7 мин.

Смешные жеманницы

Сегодня, я бы хотел рассказать нашим уважаемым читателям об одном интересном явлении европейской культуры эпохи Ренессанса. Название ему, - "французский литературный салон".

 

alt

Поначалу этот новомодный стиль общения светской и литературной элиты французского общества начала XVII века вызывал немало насмешек и сарказма. Недаром в заголовок поста вынесено название сатирической пьесы Жана-Батиста Мольера, наделавшей в своё время немало шума. Один из остроумнейших людей своего времени, литератор Поль Скаррон, также затрагивает эту тему в комедии "Смешной наследник". Интересно, что уже через несколько лет, сам господин Скаррон открывает в своём доме литературный салон, чьим-то метким выражением прозванный "Приютом Безденежья". Причём со смертью опального и тяжело больного поэта, салон не прекратил своего существования. Молодая вдова, Франсуаза д Обинье, будущая маркиза де Ментенон и морганатическая жена Людовика XIV, сумела сохранить популярность своего дома в квартале Маре среди творческой богемы столицы.

Прообразом знаменитых французских литературных салонов, стал парижский дом бывшей королевы Франции Маргариты де Валуа. Стареющая королева Марго, женщина весьма образованная и умная, собрала вокруг себя самых блестящих учёных и писателей страны.

                                         

alt

                                                           Маргарита де Валуа

Доподлинно неизвестно, бывала ли у Марго в гостях юная итальянка Катрин де Вивонн. Но именно этой необыкновенной женщине было суждено поднять значение и популярность литературных салонов на головокружительную высоту.

                                         

alt

                                            Катрин де Вивонн, маркиза де Рамбуйе

Рано выйдя замуж и родив дочь (Жюли д Анженн), молодая Катрин де Вивонн, маркиза де Рамбуйе поспешила отказаться от сомнительного удовольствия посещения двора короля Генриха IV, полного интриг и злословия. В её резиденции, - особняке ("отеле") Рамбуйе стали собираться единомышленники маркизы, которые позже сделают её дом знаменитым на всю Европу.

Почему же отель Рамбуйе стал столь популярен у весьма разборчивой по части общения дворянской знати, и не менее щепетильной в этом вопросе, интеллектуальной элиты Парижа? Этому способствовала, в первую очередь, личность самой хозяйки. В юности Катрин получила прекрасное образование и свободно разговаривала на итальянском и испанском языках. Маркиза была добра и справедлива, одинаково любезно принимая в своём доме и богатых принцев, и бедных литераторов. Завсегдатаи салона называли её "Несравненная Артенис", эту анаграмму её имени придумали друзья - поэты.

Позитивную ауру дому создавал счастливый семейный союз Катрин с Шарлем д Анженн, маркизом де Рамбуйе. Семеро детей (шесть дочерей и сын) наглядное тому подтверждение. Причём её старшая дочь Жюли д Анженн активно учавствовала в жизни салона. Красавица и умница "Несравненная Жюли", была одной из центральных фигур, задававших высокий уровень духовности общения собравшейся публике. В салоне маркизы к разговору стали относится как к настоящему искусству. Был создан чёткий стандарт достойных форм выражения чувств. Утончённый вкус и безупречная репутация Жюли д Анженн ценились и при дворе. Вскоре после рождения наследника, Людовик XIV назначил её воспитательницей дофина.

                                         

alt

                                             Жюли д Анженн, маркиза де Монтозье

Определённую роль сыграла немилость Ришелье к мужу Катрин. Большим другом дома Рамбуйе был герцог Ларошфуко, один из самых влиятельных вельмож французского королевства. Могущественный кардинал, не без оснований, считал герцога своим заклятым врагом. Таким образом получалось, что в отеле Рамбуйе собиралось общество оппозиционное двору не только по этическим, но и по политическим мотивам. К счастью для французской литературы, салон маркизы сумел пережить тревожные времена.

                                         

alt

                                               Франсуа VI герцог де Ларошфуко

Несомненно удачным, стало решение хозяйки разделить пространство зала на несколько небольших комнат. При этом гости могли свободно перемещаться и находить уголки для уединения и разговоров на темы, в самом деле их интересующие. Мадам де Рамбуйе смело отказалась от модной тогда, кожаной обивки стен. В отделке комнат преобладали светло-синие тона, отчего те и получили своё нарицательное имя, - "голубые гостинные".

В центре внимания, и это важнейшая особенность салона Рамбуйе, всегда были женщины. Катрин де Вивонн, Жюли д Анженн, герцогиня де Лонгвиль, Нинон де Ланкло, принцесса де Монпансье, Мадлен де Скюдери, графиня де Лафайетт, Маргарита де Ла Саблиер, баронесса де Севинье, эти прекрасные и незаурядные женщины постепенно меняли представление общества о "слабом поле". Средневековый культ Дамы, - женщины боготворимой, но при этом социально стоящей ниже мужчины, уходил в историческое небытие. "Царицы салона" стремятся интеллектуально встать рядом с мужчиной, изучают астрономию и математику, знают латынь и труды греческих философов.

                                         

alt

                                                         герцогиня де Лонгвиль

Показательны впечатления одного из современников: "Если перед дамой из салона предстанут: воин, изрубленный в бою; щёголь, надушенный и украшенный лентами; и аббат, говорящий на латыни, - то наибольший успех в любви, будет конечно у аббата, потому что он умеет занять разум".

Подобных женщин стали называть , - прециозницы (от латинского pretiosus, - драгоценный, изысканный, желанный). Для них становится характерным стремление к реализации собственной личности не только и не столько в любви, сколько в творчестве.  Им нравится мучать своих поклонников, например маркиз Монтозье девять лет добивался руки мадемуазель д Анжанн и преуспел лишь когда преподнёс той рукописный сборник "Гирлянда Жюли", из шестидесяти двух мадригалов посвящённых даме своего сердца.

  

alt

Внутренний мир салона отделён от повседневности, входя сюда человек меняет имя, а зачастую и социальный статус. Тут шлифуется литературный, аристократический язык с его неприятием вульгаризмов, изысканными перифразами, напыщенной риторикой и неумеренным гиперболизмом. Каждый старается поразить собеседников витиеватыми сонетами, удивить остроумным каламбуром или озадачить изящной поэтической загадкой.

Идеи салона мадам де Рамбуйе литераторы начинают воплощать в своих произведениях. Пасторальный роман уступает место галантному, а поэмы из лирических, становятся героическими. Яркими представителями прециозной литературы становятся поэты Вуатюр, Менаж, Шаплен, Годо, Бенсерад, Пелисон, молодой драматург Корнель, создатель эпистолярной формы прециозников Гез де Бальзак, ну и конечно брат и сестра Скюдери.

Мадлен де Скюдери не отличалась красотой, но замуж не вышла по убеждению, отдавая предпочтение платоническим чувствам, как залогу свободы от брачных уз. В этом смысле её можно назвать первой феминисткой. "Сафо", как её называли в салоне Рамбуйе, своим литературным творчеством снискала себе европейскую славу.

                                         

alt

                                                            Мадлен де Скюдери

Более сорока лет салон мадам де Рамбуйе оставался центром социально - литературной жизни Парижа. Практически никто из наиболее заметных представителей французского света и культуры не избежал его "голубых гостиных". Стареющая маркиза, со спокойным сердцем удалялась на покой. Её дело с энтузиазмом подхватили "воспитанницы". Но если д Обинье, Де Ланкло, Скюдери продолжали культивировать в своих салонах принципы прециозности, то Ла Саблиер, Лафайетт, Севинье плавно переходили на качественно иной уровень обсуждаемых тем. Беседы приобретают философско-моралистическую окраску и избавляются от излишней помпезности, тон в разговорах задают не велеречивые дамские угодники, а учёные. Впрочем, это уже немного другая история.

alt