4 мин.

Фантомы – явление не сверхъестественное

Футбол – игра простая, многие её окрещивают, как «бей-беги». Неужто, многие команды придерживаются данного принципа? Наверное, так было раньше, но сейчас всё решает индивидуальное мастерство игрока, тактика и указания тренера, командное взаимодействие, третьи лица и, наверное, удача.

Госпожа Фемида иногда бывает крайне несправедлива по отношению к командам, особенно на решающих стадиях крупных мировых турниров. Особенно ей нравится досаждать футболистов и их нервы голами-фантомами, используя судей в качестве посредников.

На дворе стоял 1966 год, конец июля – финал Чемпионата Мира между командами Англии и ФРГ.

Достаточно обыденное развитие сценария для того времени – мощное начало и неожиданная концовка. До последней минуты основного времени англичане вели 2:0, но тут вмешивается арбитр и назначает штрафной, который переводит сборные выявлять победителя в овертайм.

И вот, на 11 минуте дополнительного времени Джеффри Хёрст пробил с близкого расстояния. Мяч попал в перекладину, отскочил вниз к линии ворот, а затем был вынесен. Арбитр матча Готфрид Динст не был уверен в трактовке эпизода и обратился за советом к лайнсмену Тофику Бахрамову, который подтвердил, что гол был. После невербального общения арбитра и лайнсмена (они не говорили на одном языке), швейцарский арбитр засчитал гол англичан. До сих пор специалисты спорят по этому эпизоду, но из-за плохого качества видеосъёмки, сказать пересёк ли мяч линию, нельзя.

В Лиге Чемпионов, также случаются такие спорные моменты. Например, на стадии полуфиналов. Тогда 2 мая 2005 года ливерпулец Луис Гарсия забил спорный гол в ворота «Челси».

За последние четыре года особенно участились случаи голов-фантомов. Видимо, уровень подготовки судей не на должном уровне, раз уже совсем скоро решение о засчитывании гола будет принимать техника.

Первые обсуждения о нововведениях в футболе появились после скандального не засчитанного мяча Френка Лэмпарда на Чемпионате Мира в 2010 году в матче Англия  - Германия. Мяч со звоном ударился об перекладину и опустился за линией ворот. Но, к сожалению, аргентинская бригада арбитров этот гол не засчитала.

В матче Чемпионата Европы – 2012, в матче Англия – Украина, не был засчитан явный гол Марко Девича  - после выход один-на-один, серб пробил по воротам, но кто-то из английских защитников успел подставить ногу и мяч срикошетил в перекладину и опустился за линией ворот. Бригада арбитров была невозмутима и не засчитала этот мяч.

Иногда в игру вступают и неодушевлённые предметы на поле, как в Чемпионате Германии в матче «Хоффенхайм» - «Байер». Нападающий «львов» Штефан Кисслинг пробил головой, и мяч неведомым образом оказался в воротах. Все видели, что мяч попал в сетку с внешней стороны, но благодаря дырке в ней оказался в воротах.

Что же нас ждёт на Чемпионате Мира в Бразилии? Качественно ли, сработает система определения гола? Нам остаётся только догадываться.

А между тем, пока консервативные чиновники УЕФА думают внедрять ли автоматическую составляющую окончательно или нет, в Чемпионате Англии уже доказали, что одной из нескольких систем определения гола -  Hawk-eye – можно доверять. В матче «Челси» - «Халл Сити» мяч после удара головой защитника «синих» Бранислава Ивановича не пересёк линию ворот, что и показали вследствие камеры.

Также, положительные отзывы оставила другая система – Goal Control. Она была испробована на Кубке Конфедераций.

В матче первого тура между сборными Таити и Нигерии, который состоялся 17 июня и закончился разгромной победой нигерийцев со счётом 6:1, первый гол изначально был записан на защитника Уву Эчиджиле. Однако после детального изучения видеозаписей, сделанных камерами системы GLT, выяснилось, что гол в собственные ворота отправил игрок сборной Таити Николя Валлар.

А между тем, во многих ведущих чемпионатах и турнирах судей становится всё больше и больше. Зачем нам пять рефери на поле? Если в скором времени на смену человеческому фактору придёт компьютерный.

Думаем, что одна фраза Кристиана Нобоа отражает всю суть:

«Пять судей на поле, но никто ничего не видит. Для меня это шок!».