5 мин.

Спартак - Тосно. Лучшая мотивация - это грамотная стратегия и продуманная тактика

На днях посмотрел «300 спартанцев. Расцвет империи». На моей памяти единственный удачный фильм на древнегреческую тематику. Был очень классный фильм «Битва титанов» 1981 года, но его римейк 2010 года получился чахоточным и недоношенным. Теперь про спартанцев - фильмец ураган, сравнивать продолжение с первой частью весьма некорректно. Как можно сравнивать мясника Леонида с хитрецом Фемиостоклом. «This is … Spartaaaaa!!!» - это навсегда. В первой части двое спартанцев уделали целый полк иранцев и даже не вспотели. Во второй части нет ничего даже близкого, но морские сражения получились впечатляющими.

Искусство мотивации. Спартак-Тосно

Как обычно в фильмах на историческую тему звучат пафосные мотивационные речи, которые я обычно записываю – ради прикола. Вот, например, адмиралша Артимисия готовит своих головорезов к бою и произносит единственную фразу: «Сегодня мы станцуем на костях мертвых греков». Мне кажется, переводчики перестарались – скорее всего, она имела в виду другое, на костях никак не потанцуешь, ни польку, ни бабочку – лодыжку вывихнуть можно. Фемистокл долго рассуждает про демократию, тиранию, свободу и тэдэ. Наконец, звучит: «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях».

А теперь сравните – в одном случае тебе говорят, что мы сегодня точно не умрем, а даже повальсируем на трупах врагов. В другом случае говорят – нам почти хана, но давайте умрем достойно.

Мотивация – это искусство. И прибегать к нему нужно всегда с умом и сообразительностью. Например, военная кампания длится примерно полгода, пока снег не выпал, включает в себя несколько пограничных стычек – проба сил, подготовка к генеральному сражению, само генеральное сражение и финиш – для кого позорное отступление и даже бегство, для кого победоносное преследование и захват добычи. В какой момент следует произнести мотивационную речь? И как часто ее полезно слышать рядовым бойцам? И вообще – почему к такому приему кто-то прибегает, а кто-то игнорирует. Какие слова хотят услышать солдаты – после чего они пойдут в бой и совершат немыслимое?

У Артемисии абсолютный перевес. Она привела в Саламинскую бухту весь свой флот. Зачем ей кого-то долго и нудно вдохновлять – всем итак все понятно, даже противнику. У нее тысячи кораблей, у врага нет и сотни. И Фемистокл это признает – у меня закончились уловки. Все, шулерству конец. В рукавах уже не осталось козырей – иди в бой и умри. Вот когда ты понимаешь, что только чудо тебя спасет – ты взываешь к героизму солдат, давайте подороже отдадим наши жизни. Будем рубиться, авось проканает.

В фильме этим чудом в последней схватке стал суперконь, который и огня не боится и плавает со скоростью торпеды, скачет по кораблям, как по суше. Это героизм главного героизма пополам с отчаянием. Все или ничего. С таким настроем аутсайдер выходит на бой с фаворитом. У фаворита другие козыри.

Искусство мотивации. Спартак-Тосно

Перед игрой с Росно, вы думаете, что нужно было сказать игрокам Спартака? Какие слова более уместны – слова Артемисии или слова Фемистокла? Настраивать команду на каждый матч как на генеральное сражение – жуткий бред. Относиться серьезно – это важно, но если команда требует какой-то спецнакачки перед каждой игрой, в каждом перерыве, после очередого проигрыша – тогда встает резонный вопрос, в чем состоит пресловутый класс этой команды? Если ее нужно постоянно реанимировать пафосными речами вроде «Вы Спартак, нам сегодня 90 лет, сегодня юбилей у того-то, сегодня день рождения нашего массажиста – давайте не опозоримся…» Если команда четко знает, как она будет играть, кто куда бежит, кому пасовать, куда открываться – нужда в закручивании гаек минимальна. Иначе ты просто сорвешь резьбу, если будешь подкручивать команду каждую игру, а если резьба сорвана, сами понимаете – нужно заново нарезать резьбу или покупать новый стержень. А это сложно, дорого, мучительно. И чревато последствиями.

Меня замучили эти постоянные и начисто лишенные всякой логики разговоры про великого мотиватора Валерия Карпина. Если ты великий мотиватор – ты бестолковый стратег. Если тебе нужно постоянно пихать игрокам, значит, они плохо уяснили – в какой футбол должны играть. Все равно что вышли драться спецназовец в полном обмундировании и бомж с палкой. Бомжара лупит элитного бойца дубиной, тот кровью истекает, но включить мозг не может, и только после истошных криков наставника «оружие!» снимает с плеча автомат и делает из противника решето.

Мотивационная речь в идеале говорится спокойно и уверенно, без надрывов и визгов. Бойцы знают свое задание. И про партию знают, и про семьи, и про премиальные. Им просто нужен план – как нейтрализовать противника. Нужен план и нужны специалисты. Кто на весла сядет, кто на руль, а кто в абордажную команду. Начинается заварушка, и у командира нет никаких шансов внести корректировку – ты туда не ходи, ты сюда ходи. Бойцы сами знают, что делать – им объяснили перед схваткой, у них есть план. В четких слаженных общекомандных действиях скрыт успех в каждом деле – будь-то война или футбол.

Спартаку сейчас не нужен мотиватор Карпин, команде нужен хоть какой-то план на игру – проигрыш Руану-Тосно это его личный позор. Команде нужна стратегия и тактика, а не взбучка. Кстати, продуманный план на игру и уверенность в собственных силах – лучшая мотивация. Сколько угодно можно обвинять своих бойцов, мол, они не выполнили тренерское задание – значит, ты их так научил, таких подобрал. Это же дикость, если игрокам Спартака нужен всегда некий пинок в перерыве, чтобы они начали бегать. Ответственность на командире. А спрашивать с игроков будут не журналисты, а тренеры.

Чем кошмарнее проигрышная ситуация, тем сильнее необходимость в пресловутой мотивации – накачке, крике, разборе полетов, запирании на базе. Мотивация – это не просто закручивание гаек, когда что-то разболталось. Это кропотливая работа каждый день, где каждый боец находит в себе силы для качественной работы. И роль командира в том, чтобы создать такие условия, где каждый солдат захотел бы применить свои лучшие качества для общей победы.

Если ты 40 минут накачиваешь команду после поражения, чтобы во второй игре снова проиграть – вывод один, команда тебя не слушает. Одно спасает – в стане конкурентов дела не лучше. С такой безобразной игрой и не менее безобразными результатами Спартак по-прежнему может взять золото чемпионата.

Пресловутый класс команды в этом и заключается, что на длинной дистанции команда выступает довольно ровно, собирая свои очки, и нужда в какой-то психологической накачке минимальна – 2-3 раза за сезон. Команда знает, как она будет обыгрывать этого соперника, а как этого, какие уловки применит в этот раз, какие трюки пройдут в другой. Но когда чуть ли не в каждом матче игроки упираются лбом в стену, бесчеловечно заставлять их проломить ее вместо того, чтобы просто обойти ее.