ОРАНЖЕВЫЙ МАЭСТРО ЙОХАН КРОЙФ
Я давно собирался написать здесь об этом футболисте, который стал моим кумиром, когда мне было шестнадцать лет, предложив посмотреть на футбол, вернее, увидеть его по-новому, но вот так случилось, что пишу о Йохане Кройфе только сейчас, в первый день лета, накануне старта Кубка мира в Бразилии.
Мне все же повезло со временем. Я застал на поле великого Пеле и феерическую игру бразильцев в Мексике, прекрасно помню Беккенбауэра и Мюллера, Кемпеса и Тарантини, Росси и Роберто Баджо (был еще и Дино), Платини и Жиресса, Марадону и Вальдано. И все же есть тот и те, которые стоят особняком. Тот – это Йохан Кройф, те – игроки сборной Голландии образца 1974 года и их тренер Ринус Михелс.
В конце шестидесятых – начале семидесятых всю информацию мы черпали из газет. Телевидение было черно-белым, но даже и в этих красках нам не показывали АПЛ или Бундеслигу. Смотрели только еврокубки, когда там играли советские клубы, матчи чемпионатов Европы и мира. Тот, кто интересовался футболом, знал, конечно, о феномене амстердамского «Аякса» и о его лидере Йохане Круиффе (в те годы его называли именно так), но, если так можно выразиться, заочно.
Чемпионат мира 1974 года стоит для меня особняком. Не только потому, что просто влюбился в тот футбол, в который играли голландцы и который стали называть тотальным, а еще и потому, что я по-настоящему болел за «оранжевых» (никогда ранее не мог себе представить, что можно так болеть за чужую страну), и помню то опустошение, когда, безусловно, лучшая по игре команда первенства, показавшая футбол будущего, проиграла в финале сборной ФРГ. Игроков той команды я прекрасно помню и сейчас: чудаковатый Ян Йонгблуд, в белых трусах и необычным для вратаря номером 8 на свитере; старательный и надежный Вим Сурбиер; щеголеватый и с золотой цепочкой на шее (раньше это позволялось) Рууд Крол; рослый блондин Вим Рийсберген; аккуратный Вим Янсен, которого чуть позже мне будет напоминать по своей игре Мортен Ольсен; моторный Вилли ван Ханегем; неуступчивый Ари Хаан; трудяга и импровизатор с аккуратными бакенбардами Йохан Неескенс, он же Йохан Второй; обладатель голливудской внешности дриблер Роб Ренсенбринк и скоростной Джонни Реп. Независимо от тех характеристик, которые я им дал, все они были классными футболистами, и каждый по отдельности, и как команда, где подразделение на амплуа было в определенной степени условным. У той команды был свой создатель – Ринус Михелс, а на футбольном поле блистал волшебник – Йохан Кройф. Не хотелось бы возвращаться к тому, что из себя представляет тотальный футбол (главное – не путать с «топтальным», в который до сих пор кое-кто играет). В двух словах: прессинг по всему полю и скорость. Скорость движения мяча и мысли. Естественно, в самом что ни на есть качественном исполнении. Английский футбольный аналитик Дэвид Уиннер в своей книге «Ярко-оранжевый: невротический гений голландского футбола» пишет о том, что сама борьба за пространство у голландцев в крови. Вынужденные отвоевывать сушу у моря, они перенесли это и на футбол. Ну, не знаю...
Игра Кройфа стала для меня самым настоящим откровением. Легкий и изящный, с прекрасным видением поля (почему это понятие в современном футболе стало так редко встречаться?!), скоростной и выносливый, владеющий как коротким, так и длинным пасом, с внутренней и внешней подрезкой, великолепный дриблер, обладающий поставленным ударом с обеих ног, тонкий и по-спортивному хитрый, хорошо играющий головой – у него просто не было слабых мест. Кройф был прирожденным футболистом.
Спустя несколько лет в качестве своей дипломной работы я взял перевод книги Жака Тибера и Макса Урбини «Звезда Йохана Кройфа». Со скрипом (спорт, да еще футбол, да еще футболист из капстраны, как мне тогда сказали, да еще в инязе!), но мне разрешили. А потом, когда Кройф уже закончил играть, я привозил из командировок в Англию и Голландию видеокассеты с его играми, голами, тренировками. Смотрел и восхищался.
В прошлом году я дважды побывал в Амстердаме. Был в Голландии и накануне Евро-2012. В Музее «Аякса» (Ajax Experience), родном клубе Кройфа, и на домашней арене клуба (Amsterdam ArenA) я бывал раньше. (Сам Кройф играл на другом стадионе – De Meer, который функционировал до 1996 года). В свой последний визит решил найти дом, где родился и вырос великий футболист.
Трамвай, как по заказу раскрашенный в цвета «Аякса» и с эмблемой клуба, везет меня на окраину Амстердама. Akkerstraat 32. Миниатюрное трехэтажное здание. Семейство Кройфов жило на первом этаже. Одно время здесь собирались открыть музей, но дальше разговоров, похоже, дело не пошло. На улице ни души. На противоположной стороне, в саду, замечаю пожилую пару и решаюсь поговорить с супругами. Ко мне подходит женщина. Да, она помнит Йохана, вместе росли. Сейчас он здесь не появляется. Конечно, она любит футбол! Кто бы сомневался. Если в Канаде можно поговорить с любой женщиной о хоккее, то в Голландии – о футболе. Интересуется, откуда я. Услышав ответ, улыбается и говорит, что ей приятно встретить человека из России, который помнит Йохана и специально приехал посмотреть на его дом. Подает на прощание руку.
В центре Амстердама, на зажатой каналами улочке под названием Herrenstraat, в миниатюрном доме под номером 38, в свой предыдущий приезд я обнаружил маленький магазинчик, в котором продавали футбольный инвентарь. Во все окно висел плакат с лицом «Летучего голландца». Тогда был вечер, магазин был уже закрыт. Сейчас мне заказали футболку с номером 14, думаю, в магазине наверняка они должны быть. Подхожу и удивляюсь – спортивного магазина больше нет. На его месте стоит какой-то бутик одежды. Отправляюсь в сувенирный магазин на Дамрак, где в прошлый раз купил себе такую футболку. Кстати, эта лавка была единственным местом в центре города, где я смог ее найти. Хозяин узнает меня и с ходу говорит, что футболок с номером 14 больше нет. Не то чтобы их быстро раскупают. Спросом пользуются Роббен и ван Перси. Кройфа покупают в основном те, кто помнит его футболистом. В основном голландцы. Про себя отмечаю, что в Музее восковых фигур мадам Тюссо его тоже нет. Там стоит ван дер Варт.
Простите за такое вот отступление. Просто немного обидно за Кройфа и искренне жаль тех, кто его не видел. Можно долго и много спорить о том, насколько изменился футбол, можно ли вообще сравнивать то, что было сорок лет назад, и то, что есть сейчас. Просто есть красота игры. Конечно же, я не имею в виду многочисленные татуировки у игроков, разноцветные бутсы, футболки и мячи. Я говорю о том, что сродни искусству. Мне почему-то кажется, что те, кому Лео Месси обязан своими многочисленными титулами лучшего игрока мира, просто не видели футболистов, с которыми его можно сравнивать. Без сомнения, Месси велик, впрочем, как и «Барселона», за которую он играет (до перехода в «ПСЖ»), но до высот Кройфа или Марадоны, ему, боюсь, никогда не подняться. Я не о титулах. О красоте. Не буду говорить почему. И давайте подождем и посмотрим, как выступит сборная Аргентины в Бразилии, и сможет ли ее повести за собой Месси так, как это делал его соотечественник Диего Марадона.
Это всего лишь мнение. И статья. О человеке, которого считаю лучшим в своей профессии. Которому сейчас, много лет спустя, хочется сказать большое спасибо за те эмоции и ощущения, которые он дарил, предложив свой эстетический взгляд маэстро на футбол как искусство. Уверен, что не только мне.
Помню те первые кадры "Живого" Йохана, когда буквально десяток секунд была врезка в какой-то передаче о Западном футболе году в 1970-1972...Ну и потом, конечно ЧМ-74 ...и его финал. Тоже болел за "оранжевых"...
Эх - говорить можно долго и с болью в сердце...В моих записях в блогах тоже изложены мои взгляды. ЧТОБЫ не искать - мой главный козырь в самой последней записи.