Пройди ж, Сен Жермен!
Cегодня господин П. встанет на сторону зла. Конфликт этического и эстетического неизбежно превратится в драму. За язык нашего П. никто не тянул, видеозаписями утех со стриптизёршами не шантажировал. «ПСЖ – ЧЕЛСИ». Слава богам, что не Динамо.
1/4 финала кубка европейских чемпионов. Ни тебе «Фиорентины», ни «Наполи», «Аякса», «Краснодара» или «Атлетика».Типичная такая компания для класса коррекции в средних школах, куда по касательной заглядывают персонажи вроде «Атлетико» или дортмундской «Боруссии». Этакий «Клуб Завтрак» – богатенький развратник «Реал», самодурствующий нигилист «Челси», оставшийся после ухода любимого папы с рыжим отчимом «Манчестер», безупречная королевна бала – «Бавария», типичная творческая, снобская «Барселона» и внезапно разбогатевший богемный босяк – «ПСЖ». Невольно многие из нас проникаются симпатией к Парижу. Сами не знаем, почему. Пока по классу летают мячи Рамоса, а Рамирес изображает касание ноги об парту, мы фантазируем.
Пари-Сен Жермен…Неплохое название для клуба, решившего положить конец декадансу парижского футбола. Рождённый под загадочной звездой графа Сен-Жермена, малыш был вынужден быстро расти и всесторонне развиваться. Весь город ждал. Первый значимый внутренний успех состоялся в 1986 году. У парижан подобрался внушительный состав: чемпионы Европы – Доминик Рюшто и знаковый для города и для клуба Луис Фернандес, Сафет Сушич – игрок, чьим именем можно было бы назвать какую-нибудь восточную сладость. Под руководством Жерара Улье парижанам удалось выдать серию из 26 матчей без поражений и завоевать долгожданный титул. В город спустя 50 лет вернулся вкус победы.
В 1988 году Марсель даёт Парижу отрезвляющую пощёчину – после гола Франка Созе чемпионство за три тура до конца уходит в Марсель, но «ПСЖ» одержит главную стратегическую победу над южанами тремя годами позже. В 1991 году «Canal +» отдаёт парижанам предпочтение перед провансальцами и покупает клуб, заложив материальную основу для будущих успехов. «ПСЖ» в очередной раз демонстрирует аксиому о том, что для развития необходимо преодолевать себя. Разумеется, речь идёт о 27-победной серии богемной шайки Артура Жорже. Раи, Джоркаефф, Жинола, Ле Гуэн, Ален Рош – эти люди подтвердили исключительность своего клуба и добавили парижан в каталог суперкоманд тех времён.
Мальчик постепенно перерос свой класс и отправился покорять Европу с присущим ему блеском и педантичностью. Фееричную шестиматчевую крусаду в Лиге Чемпионов 1994/1995 победой завершить не удалось, но большие ушастые кубки не смогли ускользнуть от рук пылкого юноши и спустя два года в Париж привезли Кубок Кубков. Золотой мальчик постепенно приучал город к своим успехам, но затем всё пошло наперекосяк. Клуб менял тренеров, игроков, руководителей, парадигмы развития. Достаточно взглянуть на судьбу Педру Паулеты: голами, которыми можно завоёвывать титулы, азорский мастер спасал бездарный «ПСЖ» тёх времён от вылета. Оцените масштабы падения: даже самый известный бразильский импрессионист в истории – Роналдиньо – собрал свои барабны и умотал в Барселону. Когда-то большие таланты следовали в обратном направлении. Город погрузился во мрак. Настало время переосмыслить свое бытие, вернуться к истокам.
Главная идея клуба – вернуть Парижу статус культурной столицы мира. Потребность публики в культурном первенстве больше не удаётся реализовать былинами о Пикассо, Сутине, Дали и Дягилеве. Всё парижское величие теперь умещается в сентиментально-нафталиновый кинематографический очерк Вуди Аллена. Начался мучительный поиск городской идентичности, новой традиции, способной если и не превзойти, то составить конкуренцию Прекрасной Эпохе и Золотому Веку.
Идейку французам подкинули арабские нувориши. Катарский консорциум взял, да и выкупил расхристанный «Пари Сен Жермен», вбухал космические суммы нефтяных денег на Пасторе, Ибрагимовича, Тьяго Силву и Кавани. К чёрту ликвидность и ковыляющий на обе ноги финансовый «фейр-плей». Арабские шейхи с демонической вседозволенностью утверждали масштабность своего нового проекта – суперклуба, где отстутствие нужды в чём бы то ни было возведено в абсолют бытия. Sic!
Переосмысление что надо. Неудивительно, что «ПСЖ» попал в наш класс коррекции, а так же в рейтинг кошмаров для этического чувства господина П. Однако в случае с парижанами меня никак не покидает ощущение того, что деньги – не всегда зло.
Для кого-то это возможность реализовать себя на более высоком уровне, возможность реанимировать жизненные силы и, как бы банально это не звучало, снова заявить о себе. Катарские инвестиции в парижский футбол – есть принципиально то же самое, что и Русские Сезоны Дягилева. Хавьер Пасторе, Тьяго Мотта и Златан есть Стравинский, Сати и Модильяни современного Парижа. Задыхающемуся городу нужны были принципиально дорогие артисты, чтобы создать культурный продукт всеевропейского масштаба. Пусть и методами Абрамовича, скупавшего румынских кокаинеток и португальских переводчиков по немыслимым ценам, но ему в пику. В русском олигархе оказалось больше султанского, чем во всех катарских наследных принцах вместе взятых. Принципиально важно не перепутать экзистенциальные философские опусы Абрамовича, Переса, ниспровергающую футбольный гуманизм «Баварию» и новую Парижскую Революцию. Звучит!
Этим сравнением можно испугать половину здравомыслящей аудитории среднестатистического ресурса для прихотливого обсуждения футбола, но давайте поразмышляем, а лучше – пофантазируем. Руссо придумал Робеспьера, Руссо придумал Революцию, а французы начитались его книжек, взяли Бастильскую тюрьму, освободили заключенных и совершили величайший гуманистический переворот всех времён. С тех пор никаких явлений общемирового масштаба во Франции не происходило. Революция ушла в подполье, вместо лидеров сопротивления – локальные культурные партизаны. «Новая волна» с разрисованным под клоуна, обыгрывающим свою малозначимость, лицом Жана-Поля Бельмондо уничтожает опостылевшее «папочкино» кино. Мишель Фуко и поздний Бертолуччи преобразуют пуританскую застенчивость в высвобождающуюся и всепоглощающую сексуальность, что, правда, для Фуко лично, заканчивается СПИДом. Но к сожалению, или к счастью свадебным генералом для «ПСЖ» был Бельмондо, а не Фуко.
Теперь очередь за футболом – именно эта игра сейчас является индикатором городской самодостаточности. Талантливый «Пари-Сен Жермен» нашёл своего покровителя и готов воздать парижанам за годы периферийного ожидания. На богемного босяка с блестящим прошлым свалилось некислое состояньице. Но вместе с тем и большая ответственность. У него ясный взор Тьяго Силвы и мотивация Златана. А главное – святая цель - вернуть славу Парижу, вернуть ему его душу. Забыть про этот чёртов праздник, который всегда с тобой. Париж больше не может жить прошлым.
«ПСЖ» не является абсолютным злом. Выбор клуба шейхами далеко не случаен. Возможно, это крупнейший проект по реставрации культурного наследия Европы, а вовсе не циничная демонстрация примата материи над духом. Вылет французов из Лиги Чемпионов после парижского чуда Пасторе будет сродни самоубийству Кобейна после триумфального «MTV Unplugged» в 1994. Город проснётся таким же, каким и был. Вопреки ожиданиям, ничего не изменится. В этом и будет вся драма – конфликт этического и эстетического чувства господина П.
ФОТО: news.sportbox.ru, www3.vz.ru
Плюс
"деньги – не всегда зло" оч согласен, в случае псж это действительно так
"это крупнейший проект по реставрации культурного наследия Европы, а вовсе не циничная демонстрация примата материи над духом" ++
полночь в париже замечательный фильм, между прочим)
величие умещается и распространяется вновь
фильм-пропаганда, грубо говоря
минус