9 мин.

Крах проекта «Marsyas».

11 марта 2014 года Лучано Спаллетти был отправлен в отставку, и с этим событием кончилась эпоха работы итальянца в Зените. Впрочем, слово "эпоха" по началу кажется здесь не слишком уместным. Порядочно уже потрепали спичрайтеры это слово, стерлись с него блеск и позолота исторического термина, задающего рамки беспрецедентного периода времени, времени величайших прорывов человечества. Льстецы и лизоблюды нивелировали его до мелкой разменной монеты в пышных речевых оборотах. Так что "эпохой" принято величать теперь что ни попадя.  Да и что такое эти четыре года в истории клуба? Совсем чуть-чуть. А флорентиец - один из, всего лишь девятый тренер за российское, были до "эпохи" Лучано не менее заслуженные Морозов и Садырин, проклятый Бышовец, бесшабашный Петержела да невозможно чопорный Адвокаат. Будут и потом. Не менее успешные и, может, да я в этом и не сомневаюсь, будут еще более заслуженные и любимые народом. Те, кто принесет Зениту еще большую славу, уважение соперников и проклятия врагов.

Но время Спаллетти - слишком похоже именно на эпоху. Просто потому, что нет другого слова, которое можно применить к этому отрезку времени. Эпоха не по определению этого термина, не по результату и даже не по канве событий. А по ощущению. С моей стороны было бы слишком самоуверенным так излагать, но я уверен, в истории Зенита больше не будет ничего подобного. Должно случиться нечто сверхординарное, звезды должны стать на небе правильным узором, и тогда, может, все повторится. 

Лучано Спаллетти

Началось же все тривиально, началось браком по расчету: просто работой для итальянца и просто выбором топ-тренера для Алексея Миллера. Я не думаю что это решение был сколько-нибудь взвешенным, так же как и нынешний выбор Вилаша-Боаша. Имя сыграло за Лучано, а Газпром взял то, что соответствовало его статусу, не думая ни о последствиях, ни о результатах своего выбора. Имя должно звучать достаточно громко - остальное можно докупить. Благо пример Адвокаата был перед глазами. Спаллетти, я считаю, тоже решил что Зенит - лишь ступень, веха в карьере.

Но, вне всяких сомнений, близкое знакомство Миллера со Спаллетти изменило представление главы Газпрома о своей креатуре. Вероятно, дело в том, что крупный госменеджер живет в мире, где все всегда пытаются его обмануть. Управляя такой корпорацией Миллер все время сталкивается с надувательством. Каждый, от подрядчика до подчиненного, от клерка до футбольного тренера пытается получить с Газпрома максимум профита. Одно упоминание этой компании автоматически взвинчивает ценник до поднебесного. Одно присутствие Миллера заставляет людей радостно потирать руки в предчувствии денежного дождя. Общаясь с каждым Миллер вынужден делать поправку на алчность, поправку для всех и всякого.

И вот, знакомясь со Спаллетти, Миллер встречает человека для которого деньги - это в первую очередь подтверждение собственного таланта и работоспособности. Который искренне любит футбол больше чем бумажки Франклина. Нет, на словах то и в нашем футболе каждый российский специалист тоже любит футбол и даже говорит, что живет им. Но, рассматривая и Семина, и Газзаева, и Гаджиева, да и всех прочих никогда достоверно неизвестно, то ли ты смотришь на тренера, а может и совсем на менеджера или даже агента. Это не стопроцентно, не аксиома, но нужно всегда предполагать что-то такое, что-то деньгоприносящее в глазах футбольного функционера. Спаллетти абсолютно другой. Спаллетти снимает скромную квартиру не потому, что не может себе позволить большую. (Это даже кажется позерством поначалу, этакой бравадой аскетизма. Но это не так.). Потому, что ему больше действительно ничего не нужно. Спаллетти не пользуется услугами массажиста клуба в личных целях не потому, что не имеет на это право, а потому, что считает это непрофессиональным. Противоречащим целям клуба. Это абсолютный нонсенс для России, где что-либо работодателя в руках работника - это почти своё, родное. А уж госсобственность в распоряжении чиновника, так то вообще его неотделимое благо. Спаллетти коллекционирует молотки. Мог бы коллекционировать баб, золотые украшения, современное искусство или красивые атрибуты узаконенного убийства: кинжалы с инкрустированной рукоятью, к примеру, ружья с резным прикладом и прочие символы превосходства. Но он коллекционирует простые орудия труда - что-то что призвано вколачивать гвоздь в стену. Никто не делает у молотков ручки из красного дерева. Никто не вставляет в молотки брильянты-сапфиры-изумруды. Никто не развешивает молотки на коврах. Это инструмент плебса, расходный материал. Коллекционирование молотков - это то, что каждый российский миллионер, да и не только, назовет забавным чудачеством, оно ведь не демонстрирует всему миру свой статус, не заставляет с благоговением придыхать о хозяине коллекции. Однако подобное хобби выделяет Лучано из общего ряда, ставит его не выше многих очень богатых, нет. Оно ставит его в стороне, где-то там, где собирание молотков действительно что-то стоит. И такому человеку можно выказывать свое доверие стихами. Он поймет и оценит. И жест такой не будет выглядеть смешным, он лишь покажет адресату, что Миллер не просто богатый человек, не просто крупный чиновник. Это тоже личность. Личность достойная своего подчиненного. Я впервые вижу, чтоб работодатель публично показывал своему наймиту свою моральную состоятельность, это поступок за гранью российской вселенной. 

А что Лучано? Лучано очень быстро доказал, что он большой мастер. Даже слишком легко, слишком просто выиграв чемпионат и кубок. Нет, это конечно со стороны так прикидывалось, что все будто само по себе складывалось, как детские пазлы, как стекляшки в калейдоскопе. Что разлетались доморощенные тренеры вместе со своими командами как городки от биты меткого броска. За всеми победами стояла кропотливая работа. Но что же дальше? Чем мастер, действительный мастер, Мастер с большой буквы разниться с работягой, халтурщиком и старательным, но не слишком талантливым подмастерьем? Даже искренне выполняющим свою работу? Мастер не может не делать свою работу без цели, без идеи. Закажешь ему ложку - будет не просто ложка, будет глаз радовать и напоминать о вечном. Закажешь мостовую - будет мостовая с причудливым узором и философским подтекстом. Он из любой халтуры делает достойное произведение. Страсть превращать свою работу в искусство - вот что действительно отличает Мастера.

Итак, Мистер свою состоятельность доказал, начальство его боготворит, но что дальше... Просто штамповать победы и получать деньги - это не то. Не достойно звания художника и философа. Это мелко. Я уверен, мы, в глазах Спаллетти, как бы так поточнее выразится, мы тут немного футбольные варвары. Не то чтоб я хотел всех скопом оскорбить или унизить. Наоборот, это просто историческая такая параллель что ли. Не в плане традиций и тренерской школы. В текущий момент. Российские футбольные функционеры знают, что денег в футболе должно быть много - но вот зачем, не знают. Вроде так положено. Футболисты играют в футбол, даже бывают таланты - но они по всем статьям уступают в профессионализме средним легионерам. Наши миллионные команды играют на помойках. Наши телевизионные трансляции бесплатны и убоги. Наши детские тренеры помешаны на результате. И т.д., и т.п. Мы напоминаем гуннов, разграбивших римский обоз. Правители нацепили дорогие доспехи, но никто не знает что за девизы начертаны на знаменах. Солдаты построились в манипулы - да строй не держат и бегут не туда. В общем, не слишком удачная копия с оригинала переписанная неумелым непонимающим писцом.

Но в таком положении дел есть и своя прелесть. Здесь есть первобытная мощь, давно забытая цивилизованными странами и скованная многими путами условности. Здесь даже можно ударить по торсу. Здесь как нигде можно все построить с нуля, опираясь лишь на любовь фанатов к клубу и на любовь руководства к футболу. Когда истинному мастеру выпадает такой шанс разве он имеет право его упустить? Разбазарить, профукать, пройти мимо за золотым тельцом? 

Нельзя, просто невозможно, также не учитывать и тот фактор, что если и есть какое-то одно слово, которое бы идеально подходило Мистеру Лучано Спаллетти, то это слово - добродетель. Он не искусственно добродетелен, нет. Он не прикрепил его как ярлык, как входной билет в Единую Россию. Добродетель это его второе я, его существо. Он не просто любит эту божественную игру, он отрицает все что мешает этой игре.  Достижения в игре достигаются полным отказом от мирского, все что не для игры, не для победы - все должно уйти из жизни игрока и тренера. Но в обычном мире добродетель ходит рука об руку с бедностью. Есть даже гнусная теория о том, что добродетель придумали богатеи, чтоб беднякам тоже было чем оправдаться. Но эта кощунственная мысль без сомнений ошибочна, да и не важна. А важно здесь то, что Спаллетти выпал уникальный шанс объединить Добродетель и Богатство, собственные мироощущения с финансовой бездной Газпрома. Художник получил ту редчайшую, выпадающую раз в жизни, возможность творить то что он хочет, не оглядываясь на деньги.

Ах, это величайшая мечта, величайшее искушение любого маэстро. Творить только то, что считаешь нужным, только то, что хочет сердце. Никаких полутонов, никаких компромиссов, только своё, только выстраданное, только как желаешь. Ммм, за это можно отдать очень многое, почти все. И всем рискнуть. 

Так что же Спаллетти, что он решил воздвигнуть? Не казарму, где из-под палки выжимают из игрока все соки, и, когда приходит его время, выбрасывают как кожуру. И где игроки ненавидят свою работу. Не фабрику, где Идол-прибыль затмевает собой все, даже совесть. И где игроки зреют как кабанчики на продажу. А Храм Футбола, церковь с один божеством. Куда игроки приходят как послушники, как монахи. Ради великой игры, и где нет места ни чему, кроме футбола. Построить самый Белый клуб в России. почти по "Стратегии-12", с той лишь разницей, что не цвет кожи определял бы попадание в команду, а цвет души. Идеальный клуб.

наказание Марсия

Естественно, что ничего не получилось. Это закономерно. Люди - не боги, и даже не их копии. Попытки убрать тех, кто не соответствовал столь строгим требованиям обернулись провалами в игре, мучительной перестройкой. Стремление повысить требования к оставшимся воспринимались как придирки. Оплошности, рядовые для русских игроков, и столь простительные в нашем менталитете, стали невозможны в мире, нарисованном Спаллетти. Пришедшие на смену игроки, да и оставшиеся в команде, не спешили к столь высоким идеалам. Никто не хотел класть на алтарь победы то, что был готов положить Мистер. Всего через пару лет работы стало окончательно понятно насколько велик диссонанс между Спаллетти и нашей действительностью.

Впрочем, я уверен, он и сам отлично осознавал всю утопичность собственного проекта. Но просто не мог не попробовать. Проект прекрасного античного города среди скифской степи. И пусть ничего не вышло, пусть от всей эпохи итальянца остались лишь воспоминания, прощальное письмо фанатам да тренерский свисток для Семака, ничего страшного. Все эпохи кончаются. Но не все пытаются создать свои эпохи.