Фиорентина. На волне всеитальянской любви
"Фиалки" продолжают цвести, развиваться и удивлять шикарной, породистой игрой. Флоренция второй сезон подряд стоит на ушах и мечтает о третьем Скудетто в истории. Александр Михальченко о символе одного из красивейших городов мира - "Фиорентине".
Воскресенье, 20 октября 2013 года. Столица Тосканы Флоренция стояла на ушах, танцевала, ликовала и порой безумствовала до самого утра. Повод был лучше не придумаешь – любимая всем регионом «Фиорентина» в залихватском стиле победила ненавистный «Ювентус», победила впервые с 1998 года. По мнению многих, эти фантастические 15 минут второго тайма, когда «фиалки» отправили 4 торпеды в черно-белую субмарину, войдут в историю кальчо. Ведь в городе-колыбели итальянской культуры побеждать, чтобы тебя запомнили, нужно именно красиво, по-геройски. Город, давший миру Данте, Леонардо да Винчи и Микеланджело, просто не может воспринимать иной стиль и способ победы. Он так устроен. Он так живет. Тем и прекрасен. Мне безумно жаль, что в то чудное воскресенье я не мог перенестись в этот совершенно неповторимый город и заглянуть в глаза хотя бы малой части тиффози «фиалок»… Посмотреть, например, на блистательного режиссера Франко Дзеффирели. Увидеть его радость. Старик наверняка в моменты голов Пепито Росси, и особенно после финального свистка, почувствовал себя в два раза моложе и, может даже вспомнил далекие времена 2-х флорентийских Скудетто образца 1956 и 1969 годов. Или побыть в компании певца Пупо Гинации и услышать его нетленное «E' Fiorentina”.
Вообще, неимоверно тяжело поверить, что последний триумф в Серии А датирован у фиалок 41-м годом назад. Может, потому так редко, что команда и город Флоренция просто слились воедино в неповторимом экстазе взаимного обожания и любви. Они оба переживали разные времена. Город, после Эпохи Возрождения, пережил страшнейшие чуму и голод, попытки переустройства своего божественного облика, бомбардировки во Вторую мировую войну…Команду, после чемпионских лет, сотрясали застой и лишь эпизодические всплески, вылет в серию Б в 1993-м и подъем во второй половине 90-хх, едва не закончившийся Скудетто в 1999-м. Ту команду Батистуты, Руи Кошты, Тольдо, Оливейры вспоминают до сих пор. Ее забыть невозможно. Настолько вкусный и ураганный футбол она показывала. Затем случился новый крах имени Витторио Чекки Горри и новый вылет во второй дивизион.
Сейчас история вышла на новый виток. Пазл из умного руководства, отличного тренера и талантливых футболистов снова сложен. «Фиорентина» опять устремилась ввысь. Жизнь по-настоящему забила ключом в прошлом году с приглашением амбициозными братьями Делла Валле, нынешними руководителями команды, тренера Винченцо Монтеллы. Молодой человек, в послужном тренерском списке которого были лишь пару месяцев в «Роме» да сезон в скромной «Катании» смог совершить настоящую революцию в команде.
Тренер, 39-ти лет от роду, сразу доказал, что обладает потрясающей харизмой и авторитетом. Он не постеснялся ввести в клубе довольно непопулярные правила. В частности, с первого предсезонного сбора выходец из провинции Наполи ввел комендантский час(20.00) и запретил футболистам носить украшения и повязки для волос. Также игроки не имеют права открывать тренировочные шорты, чтобы их бедра загорали. Недовольных не оказалось. Через несколько дней он заявил о том, что в его команде останутся и будут играть лишь футболисты, которые действительно преданны клубу и которым он по-настоящему дорог. Таковых, к сожалению, или наоборот, к счастью, нашлось не так уж и много, поэтому состав претерпел радикальные изменения.
Ушли и те, чей уход давно напрашивался, и те, кто считался основными. В их числе Монтоливо, Варгас, Бехрами, Маркионни, Черчи, Харджа, Настасич, Гамберини… Пополнение оказалось еще более внушительным. Из потонувшего в испанскую Сегунду «Вильярреала» были выписаны Борха Валеро и Гонсало Родригес, во втородивизионном «Лечче» отыскали колумбийца Хуана Куадрадо, из «Ман Сити» прибыл истосковавшийся на скамье запасных Давид Писарро, а из стана «россонери» – Альберто Альберто Аквилани. Талантливого вратаря Эмилиано Вивиано переманили у «Палермо». Из «Боки Хуониорс» пришел защитник Факундо Ронкалья.
Если пристально вчитаться в последние строки, то можно представить тот ворох работы, который предстояло проделать Монтелле, чтобы спаять всех этих хороших, но разноплановых футболистов в единое целое. Ведь мало того, что многие никогда не играли друг с другом, так еще и по их национальностям можно изучать географию. Чтобы такой мультинациональный коллектив жил общей целью, работал в унисон и не знавал конфликтов, нужно быть отменным психологом и мотиватором. Алленаторе «фиалок» справился с этой задачей отменно. Он сделал Команду. Сделал в кратчайшие сроки. После краткой притирки «Фиорентина» стала выдавать спектакли один за другим и к ноябрю взобралась на третье лигочемпионское место. И хоть оно и было упущено в яростной борьбе с «Миланом», все равно именно выступление и игра «Фиорентины» стала хитом прошлого сезона. Их матчи хочется пересматривать даже сейчас. До сих пор вспоминаются яркие перфомансы с «Юве», «Интером», «Кальяри», «Аталантой», «Миланом», «Сиеной», «Палеромо». Кружевной и ажурный футбол пленил всю Италию. Но все равно находились злые языки, которые утверждали, что команда выезжала за счет индивидуального мастерства Стефана Йоветича, и в их игре нет какой-либо системы. Они ошибались. Одним из первых, кто это понял, был преданный поклонник «Виолы», журналист La Gazzetta Dello Sport Лука Каламай, придумавший для футбола флорентийцев термин «маленькая Барса». При этом имелось ввиду не слепое копирование методик и наработок Гвардьолы, а то, что тренер лишь берет ее за основу и настраивает на итальянский лад.
Естественно, прошедшее лето тиффози «Фиорентины» ждали от команды только одного – дальнейшего прогресса и подъема в турнирной таблице. Особо горячие головы даже заводили разговоры о чемпионстве. В межсезонье уже никаких кадровых революций не произошло. Монтелла решил не делать резких движений и продолжил выбранный курс на эволюцию и дальнейшее развитие. Покупки были сугубо точечными. Из «Малаги» пришел Хоакин, «Милану» оказался не нужен Массимо Амброзини. Для глубины состава приобрели украинца Яковенко и Иличича. Особняком стоит трансфер немецкого страйкера Марио Гомеса, который из-за сумасшедшей баварской конкуренции не хочет потерять место в Бундестим. Также Винченцо решил взять Джузеппе Росси, не игравшего почти 2 года из-за травмы колена. По общему мнению, скуадра «Виола», даже потеряв Йоветича, стала только сильнее. Хоакин привнес еще большую вариативность в среднюю линию. Росси и Гомес разнообразили атаку. В итоге по именам «Фиорентина» не уступает ни одной итальянской дружине. У нее есть все, чтобы бороться на равных с тем же «Ювентусом», «Наполи», «Ромой» и другими монстрами кальчо. Некоторые вопросы вызывает лишь оборона и вратарь. В этом сезоне уже случались потери очков из-за ошибок игроков этих линий.
Вообще, пока «Виола» еще не вышла на проектную мощность, что связано с внедрением в командную «химию» новичков и некоторыми изменениями тактического модуля, о котором уместно поговорить подробнее.
1. Базовая схема «Фиорентины» – 3-5-2 и 3-5-1-1, но Монтелла, в отличие от, например, того же Конте, на ней не зациклен. Команда легко трансформируется в 4-3-3 или в 4-3-1-2, что с блеском показала в том самом матче с «Ювентусом». После провального первого тайма с системой 3-5-1-1 Монтелла заменил Аквилани и выпустил на подмогу Росси в нападение Хоакина, куда также выдвинулся Куадрадо, и перешел на 4-3-3. Очень важно, что не прослеживается никакой зависимости от формы и настроения одного футболиста – может выстрелить не только любой игрок группы атаки, но и, например, эстерно, капитан Мануэль Паскуаль.
2. Тренер флорентийцев предпочитает наличие на поле сразу двух диспетчеров , в роли которых выступают Писарро и Борха Валеро. Именно испанец – душа, сердце и мозг нынешней команды. На нем замыкаются большинство игровых связей в центре поля. Именно он регулирует темп и направление атак. Совершенно определенно Борха – один из главных персонажей кальчо прямо сейчас.
3. Наличие двух диспетчеров вовсе не означает отсутствие треквартисты. Эта роль возложена на Альберто Аквилани. Нельзя сказать, что с ней он справляется идеально, но в целом обедни не портит.
4. Упор делается на держании мяча внизу. Вся предсезонная подготовка построена на максимально большом количестве времени работы с мячом – с ним игроки начинают заниматься с третьего-четвертого дня первого сбора, что является нетипичным не только для Италии, но и для все Европы, где вначале закладывается функциональная база, а уж потом все остальное. Любопытно, как к такому стилю сможет приспособиться оправляющийся от травмы Марио Гомес, которые силен прежде всего в верховой борьбе и заточен на замыкании фланговых навесов.
Как уже было сказано, все это пока еще работает со сбоями и перепадами. Подопечным Монтеллы недостает стабильности, она даже в отдельном матче чередует выдающиеся отрезки с провальными. Талантливому тренеру «Виолы» еще предстоит это исправить. Также один из недостатков подсказал легендарный Арриго Сакки, написав в своей колонке в GDS о том, что команде нужно совершенствоваться в игре без мяча.
Винченцо Монтеллу уже в годы игровой карьеры прозвали Аэропланом – за празднование голов с раскинутыми в стороны руками. Уже сейчас он – главная надежда тренерского цеха кальчо и чуть ли не преемник Чезаре Пранделли на посту commisario tecnico Скуадры Адзурры. Он прогрессирует сам и помогает развиваться своей команде. Чудовищно любопытно, где же потолок у этой самобытной дружины? Место в тройке? Или она способна взлететь на самый верх? Наконец интересно, где предел возможностей у самого Монтеллы? Сделает ли он со временем рывок из категории хороших тренеров в категорию выдающихся? Взлетит ли к небесам или, достигнув определенной высоты, завязнет в зоне турбулентности?
Текст написан специально для ноябрьского номера журнала Football Tribune