«Черная пантера». Эйсебио, которого мы не забудем
На прошлой неделе ушел из жизни один из величайших футболистов XX века – Эйсебио. Offside.by вспоминает жизнь знаменитого игрока, включая несколько малоизвестных фактов из его биографии и комментарии самого португальца.
Начнем сначала. Эузебиу Да Сильва Ферейра, лучший португальский футболист в истории, не был португальцем. В общем-то, подобные примеры не так уж и редки для стран с обширными колониальными владениями в прошлом. Родился будущий символ «Бенфики» в пригороде Мапуту, сейчас это столица независимого государства Мозамбик. У его отца был белый цвет кожи, но сын, видимо, пошел в маму. Понятно, что о достатке не могло быть и речи. Отец умер от малярии, когда мальчику было 8 лет; приходилось работать, чтобы помогать семье, и футбол оставался едва ли не единственной отдушиной. Вместо мяча Эйсебио и его братья использовали что Бог на душу положит: «Помню как мы играли в Лоренсо-Маркес (Мапуту – совр.): брали носки, запихивали в них газеты и всякий мусор, и получался мяч». Но все-таки главное заключалось в той страсти, с которой компания мальчишек отдавалась этой игре.
В конце 50-ых началась футбольная карьера молодого, никому не известного Эйсебио. Началась она с футбольной школы местного «Спортинга». Сразу стало понятно, что мальчуган одарен талантом выше меры. Однажды до далекого восточного побережья Африки доехал скаут одного очень крутого клуба, и история «черной пантеры» могла сложиться иначе. Но не срослось. «Моя мать хотела, чтобы я никогда не покидал Лоренсо-Маркес. Когда мне было 15 лет, меня хотел подписать «Ювентус». Их разведчик, знаменитый итальянский вратарь, увидев меня, сказал, что у меня большой потенциал. «Юве» сделал предложение, но моя мать даже не захотела ничего слушать». В дальнейшем у нашего героя была реальная возможность оказаться в далеком «Сан-Паулу», но там дал задний ход уже сам клуб, посчитав футболиста недостаточно мастеровитым. Как выяснилось, очень зря.
В 1960-м Эйсебио, выступавший в местном фарм-клубе лиссабонского «Спортинга», получил письмо с авиабилетами и приглашением приехать на тренировочную базу головного клуба. Эйс прилетел, вот только… в эропорту его мастерски перехватили спецы из стана «орлов» и, затолкав ничего не подозреваюшего игрока в автомобиль, отвезли того сначала в отель, а затем на тренировочную базу «Бенфики», с которой «пантера» и подмахнул контракт. Он провел в клубе практически всю карьеру. За 15 лет Эйсебио трижды играл в финалах Кубка европейских чемпионов и забил 317 мячей в 301 матче.
А вот выигрывал «ушастый» трофей Эйсебио лишь однажды, будучи двадцатилетним, недавно обосновавшимся в Европе юнцом. В 1962 «Бенфика» и «Реал» устроили один из самых невероятных финалов за всю историю розыгрыша кубка. Но саму игру и умопомрачительный счет на табло, равно как и свой дубль, Эйсебио вспоминал куда сдержаннее, чем другой эпизод: «Ди Стефано – мой кумир. Когда я еще жил в Африке, то много слышал о нем. Конечно, я не видел его игру, но в газетах, которые доходили до нас с двух- или трехдневным опозданием, сообщали о подвигах мадридского «Реала». «Бумажный» Ди Стефано был моим кумиром, и мы случайно встретились в моем первом европейском финале в 1962 году! Мы выиграли 5:3, проигрывая со счетом 3:2 после трех мячей Пушкаша в первом тайме. Перед игрой я попросил Ди Стефано поменяться майками по окончании встречи. Мы победили, и когда судья дал финальный свисток, я подошел к Ди Стефано. Удрученный, но приветливый, он дал мне футболку. Эта майка была для меня настоящей реликвией! В то время практика обмена игровой формой еще не была так распространена, как сейчас. Просто я был молод, а Ди Стефано был снисходителен».
В конце 60-ых звезда Эйсебио стала постепенно гаснуть. Нет, он по прежнему феерил в чемпионате Португалии, но вот на международной арене обе его команды, как клуб, так и сборная, стали сдавать позиции.
В 1975 году «черная пантера», как и многие звездные ветераны того времени (да и нашего тоже) уехал доигрывать в США. После окончания футбольной карьеры знаменитый португалец тренировал молодежные составы «Бенфики» разных возрастов (некоторое время под его руководством рос небезызвестный Руи Кошта), но, так и не найдя себя на этом поприще, стал заниматься представительскими функциями, выступая в роли посланника португальского футбола в целом и лиссабонской «Бенфики» в частности.
В честь пятидесятилетия Эйсебио, у стен «Эштадио да Луш» ему был установлен памятник. Сам экс-футболист прокомментировал оказанную честь лишь по прошествии нескольких лет: «Каждый раз, когда я прохожу мимо этой статуи, мне становится стыдно».
Эйсебио неоднозначно воспринял тот факт, что Криштиану Роналду обошел его по количеству голов за сборную: «Такие сравнения ошибочны. Я забил 41 гол за 60 матчей, а Роналду провел больше ста игр (47 голов в 107 встречах). Кроме того, я никогда не играл с тем же Лихтенштейном или Азербайджаном. Нельзя сравнивать мою результативность с результативностью Роналду. Это разные вещи».
Надо сказать, что «пантера» отчасти прав: у португальской сборной не случалось проходных матчей, хотя бы потому, что ее состав времен Эйсебио был далек качественно и результативно от нынешнего. Последним топ-турниром для Эйсебио-футболиста стал ЧМ-1966. Мундиаль, в котором португалец на своих плечах вытащил команду в полуфинал.
В последние годы у Эйсебио были проблемы со здоровьем, он часто и подолгу болел. Его смерть стала большим потрясением для Португалии. Достаточно только сказать, что в стране был введен трехдневный траур в память о покойном. Гражданская панихида на «Эштадиу Да Луш» собрала десятки тысяч людей. «Черная пантера» может спать спокойно. Его не забудут.