Константин Выборнов: «Не стреляйте в комментатора!»
Баскетбольный финал четырех в Курске посетило много медийных личностей. Однако к одному из них у журналистов «Арены» был особый интерес. Это наш коллега, известный спортивный комментатор Константин Выборнов, который сейчас работает в структуре Российской федерации баскетбола. Константин без вопросов выкроил для беседы с нами время в своем сумасшедшем рабочем графике, и вот что у нас получилось…
Наша справка
Константин Выборнов родился 29 сентября 1973 года в Москве. Сын корреспондента Центрального телевидения Юрия Выборнова. Окончил факультет международной информации МГИМО с красным дипломом в 1995 году. Работает на телевидении с 1993 года.
В 1993 году стажировался в спортивной редакции Останкино. Вся дальнейшая профессиональная деятельность Выборнова (до 2009 года) была связана с Первым каналом.
С 1994 по 1995 годы работал корреспондентом в программах «Спорт-уикенд», «Гол» и редактором спортивных выпусков в информационных программах.
С 1995 по 2004 годы — комментатор спортивных новостей в программах «Новости», «Время» и «Доброе утро» телеканала ОРТ (Первый канал).
С 2000 по 2009 годы — комментатор дирекции спортивного вещания ОАО «Первый канал». Иногда выступал и в качестве корреспондента канала, делал прямые включения со стадионов за несколько часов до футбольных матчей в информационных передачах «Новости» и «Время».
Работал на Олимпийских играх 1996, 1998, 2000, 2002, 2004, 2006 и 2008 гг.
Первой Олимпиадой в карьере Константина была Олимпиада в Атланте 1996 года, первым чемпионатом мира — чемпионат 1998 года. Комментировал матчи чемпионатов мира и Европы по футболу 2002, 2004, 2006 и 2008 гг.
В августе 2004 года готовил для Первого канала выпуски Дневников Олимпиады под названием «Властелины колец».
Покинул телеканал осенью 2009 года, отборочный матч к чемпионату мира по футболу 2010 года между сборными Германии и России в Лужниках Выборнов комментировал уже как внештатный сотрудник канала.
Член Академии Российского телевидения с 2007 года.
С 2010 года – заместитель директора по маркетингу и рекламе ФК «Динамо» (Москва). Сейчас занимает должность руководителя дирекции по связям с общественностью РФБ.
Каламбуры Выборнова
- Румыны обещали всем попортить кровь в «группе смерти». Но на каждого румынского вампира у итальянцев найдется свой вамПирло.
- Эссьен пошел пить воду. Видимо, «Эссьентуки».
- Воробей – не слово, выстрелит – не поймаешь.
- Галлас так галласково встретил Муту!
- Если речь идет о футболе, а не о магазине, то одного Франка (Рибери. – Прим. ред.) вполне хватит.
- По правилам хорошего Тони мяч должен был оказаться в воротах.
- Турки играют в светлой нефильтрованной форме.
- К нему пришел мяч и три француза.
- Насри на правой бровке! Насри! Как ни крути, эту фамилию по-другому не могу произнести.
- Доменеку как будто в игре «Как стать миллионером» задали вопрос о сельском хозяйстве в Зимбабве.
- Защитник – как врач. Хорош, пока пациент не умер.
- Что-то я потеpял Роналдо. Его нет ни на поле, ни на скамейке. Может, он где-то спpятался?
- Идахор идет направо... Ну, что ж ты?.. Какого идахора?!
- Конечно, на снегу играть в футбол сложнее, но кто сказал, что футбол вообще простая штука?
Профессия – это гены отца
- Константин, как вы, будучи студентом МГИМО, решили посвятить себя спорту? Все-таки учебное заведение не того профиля…
- Действительно, я, если не изменяет память, пришел работать в Останкино на третьем курсе, в начале 90-х годов. Была такая программа, называлась «Спорт-уикенд», там я совмещал работу редакторскую и корреспондентскую. А спортивную журналистику я выбрал благодаря своему отцу. У нас в доме с самого моего детства царил спортивный дух, папа сам играл в баскетбол, он кандидат в мастера спорта. Постоянно по телевизору мы смотрели все спортивные трансляции, плюс ко всему отец делал вырезки из «Советского Спорта», вел такой своеобразный спортивный дневник. Так что иного пути у меня, можно сказать, и не было, причем всё, что связано со спортом, мне и самому безумно нравилось.
- А сами вы занимались спортом?
- Более-менее профессионально я играл в гандбол. Ну и в футбол, хоккей на школьном уровне. Еще раз повторюсь, то, что я стал спортивным журналистом, это гены моего отца плюс любовь к спорту. Всё логично, как мне кажется.
С бывшими коллегами расстались друзьями
- Вы были в команде комментаторов Первого канала и достаточно высоко котировались в среде болельщиков. Что послужило причиной вашего ухода с канала в 2009 году? Может быть, тот факт, что на Первом практически исчезли спортивные трансляции?
- Не совсем так. Хотя, конечно, по сравнению с девяностыми годами, когда спорта на канале было много, новости во всех выпусках, какие-то тематические передачи присутствовали, сейчас Первый полностью перепрофилировался на другую целевую аудиторию. Это, во-первых. Ну а во-вторых, я в какой-то момент понял, что пора что-то менять в жизни и двигаться дальше. Новостями и комментированием я занимался уже пятнадцать лет и немного засиделся. Тем более что появилась возможность и желание заняться продюсированием, менеджерской работой.
- И тогда появился вариант с «Динамо»?
- «Динамо» появилось чуть позже. Сначала у меня был свой небольшой бизнес, ну а потом на меня вышли представители динамовцев с предложением заняться проектом «Динамо-ТВ» и имиджевой составляющей футбольного клуба. Работа мне показалась очень интересной, и я согласился. Тем более что отец мой всю жизнь болел за «Динамо», я тоже динамовский болельщик, так что и тут всё сошлось.
- Ходят слухи, что с Первого канала вас банально «ушли», причем чуть ли не из-за конфликта с Виктором Гусевым.
- Это всего лишь слухи. Уйти с канала было моим личным решением, никто меня не «уходил». Я мог бы совершенно спокойно продолжать работать и дальше, просто, когда решил сменить род деятельности, поставил в известность коллег, руководство, мы пожали друг другу руки и расстались друзьями. Кстати, до сих пор общаемся, созваниваемся, решаем какие-то вопросы, так что не верьте никаким слухам.
- А не тянет иногда сесть в комментаторскую кабину и провести репортаж?
- Сказать, что прямо так тянет, что жить без этого не могу – было бы неправильно, хотя желание есть, потому как всё равно профессия журналиста и комментатора является моей первой. Если будут какие-то разовые предложения и, естественно, наличие времени у меня на это, то мне было бы интересно, почему нет?
- На каком канале?
- Так предложений же не было, о чем говорить-то? Естественно, всё зависит от мероприятия, и чисто гипотетически, если предположить, то я, как человек, проработавший всё время на Первом канале, конечно же, хотел бы поработать со своими бывшими коллегами.
- Как вы считаете, это правильно – привлекать на большие спортивные события комментаторов с других каналов?
- Для Первого это нормально. Спорт на нём не является профильным, как мы уже говорили, так что дефицит комментаторов там, естественно, присутствует. Тем более, вспомните, на Первом комментировали Владимир Маслаченко, царствие ему небесное, периодически привлекается Геннадий Сергеевич Орлов, ребята с НТВ и России-спорт. Не вижу здесь ничего криминального.
Корейцы не верили в Хиддинка
- Константин, комментарий к какому матчу, ну или к какому-то другому событию вы считаете своей самой большой удачей?
- Сейчас вспомню. Моими профильными видами были футбол, хоккей и биатлон. Я не так много комментировал игры сборной по футболу, хоккейные комментировал часто, особенно Евротуры. По уровню эмоций и по воспоминаниям я бы назвал биатлонные трансляции с чемпионатов мира и особенно с Олимпиады в Турине. Я как раз тогда работал на трансляциях в паре с двукратным олимпийским чемпионом Дмитрием Васильевым, впечатления остались очень и очень яркие. Если же говорить о футбольных комментариях, то мне на всю жизнь запомнился чемпионат мира в Корее. Это вообще другая планета! А как преображалась страна, болельщики, начиная с первого матча и потом, когда их сборная пошла дальше в турнире. Поначалу отношение корейцев к своей сборной было такое ровное, как кардиограмма у покойника – играют себе да играют. Они не верили изначально в Хиддинка, вообще никак.
- Почему?
- Много факторов, один из основных – он произвел своего рода революцию в команде. Убрал многолетних лидеров и основательно обновил состав. Тут надо понимать менталитет корейцев, у них младший старшему никогда не перечит. А тут бац – и вожаков из состава выводят. Доходило до того, что к Хиддинку приходили целые делегации из руководства, мол, что ты делаешь, зачем нарушаешь устои корейского общества? Гус свою точку зрения отстоял, но всё равно отношение к нему было скептическое. Но когда корейцы вышли из группы, а потом в одной восьмой обыграли Италию, в стране начался натуральный психоз. Включаешь телевизор, любой канал, а там поют песни. Причем явно сочиненные за один день.
- Типа «Давай, Корея, давай-давай»?
- Возможно, поскольку по-корейски я не понимаю. Понимал только «хиддинк» и что-то вроде «ура!». И с этого момента по городам стали бродить толпы людей в футболках национальной сборной, нарушая еще одну восточную традицию, согласно которой нужно на людях вести себя спокойно. Страна была просто в эйфории, и это мне очень запомнилось. Еще запомнились Олимпиады, их было много, все памятные, не стал бы какую-то особо выделять.
- Ну, так же не бывает...
- Раз не бывает, то вспомню, пожалуй, Сидней. Страна, куда еще надо долететь, другое полушарие и всё такое. Мы там пробыли почти месяц и сказать, что я там что-то видел, кроме спорта, не могу. Получилось так, что часов с восьми утра и до десяти вечера по австралийскому времени шли соревнования, на которых мы работали – комментировали, делали ежедневные новости, дневники. А с одиннадцати вечера и часов до пяти утра начинались новости по Москве с нашими прямыми включениями. В общем, у нас было всего пару часов на сон и так в течение месяца в режиме нон-стоп без выходных. Первую неделю было очень тяжело, а потом – ничего, втянулись. Поэтому такой ритм работы мне тоже запомнился.
Не стреляйте в комментатора
- Константин, ваши комментарии всегда отличались своеобразной манерой подачи, у вас была, как это модно сейчас говорить, своя «фишка». Вы специально готовили такие фразочки или они из серии «сначала сказал, потом подумал»?
- Как сказать… Говорят, что импровизация – это хорошо подготовленный экспромт. Бывает, что пришел какой-то образ в голову, я его записал. И знаю, что если возникнет подходящий момент в матче, я смогу этот образ использовать, заготовка есть. Но в основном, конечно, всё рождается в комментарии по ходу матча, потому что невозможно предугадать, как события будут развиваться. С самого начала я старался привнести в репортажи эмоциональность, потому как считаю, что комментарий должен быть ярким – это спорт, это эмоции, это онлайн, и полуторачасовой бубнеж может убить даже самую классную игру. Кому-то мой стиль нравился, кому-то нет, я отношусь к этому философски, сколько людей - столько мнений. Одни говорят – не надо мне эмоций и фактов, дайте профессиональный анализ происходящего на поле. Другие наоборот обвиняют комментаторов в том, что те излишне углубляются в тактические тонкости, мол, ваше дело вести репортаж, а если нужно – возьмите в пару профессионала, и он всё доходчиво объяснит.
- Но ведь сейчас практически все репортажи парные.
- И это правильно, потому что нельзя требовать от человека, посвятившего себя журналистике, каких-то методических и прочих тонкостей того вида спорта, которым он профессионально не занимался. Одно дело, когда ты в футбол играл во дворе, за школу или где-то там еще, то ты волей-неволей лет через десять начнешь более или менее вникать в нюансы. Но опять же – какой ты авторитет для профессиональных спортсменов? Они же после матчей просматривают игры, разбирают их, и вдруг такой комментатор говорит, что, скажем, Сидоров вот в этом моменте неправильно ногу поставил. А этот Сидоров, на секундочку, мастер спорта международного класса. И что он скажет в адрес комментатора? Другое дело, если во время репортажа такое замечание сделает какой-нибудь пятикратный чемпион страны. Разницу чувствуете? Так что повторюсь: кому-то нужна аналитика, кому-то эмоции. В своей работе я старался придерживаться середины. У нас же в спорте разбираются все. Хотя не только в спорте – все разбираются во всем, так будет точнее.
- А есть для вас кто-то, кого вы считаете эталоном комментатора?
- Лично для меня эталоном профессионала в части понимания игры и ведения репортажа является Владимир Гомельский - для человека в баскетболе нет вообще никаких тайн. Человек мгновенно реагирует на ситуацию и в течение буквально двух-трех секунд доходчиво объясняет, что происходит на площадке. Уникальный дар.
- Зарубежные комментаторы профессиональнее наших?
- Как по мне, то нет. Там просто сидит человек в студии и гоняет спортивный снаряд по площадке, называя фамилии игроков, владеющих им. Иногда «гол» закричит. Так дело в том, что от них больше никто ничего и не требует. А вот после игры идет аналитический разбор, вот там уже да, работают профессионалы. Вообще практически у каждого зарубежного клуба есть свой человек, который лет тридцать работает журналистом с этой конкретной командой, знает всю инсайдерскую информацию, какие-то внутриклубные моменты, вот эти люди и обсуждают игру. Приблизительно как Геннадий Орлов в «Зените». Конечно же, западные комментаторы - профессионалы, просто у них абсолютно другие задачи, у их аудитории абсолютно другое восприятие репортажей.
Курск – город первой трансляции
- В Курске вы в первый раз?
- Да, но, к сожалению, города так и не увидел, много работы на турнире. Зато впечатлен вашим спортивным комплексом – таким залом мало кто может похвастаться в провинциальных городах. Извините, что так выражаюсь, но такие маленькие города, конечно, отличаются от Москвы и Санкт-Петербурга. Правда, не скажу, что в худшую сторону, где-то и в лучшую…
- Как вы оказались в федерации баскетбола?
- У меня состоялся разговор с руководством, и мне предложили возглавить дирекцию по связям с общественностью. Направление очень интересное, перспективное, есть куда развиваться и работы очень много. Вот, например, из Курска мы впервые делаем прямые телевизионные трансляции финала четырех для канала «Спорт», а на сайте РФБ идут еще и включения до матчей, после матчей, интервью с гостями, игроками. Такой формат используется впервые, но с чего-то начинать надо, а тут такая прекрасная возможность. К тому же хочется сказать огромное спасибо организаторам – во всем помогают, все вопросы решаются моментально, никаких проблем и накладок, уровень организации турнира великолепный. Отмечу еще количество болельщиков на трибунах: полный зал на женском баскетболе в нашей стране - это большая редкость.
- Константин, огромное вам спасибо за откровенную беседу и удачи на новом поприще. Надеемся в скором будущем увидеть вас в Курске снова.
- Спасибо и вам, коллеги. Обязательно приеду.
Беседовали Влад ШВЕЦОВ и Игорь ВАСИЛИАДИ
http://sportcom46.ru/category/sportivnaya-gazeta-arena
Из всех советских комментаторов мне больше других нравился Евгений Майоров и Котэ Махарадзе - первый своей спокойной и высоко грамотной манерой, второй, наоборот, артистичностью и художественностью.
Игорь, Who is Влад ШВЕЦОВ?? Коллега?