3 мин.

Медель за отвагу. Почему Бразилия не могла превратиться в зрителей

На примере драматичного матча Бразилия – Чили Никита Киселев объясняет, почему он не верит, что на чемпионате мира что-то бывает просто так. 

Сразу хочу извиниться. В таком обильном на непосредственно футбольные эпизоды матче – сейвы Браво и Сезара, подкаты, выступающие краш-тестом для костей, судейство Уэбба и отмененный гол Халка, перекладина Пинильи, чуть не решившая рассудка 200-милионную карнавально-беспечную нацию – самое сильное впечатление на меня произвели слезы.

Их на чемпионате мира уже пролилось достаточно. Плакали ивуариец Дье, страшная (и ложная) версия о причине эмоциональности которого разлетелась по соцсетям, сказавший «адьос» большой игре Давид Вилья, очумевший американец Брукс, Неймар под звуки гимна… Последний расчувствовался и вчера. Но нет, мимо, речь не о нем. На 108-й минуте скупыми слезами свою транспортировку на носилках за пределы поля сопроводил Медель. Так Гари, безбашенный и запредельно жесткий персонаж, отреагировал на боль в перемотанной левой ноге, лишившую шансов продолжить матч, напряжение и усталость. Черт, я проникся.

Очевидно, в тот момент чилиец совсем не думал об этом, но сейчас его слезы рискуют приобрести иной смысл. Для меня, помимо прочего, это обида. Обида на невозможность быть сильнее законов высшей драматургии. Правила футбола просты и не выходят за какие-то потусторонние рамки. Разговоры о некой режиссуре часто идут за руку с неуместным пафосом. Но на таком грандиозном турнире, который вместе с нашими бессонными ночами, ощущением праздника и восторга, безапелляционно вторгнувшимся в жизнь через экраны и мониторы, оседает в истории, сложно поверить, что все просто так, без четко спланированного драматичного сюжета. Хедлайнером послематчевой серии пенальти становится вратарь, насобиравший за клубный сезон аж 8 матчей. Проваливающий домашний ЧМ Халк вновь демонстрирует 50 оттенков неудачи, к нему примыкает Пинилья. Точность Неймара с 11-метровой отметки становится решающей. Да даже Гонсало Хара, ударивший о штангу надежды Чили и тренера-аргентинца, сезон заканчивал в английском «Ноттингем Форест». Пазл претендует на нечто большее, чем сход хозяев уже на первой стадии плей-офф.

А может, ну его, это стремление приукрасить и отыскать скрытый смысл там, где его нет? Играли две команды, каждая имела шанс на победу и едва ли обрадовалась столь ранней встрече. Еще в декабре Сколари признал: «Надеюсь, Чили не пробьется в топ-16. Я бы предпочел столкнуться с любой другой командой. Они умны, их стиль совсем нам не подходит. Было бы лучше играть против европейской сборной». Подопечные Хорхе Сампаоли остались верны в себе. Высоко играющая оборона чилийцев сделала совершенно бестолковыми потуги статичного Фреда. Прессинг, подвижность Варгаса и Санчеса, целеустремленность Видаля (лидер по количеству обостряющих передач и пасов на половине оппонента вообще) – почерк уже известный. Гол Луиза – тоже вполне себе пример, когда продолжают гнуть свою линию: из четырех пропущенных на турнире сборной Чили мячей три пришли «с воздуха». В матче два раза предельно опасно головой бил Неймар. При этом у самих номинальных гостей не получалось организовать воздушную тревогу у ворот Сезара – было сделано около 20 навесов, все ушли в никуда. На этой волне еще более изощренную трактовку приобретает троллинг одной из бразильских газет, расписавшей для соперника «селесао» время вылета самолетов до Чили.  

«Очень важно иметь мужество. Если у нас не будет того мужества, которым будут переполнены стадион, вся страна, результат будет предрешен»,  – говорил в преддверии игры Сампаоли. Третий абзац намекает, что исход был известен заранее. Явно не по причине недостатка мужества. В этом сложно обвинить отважных ребят вроде Меделя. Теперь мечта аргентинского специалиста – остановить бразильцев на их земле – переходит по эстафете. Не ищите принимающего палочку сразу в другой ветке плей-офф. Для начала Колумбия Хосе Пекермана. Она тут, совсем рядом.   

Фото: REUTERS/Leonhard Foeger