Искусство последнего паса. Или отдал бы Самедов на Шатова
В такие моменты все решают мгновения - все происходит на уровне рефлекса. Или игрок будет решать самостоятельно или будет искать партнера в более удобной позиции. Легко быть умным задним числом, но в данном посте есть несколько свежих примеров, как полезно перед ударом по воротам посмотреть по сторонам.
Великолепная стеночка Самедова с Кокориным, и железнодорожник выходит один на один с Раисом Мболи. Свой момент Самедов бездарно запорол - не хватило хладнокровия, ворота были открыты настежь - но Александр увидел только вратаря соперников. А между тем в идеальной позиции был его партнер - бежал параллельным курсом. Только дай ему в ноги или в голову - позиция убойнейшая. Но случилось то, что случилось. По сути это был единственный голевой момент у сборной России за весь матч. Гол Кокорина был, что называется на исполнение. Кокорин исполнил все мастерски и забил не из самой выгодной ситуации. А вот выход Самедова и Шатова на ворота алжирцев - это чистейший голевой момент, который, увы, парни запороли.
Давид Сильва - мастер на все ноги. Ему нет проблем отдать точный пас, в Ман Сити он главный дока по части последнего паса. Но в данном моменте он пожадничал. Хотел сыграть красиво, но вратарь соперника сыграл еще красивее. А ведь по правому флангу атаки был открытый партнер - отдай ему и счет становится 2:0 в пользу Испании. Как бы тогда голландцы отыгрывались? Через минуту Блинд отдает шикарную длиннющую передачу на голову Ван Перси, капитан совершает паранормальный прыжок, который положил начало сумасшедшему камбэку - лучшему камбэку в истории сборной Голландии.
Конечно, всегда решает тот, у кого мяч. Но результат все определяет. Забил бы Самедов - никто не говорил бы, надо было отдать пас. Забил бы Сильва - никто бы не рассуждал, а может стоило отдать на партнера. Когда голевых моментов - кот наплакал - каждый подобный эпизод требует необычайной реакции и хладнокровия.
По матчу сборных Германии и Алжира пройдусь немного подробнее. Все-таки играл соперник сборной России по группе. Гетце идет на добивание и вместо короткого поперечного паса на Мюллера бьет сам и попадает в Мболи. Эпизод лично у меня вызвал удивление, потому что Гетце прирожденный распасовщик - его хлебом не корми, дай партнера вывести на пустые ворота. А тут - ситуация легче не придумаешь, никто не мешает, только ткни мяч вдоль ворот, а Мюллеру остается только ногу подставить.
Возможно, ситуация показалась для Марио слишком легкой, а вратарь алжирцев поймал невиданный кураж. Отбивал животом, ногами, руками, чем угодно. Пока не вышел Шюррле.
Вот вам и яркий пример того, как напрашивающийся прострел непостижимым образом находит ногу-голову партнера. Между Мюллером и Шюррле куча соперников - там и шайба не проскочет. Один алжирец висит на Мюллере, другой караулит Шюррле, еще двое стерегут зону между ними - какой тут прострел?! А может, все дело в Бразуке? В его невероятных летных качествах?
Вот вам еще сравнение:
Сравните два эпизода вверху и внизу. Вверху Мюллер на уровне интуиции простреливает на партнера, надеясь, что мяч непостижимым образом найдет его. Внизу Фегули игнорирует партнера, который находится в идеальнейшей позиции для решающего удара, и пытается занести мяч в ворота вместе с головой Нойера. Предположу, что даже пропустив гол первыми, немцы, скорее всего, отыгрались бы. Но каких бы нервов им это стоило бы?
Обратите внимание, насколько тяжело было доставить мяч до немецкого игрока наверху в отличие от алжирского игрока внизу. Между Фегули и партнером было свободное пространство - пасуй не хочу! А Мюллер как будто просверлил своим прострелом всю алжирскую оборону.
А кто помнит гол, забитый алжирцами в самой концовке встречи:
Синей стрелкой обозначен Фегули, красной - Джабу. Фегули отдает сумасшедший по точности пас в пустую зону, куда на всех парах примчался его партнер. Удар в одно касание в противоход вратарю, и можно надеяться на чудо в виде второго гола. Немцы выстояли. Алжирского вратаря они запомнят надолго.
Обратите внимание на то, что Фегули отдавал пас не просто в ноги партнеру, а в свободную зону - куда Джабу должен был прибежать. Все было проделано на высочайшей скорости с невероятным уровнем взаимопонимания. Что называется, эстетский комбинационный гол.
Ну и напоследок, гол в исполнении Месута Озила. Как истинный плеймейкер, немецкий турок отдает идеальную передачу под удар партнеру - Шюррле надо только клюшку-ногу подставить. Но Шюррле делает это так неуклюже, что попадает в алжирского защитника - пяткой у него получилось лучше. Мяч вернулся к Озилу, и тогда тот вколачивает его в сетку ворот, демонстрируя умение нанести решающий удар не хуже ударных нападающих.
Итак, у тебя мяч, ты перед воротами соперника, что ты выберешь: удар или передачу? Времени на обумываение мало - его почти нет, это же чемпионат мира. Тут каждый матч как последний. Отсюда значение каждого принятого решения - но в любом случае, никто не отнимает умение смотреть по сторонам, способность в считанные мгновения оценить обстановку, перед ударом увидеть свободного партнера.
Повторюсь, что решение всегда за тем игроков, у кого мяч. Он несет ответственность за результат - забил, он герой, не забил - почему не отдал?! Но что-то мне подсказывает, неспроста фирменная игра Спартака строилась не на бомбардирских талантах конкретных исполнителей, а на умении вывести на решающий удар практически любого игрока - главное, чтобы партнеры знали маневры друг друга. Тогда ты не зависишь от формы конкретного нападающего, гол может забить почти любой игрок - только объясни ему куда бежать, куда открыться и куда пасовать. А мяч, он такой - он сам найдет ворота, если его с умом разыгрывать.
С картинками, показательно)
жаль момент Самедова
мог лучше выбрать окончание
Я просто еще не отошел от "игры", которую продемонстрировали люди в майке сборной.
Не готов объективно их оценивать и просто не хочу.
но подобные утверждения просто не допустимы с точки зрения профессионального спорта. есть результат - ты молодец. нет - ты какашка.
потому что многие путают вид спорта как таковой с его профессиональной деятельностью. если я пою в ванной, это не значит что мне надо бежать на сцену большого. если танцую перед зеркалом, врят ли алла духова оценит эти кривляния. мы приходим в театр и хотим получить удовольствие от игры актеров. если они бездарны - мы туда ни ногой. критерий оценки профспортсмена - результат, итоговое место.
но при этом можно и нужно говорить об игре как таковой. надо только иметь ввиду, что эти кухонные рассуждения не имеют серьёзной почвы. остановлюсь...а то унести может далеко...