3 мин.

Заметка о проблеме телетрансляций Игр Сочи-2014 за пределами РФ. В частности - в Карибском регионе

Эта заметка - о рынке телетрансляций Игр в Сочи-2014 за пределами России. Многое было и будет сказано и написано о крупнейших рынках, таких как Европа, Азия и Америка. Автору же хотелось бы обратить внимание на скромные страны скромного Карибского региона. На их проблемы освещения событий в Сочи-2014. И сравнить их с нашими проблемами и вечными жалобами. Нации, которые, не являясь ведущими спортивными нациями не то что зимних видах спорта, а спорта вообще, все-таки, худо-бедно, но представлены на Играх в Сочи-2014. Страны Карибского региона практически лишены возможности просто увидеть события Олимпиады по телевизору. 

   Шесть наций карибского региона представлены на зимних Олимпийских играх в Сочи-2014. Это Бермуда, Каймановы острова, Доминика, Ямайка, Британские Виргинские острова и Американские Виргинские острова. И проблема следующая. Компания SportsMax[1], провайдер телеуслуг премиум-класса выиграл торги на эксклюзивные права трансляций из Сочи-2014 во всем Карибском регионе(!). Исключительные телеправа, как известно, принадлежат МОК. Сделка между МОК и компанией International Media Content Ltd (IMC – материнская компания SportMax) распространяется на территорию 21-й страны от Ангиллы до Тринидада и Тобаго. Сделка покрывает вещание на английском языке на всевозможных медиа-платформах с прямым эфиром на SportMax и SportMax2 всех соревнований в Сочи.

   Многие местные компании, в частности Columbus Communications Trinidad Limited в Тринидаде и Тобаго, вынуждены заблокировать доступ к своему контенту, так или иначе связанный с Играми в Сочи-2014. В Ямайке, например, местные зрители вынуждены платить за возможность посмотреть церемонию открытия Игр-2014 и лицезреть хотя бы парад своей Олимпийской команды. Мы-то давно привыкли к бесплатному освещению событий национальной важности. Понятно, что команда Ямайки не является ведущей спортивной державой, и государство от нее не ждет мировых свершений, которые было бы не стыдно показать по телевизору всему населению. Но все же, на фоне практики других регионов (в Европе, напомним, существует фундаментальное право на информацию, а также национальные события общественной значимости которые исторически в том или ином (неполном) объеме, но бесплатно доступны на общественном телевидении).

   В некоторых странах Карибского региона в государственные комиссии, отвечающие за рынок телевещания, поступили многочисленные жалобы и выражения недовольства простого населения. Но рынок есть рынок, а бизнес остается бизнесом.

   Но вот хотя бы провайдер Lime[2], представленный в некоторых странах региона, в конкурентной борьбе за потребителя ‘подкинул пряник' и предложил пользователям бесплатную пробную подписку на свой спортивный контент на время Олимпиады в Сочи, до 23-го февраля. Есть в этом, конечно, прагматичный маркетинговый расчет, но все же это жест доброй воли по отношению к потребителю.

   У МОК (Международный Олимпийский Комитет) позиция простая – продать права на показ Игр тому, кто сделает на аукционе бОльшую ставку, даст больше денег - и точка. Теоретически, местный оператор, скажем, на Бермуде может участвовать в аукционе на показ игр исключительно на своей территории. Пожалуйста, вот цена таких прав. Но, увы, регион довольно бедный, и для местных операторов экономически нецелесообразно платить огромные деньги за продукт с минимальной отдачей. Думается, что вряд ли свершения на зимней Олимпиаде (так, как это воспринимается нами, русскими) сближают нацию и воспитывают повсеместный патриотизм. Есть в той же Ямайке другие приоритеты и поводы для гордости.

Конечно же маленькие местные телекомпании в конкурентной борьбе с мастодонтами рынка сразу проигрывают. Они уступают дорогу крупным интернациональным корпорациям, отдают им рынок и, соответственно, право диктовать свои финансовые правила. Тринидад и Тобаго, например, вообще не представлен на Играх в Сочи-2014, а значит и у местного оператора нет никакой мотивации задорого приобретать права на телетрансляции. Однако наверняка у местного населения есть немалый интерес к происходящему в Сочи, ведь там все-таки представлены их ‘земляки' по региону! И единственный для них вариант лицезреть происходящее – это приобрести платную подписку на вещание у кабельного телеканала.

[1] См http://www.sportsmax.tv/

[2] См http://www.lime.com/en/