6 мин.

Максима формы

У русского белогвардейского писателя Аверченко есть роман - "Шутка мецената". Последний, смешной и грустный. Лично я, когда читал, еще в школе, уверен был, что повесть эта о Есенине, но вот теперь, в данный момент, понимаю, что Аркадий Тимофеевич писал не столько о поэте. Как действительный философ он рассмотрел, умышленно или нет, за забавным случаем нечто весьма интересное. Гримасу судьбы, хитрую ее улыбку, которая подсвечивает иногда прямолинейное движение нашей жизни. Если кто не читал, раскрою сюжет - скучающий богатый бездельник, при поддержке своей богемной свиты, решил внушить бедному глупому пареньку из деревни, что он поэт большого дарования. Естественно, с последующим разоблачением. Естественно, с кучей лулзов обстряпавшей дело компашке. Естественно, с печальным концом. Кажется, этот роман точнехонько ложится на футбольного эксперта, господина Бубнова, как влитой. Я не знаю кто, зачем и по какой причине уговорил заслуженного защитника попробовать себя в роли эксперта, но я не удивлюсь, если в этом предложении была юмористическая подложка. Может быть, с последующим разоблачением, которое и не состоялось.

Тем более, что экс-спартаковец идеальный объект для язвительных спичей. Недостатки Бубнова, как публичной персоны, настолько велики, что становится неудобно. Они все карикатурны, все выглядят вызывающими, но один из них, я считаю, является ключевым:  Бубнов - не джентльмен, а для медийного человека это просто нонсенс.

богема

Существует замечательный список Сесила Хартли "Путеводитель джентльмена по этикету" (е-мое опять литература - уже второй раз в тексте), в котором описаны простые и очень простые правила поведения этой касты людей. Так вот. Бубнов нарушает их все. Нет ни одного, которому он бы не изменил, а это действительно трудно. Практически невозможно, для каждого, кто посещал детский сад, начальную школу и ближайшую пивную. Он перебивал собеседников, он хамил женщинам. Он повышал голос перекрикивая оппонентов, он хвастал своими знакомствами, он паясничал и никого не дослушивал до конца. С точки зрения автора книги российская звезда эфира - идеальный, сферический  плебей в вакууме, без шансов на исправление. К сожалению, вежливость настоящего джентльмена не позволяет произнести слова, которыми приходится характеризовать поведение господ а-ля Бубнов. Ну и то, что физиономия его до сих пор сохраняет свою первоначальную форму говорит о том, что наше общество гораздо толерантнее, чем думают многие державники-патриоты. Значительно толерантнее.

Но тем не менее. Чтобы стать джентльменом нужно какое-никакое, а желание. Конечно, еще куча всяких нужных вещей, но желание - это основное, определяющее. А если нет его? Ну нет возможности себя насиловать культурой? Тогда как быть?

В обществе давно и успешно пустила корни одна максима. Она проста и абсолютна и звучит так: "Если ты не прав по форме - значит ты не прав". Ее эффективность поражает воображение, но лучшим ее свойством, помимо очевидности, является, конечно же, удобство. В современном мире достаточно свести позицию своего собеседника к неправильной, недостойной форме - и можно праздновать победу. Это так чертовски просто, что все уже не замечают как пользуются ей налево-направо. Пусть даже суть рассуждений соперника не так и плоха, нужно лишь сконцентрировать внимание на ее неверном изложении. И вуаля. Из манифеста болельщиков Зенита можно вытянуть на первый план лишь упоминание о цвете кожи и он автоматом становится расистским, да так что любая попытка вчитаться в него - это плохо. Негативное упоминание о геях оскорбительно лишь потому что форма "гей" - чисто положительная. Нет ни одного современного фильма где отрицательный персонаж был бы той ориентации. Культурный код. Ну а Бубнов в данном контексте - идеальная мишень. Он и в обычном-то состоянии не слишком соблюдает приличия, а в возбужденном совсем себя не контролирует, что на уме, то и на языке. Бери с любого места и легко убедишь всякого что Бубнова "мнение не авторитет".

А вот бы максиму не применять, а... Каждый, каждый кто слушал Бубнова наверняка ловил себя на мысли: "Дело ведь говорит, Кареоке - двуойка". Или кому там по контексту. И брови домиком. У-ууу. Потому, что прав бывал косноязычный эксперт и потому, что футбол бывает прост в понимании.  Что применяя достаточно очевидные методы можно получить правильные ответы. И если серьезно разобрать работу Бубнова, пораскинуть мозгами, то получится выделить ее сущность: разбирается каждый матч с использованием некой методики, определяются с ее помощью персонально ответственные и подаются результаты в простой и понятной форме. Это краткая выжимка, суть алгоритма Бубнова.

Ее следует попробовать развернуть. Методика используемая аналитиком не идеальна, она может кого-то не устраивать, она может не соответствовать современным реалиям и современным тонкостям тренерской работы, но в целом, по грубым прикидкам, она верна. Может быть она однобока, но никто еще не смог доказать что программа, используемая Бубновым, в принципе неприменима и ее оценкам не стоит доверять, а по результатам ее расчетов нельзя сделать никаких выводов. Кроме того, Александр Викторович никогда не был костным догматиком, он с легкостью добавляет от себя то, что по его мнению, упустила бездушная автоматика, прибавляя или отнимая там, где этого требует виденье ситуации. 

Затем, следует обратить внимание на то, что в большинстве своем футбольные эксперты избегают говорить о персональной ответственности футбольных игроков, помятуя о том, что футбол-де игра коллективная, да и просто не желая никого обижать. Бубнов же  всегда предельно точен, как Соколиный Глаз, у него всегда есть виновники, он никого не прощает. Это выгодно отличает его от прочих: конкретика гораздо интереснее общих фраз наподобие "недонастроя" или "не выполнили установку". Многие рисуют стрелочки, кружки и свободные зоны, но мало кто пишет на этих стрелках конкретные фамилии людей проигравших матч для своей команды.

Далее. Экспертиза от персонажа доступна. Он никогда не усложняет, он готов все прояснить, конечно, на своем уровне, но так обычно и объясняют соседи, друзья. Больше эмоций, больше экспрессии, так оно и лучше доходит. Язык футбола универсален, как язык жестов. Не надо много умничать, можно просто ткнуть пальцем, довернуть крепким словом. Должно хватить для того чтоб донести мысль собутыльнику. Ой, собеседнику.

дж

Итожим. Шутка удалась, роман завершился. Я не знаю кто так задумал - судьба, Господь Бог или у автора есть земные имя и фамилия, но в любом случае должны звучать аплодисменты. Бубнов не просто рассмешил всех, он сделал из всех клоунов. И из тех кто его внимательно слушает и с ним соглашается, и из тех кто потешается над ним. И, главное, из того кто это сценарий написал изначально. Любят у нас журналисты вытащить фриков на свет белый с целью поразвлечься, поржать над глупым неадекватом. Каждому приятно чувствовать себя умнее. А Бубнов внезапно подорвал этот шаблон. Он оказался тем человеком который смог изменить жанр "футбольная аналитика" до совершенно неузнаваемого вида. До иного уровня. Потому, что разработал, применил и добился успеха способом который до него не догадался использовать ни один журналист. Напомню, что лучшее достижение российского спортивного телевидения, передача "Удар головой", вообще в известном смысле не о футболе. Есть чем гордиться. Замечательной формой подачи.

Согласно максиме - форма определяет. Наверное. так и есть на самом деле. Но я не могу поверить, что в современном российском околофутболе нет остроумных, опрятных, едких и обаятельных бывших игроков способных здраво рассуждать о футболе. Опираясь на факты, рассчитанные программой по методике (а она есть и не одна). И не страшащихся называть вещи своими именами. И которые могут это делать культурно, на радость аудитории. А она совсем не так плоха. Она ведь та самая, которая когда-то создала в кино образы джентльменов, покоривших и саму королеву Англии. Та самая, которая поняла суть этого явления лучше отцов основателей. Может Александр Бубнов и не нужен современному телевидению, почти  наверняка не нужен. Но вот то, что современному телевидению стоит поучиться у Александра Бубнова сомнению не подлежит. Если исключить его фирменную форму подачи.