала – либо руками, либо разноцветными надувными хлопушками, названия которых я, к своему стыду, не помню.
Скажу честно – направляясь на матч, я была преисполнена мрачных ожиданий. Неубедительная игра сборной, всеобщий хор после матча с Алжиром о том, что Франция даст нам прикурить, невольно настраивали на пессимистичный лад. Я была рада уже тому, что бундестим прошла в четвертьфинал, потому что мы получили возможность сходить здесь хотя бы на один их матч и поболеть за них вместе с парой сотен тысяч единомышленников. Я была благодарна высшим силам уже за это, но, оглядывая сейчас толпу, я вспомнила флажочки на стеклах машин и в витринах магазинов, флаги в окнах домов и вдруг поняла, что ужасно не хочу, чтобы все это закончилось уже через пару часов. Очень, очень захотелось победы сегодня – ведь тогда впереди еще точно будет два матча – либо финал, либо за третье место. А глядя на эту веселую, смеющуюся толпу, предвкушающую игру, я не могла даже попытаться поверить в то, что в утешительном матче они будут болеть за свою команду меньше, чем сейчас.
От этих мыслей меня отвлекло представление стартового состава, начавшееся на сцене. Представляли его очень своеобразно – при помощи тех самых баночек кока-колы с именами игроков, которые выставлялись на сцене перед камерой по игровой схеме.
Завороженная зрелищем и тем, как радостно и слаженно собравшиеся скандировали фамилии, я в первую секунду даже не поняла, что произошло.
- Подожди-ка! Боже, Лам на фланге, что ли? – изумилась Катя.
- Да?! – Я впилась взглядом в сцену. А там как раз устанавливали рядышком баночки с подписями «BASTIAN» и «SAMI». В центре полузащиты.
Завибрировал телефон. Достав аппарат, я прочитала смс от Машки, с которой мы два года назад были в Киеве на финале Евро:
«Норм состав, как думаешь?)»
Я подняла голову, увидела последнюю баночку с именем Клозе, и подумала, что еще никогда высшие силы так быстро не реагировали на мои пожелания. Как и о том, что сейчас я, наверное, даже склонна поверить, что сегодня мы способны победить.
Если пламенная речь Лева о том, что Лам нужен ему в полузащите, заставившая содрогнуться от ужаса всех болельщиков манншафт, была своеобразным обманным ходом, то это однозначно была лучшая хитрость Йоги за всю его карьеру. Не могу даже сказать, что игра была слишком нервной – восторженный вопль фан-зоны и скандирование фамилии Хуммельса, пожалуй, стало самым эмоциональным моментом матча. Впрочем, веселили нас наши соседи спереди – при полном параде болевшие за французов, распевавшие песни про Карима Бензема и весь матч мешавшие мне смотреть игру роскошными головными уборами.
Памятуя о том, что фан-зона в Киеве два года назад смотрела финал Евро на Майдане (как же ужасно сейчас это слово ассоциируется совсем не с той радостью и всеобщим счастьем, которые царили там в те дни) сидя на своих кофтах, рюкзаках или просто на асфальте, я была уверена, что так же поступит фан-зона и здесь. Однако немцы проявили присущую им стойкость и упрямо стояли весь матч. Присели лишь в перерыве.
А один из этих замечательных немцев, в которых мы сразу же признали баварцев по характерным кожаным штанам, был настолько восхищен тем, что за их сборную болеют и россияне, что легко простил нам клубные предпочтения и по окончании игры надел Кате на шею свое ожерелье с искусственными цветами.
Стандартное напряжение последних минут завершилось громким ревом и аплодисментами, встретившими финальный свисток. А потом спокойно, без всякой давки и суеты зрители направились к выходу, что еще раз доказывает, насколько хорошо в Германии умеют организовывать различные массовые мероприятия.
Сфотографировались на память о победе и мы, поговорили с родителями, позвонившими поздравить нас, и спустились в метро вслед за толпой, которая сразу воспользовалась акустикой залов и снова запела. А я сразу оценила внимание, уделяемое городом своей сборной. Табло, обычно показывающее, сколько осталось до прибытия поезда, сейчас демонстрировало гораздо более важную информацию.
На следующий день пресса в лотках как обычно радовалась победе.
А мы в свой последний день в Берлине, вместо того, чтобы осматривать оставшиеся достопримечательности, решили съездить в парк Tiergarten и неожиданно для самих себя взяли напрокат велосипеды.
Забавно, конечно, что Аня и Катя последний раз сидели на них с десяток лет назад, а я каталась только на даче и никогда в жизни не ездила по улицам с машинами. Однако, проехавшись для верности по скверу, глянув по карте, куда нужно двигаться, и выехав на шоссе без велосипедной дорожки, по которому ехать надо было бок о бок с автомобилями, я поняла, что даже на проселочной дороге не чувствовала себя настолько комфортно и безопасно, насколько чувствовала сейчас. Способствовало этому то, что машин как таковых было немного, а те, что были, на летели мимо на страшной скорости, а ехали степенно и никуда не торопясь. Даже на узких улицах в одну полосу, велосипед с машиной легко расходились, и никто из водителей даже не думал сигналить (как и никто из собратьев велосипедистов – нажимать на звонок) пока мы, замешкавшись на перекрестке, пытались понять, куда нам повернуть.
Неспешно двигаясь по улице, я щурилась на солнце и ловила себя на мысли, что даже могу представить себя на пару секунд полноправным жителем Берлина.
Парк оказался не слишком впечатляющим, напомнив Тимирязевский, но покататься по тамошним дорожкам в тени деревьев было приятно.
Выехали мы и в самый центр парка, обнаружив там красивую стеллу, правда, перебираться с велосипедами через дорогу, чтобы посмотреть, в честь чего она там установлена, нам стало лень.
Обратно мы добрались к семи вечера. Велосипед обошелся каждой из нас в 6 евро за четыре часа – смешные деньги, особенно с учетом того, в каком идеальном состоянии транспортные средства пребывали. С сожалением расставаясь с ним и чувствуя, что готова сдавать обратный билет и ехать в Москву на этом велосипеде, я рассказала хозяйке магазина о том, что последняя такая аренда на моей памяти в славном городе Анапе прошла веселее, ибо через пару километров поездки у велосипеда отвалилась педаль. Переиначивая известную фразу из «Винни-Пуха» – что подумала хозяйка, никто не узнал, потому что она была очень воспитана, но рискну предположить, что пребывала в некотором недоумении от того, как такое вообще возможно.
На этой ноте мы направились обратно в отель. Надо было собирать вещи, ибо завтра нас ждал поезд в направлении уже ставшей вторым домом Вестфалии. На этот раз – в Дюссельдорф, где я уже бывала дважды, но рассказывать о нем мне еще не доводилось.
Впрочем, в Берлин мы должны были еще вернуться. Уже зная, на матч за третье место или на финал.
А пока что в свободные минуты я включала песню, найденную незадолго до начала Чемпионата. Вполне футбольная, да и уж больно хорошо ложилась она в моем сознании на любимую сборную любимой страны.
I believe, we can't lose
Even mountains will move
It's our faith, it's our life
This is our battle cry
They can't take us down
If we stand our ground
If we live, if we die
We will shout out
Our battle cry
Ну да,там похоронены те кто брал Берлин.
http://i22.photobucket.com/albums/b334/tovarish_Mauser/Image312_shop_zpsc68d5e93.jpg