Марио Скончерти. Футбол принадлежит богатым. Глава 2. Разница между Гвардиолой и Моуринью
Хосеп Гвардиола – один из немногих специалистов за последние годы, которым был дан секрет изобретения новой игровой модели. Придумывать что-то новое в футболе становится все труднее, ведь в него научились играть практически все. В нём уже никогда не достигнуть такого прогресса в тактическом, атлетическом, физиологическом плане, как это бывало в прежние эпохи. Поэтому всегда удивительно, когда кто-то умудряется отыскать что-то новое. Тренерская мысль Гвардиолы стала самым наглядным примером футбольного новаторства.
Гвардиола играл в «Барселоне» на позиции «реджисты», а в его обязанности в первую очередь входило понимание игры, а затем уже и управление ею. Хосеп во многом напоминал мне Агостино ди Бартоломеи. Я думаю, что, как и Агостино, Гвардиола по натуре такой же вдумчивый игрок. Это часто происходит с теми, кто в своей деятельности склонен максимально углубляться в детали.
Примечательно, что Гвардиола из «Барсы» перешел прямиком в «Брешию», где пережил пару драматичных лет. Через месяц после начала сезона, 21 октября 2001 года, его допинг-тест показал положительный результат на нандролон . Из-за чего будущий тренер схлопотал четырехмесячную дисквалификацию и семь месяцев тюремного заключения.
Однако Гвардиола не признал вину. В конце концов, с помощью экспертов Международного олимпийского комитета, ему удалось доказать свою невиновность. В 2009 году Итальянская федерация футбола сняла все выдвинутые против него обвинения.
Гвардиола, Маццоне и «Брешия»
Несмотря на все неприятности, испанец всегда говорил, что провел в Италии прекрасное время, так как ему посчастливилось познать итальянский футбол с помощью великого Карло Маццоне, который в «Брешии» в то время как раз заканчивал тренерскую карьеру. Легенда гласит, что Гвардиола почерпнул многое из тренерского искусства Карло. Маццоне, благодаря своим креативным решениям в атакующей игре, принёс много штрихов в его понимание футбола. В «Брешии» тех времен в атаке играли Роберто Баджо, Лука Тони и Игли Таре. И там, и позже, в «Болонье», он использовал схему 4-2-4. Скрупулёзность ко всем футбольным деталям является отличительной чертой характера Маццоне, и нет никаких сомнений, что с технической точки зрения он был новатором, который достоин места в когорте великих итальянских тренеров.
Я считаю, что Маццоне действительно что-то дал Гвардиоле. Не в техническом плане, а именно в футбольном, нечто особенное, что футболист может переосмыслить и на этой основе его выработать свой путь. Как переносить поражения, как правильно распоряжаться преимуществом на поле против команды сильнее или слабее твоей, как оставаться уверенным в себе, когда ты впереди в таблице и остался «последний километр» турнирной дистанции. И особенно, как честно говорить с командой при неудовлетворительных результатах, и какие подбирать слова в разговоре с игроком, когда ты вынужден сообщать ему о том, что больше в нем не нуждаешься. При этом оставаться с ним в хороших отношениях. Как и Гвардиола, Карло Маццоне всегда был откровенным и прямым человеком. У Хосепа богатый жизненный опыт, что позволило ему перенять от Маццоне все самое лучшее. Карло - один из тех людей, который, общаясь с вами, делает вас совершеннее, как бы излечивает вас, как не может излечить ни одно лекарство.
Изобретения
Изобретений Хосепа в «Барселоне» было по существу два. Первое – простое, но нелегко осваиваемое, – прессинг. В футболе, около тридцати лет (прессинг родился в Голландии во времена знаменитого «тотального футбола», в Италии был успешно и с различными вариациями применен «Миланом» Арриго Сакки ) огромному давлению со стороны соперника подвергаются центральные полузащитники, так как именно они обычно конструируют игру. Гвардиола задался вопросом : почему надо обязательно прессинговать именно полузащитников, которые часто оказываются самыми техничными в команде, а значит у них трудней всего отобрать мяч? Поэтому его идеей было выдвинуть прессинг на двадцать метров вперед для оказания давления на более прямолинейных защитников. У них легче отобрать мяч и получить возможность начать атаку гораздо ближе к чужим воротам.
Как кажется на первый взгляд, нет ничего проще. Однако это лишь в теории. На практике реализация данной системы весьма сложна. Чтобы атаковать защитников соперника нужно иметь команду с высоким baricentro (среднеарифметическая величина отклонений игроков команды от линии собственных ворот), оборону, играющую практически на чужой половине поля. В сущности, такая команда сильно рискует сзади, так как большинство игроков концентрируется на тридцати метров пространства, а это без малого всего лишь четверть поля! Это приводит к необходимости контроля мяча. Его нужно держать как можно больше, потому что при потере, особенно в простой ситуации, можно легко нарваться на большие проблемы. Ведь при утрате мяча, у противников окажется в распоряжении целая половина поля, на которой они могут легко провести контратаку. Так что можно понять, что такая игра очень сложна и энергозатратна. Для ее успешности важны две вещи: наличие одного-двух по-настоящему классных и скоростных футболистов, способных легко обыгрывать один в один, и пространство в непосредственной близости от чужих ворот.
Затем идея тренера расширяется. Два нападающих должны играть по флангам, а не в центре. Гвардиола рассуждал так: если у меня есть даже один центральный нападающий, два защитника обязательно сместятся в его зону для опеки и тем самым ликвидируют свободное пространство на данном участке поля. Следовательно, нужно найти способ построить игру так, чтобы моим атакующим игрокам можно было развернуться и наладить наступление. Поэтому два форварда должны начинать атаку в зоне трекварти, в тридцати-сорока метрах от чужих ворот, с помощью мелких пасов или дриблинга получить возможность для удара.
Смерть центрфорвардов
Можно сказать, что в игре Гвардиолы фактически умирает нападающий в чистом виде. Эту роль должны умело исполнять и полузащитники. Однако не будем забывать, что в распоряжении Хосепа был Месси. Если бы вместо гениального аргентинца был, например, Джовинко, Руни или даже Криштиану Роналду, реализовать его концепцию было бы гораздо сложнее. Не только и не столько из-за различий в мастерстве, а именно из-за игровых характеристик. Криштиану Роналду не сможет приноровиться к такой манере. Чтобы он показал свой максимум , команде необходимо играть в сбалансированный футбол. Джовинко не такой разносторонний, как Месси. И отнюдь неспроста Гвардиола за первые два сезона у руля «блауграны» продал Это'О и Ибрагимовича, выдающихся игроков, претендовавших на данную роль. Философия Гвардиолы предполагала другое сочетание.
Вообще-то очень сомнительно утверждать, что Гвардиола изобрел полностью новую схему. Конечно, была идея, позволившая ему наилучшим образом использовать Месси и игровые качества Хави, Иньесты и Бускетса в центре поля. Испанская национальная команда во многом копировала наработки Гвардиолы и его помощников. Висенте Дель Боске, тренер сборной с 2008 года, пошел еще дальше Хосепа: Евро-2012 в Польше и Украине Испания выиграла без единого номинального нападающего. Во многом даже без фланговых футболистов. Только с помощью великолепно сыгранной, выдающейся полузащиты, где у каждого человека два глаза спереди и сзади, и «ложной десятке», которую играл Сеск Фабрегас.
Так Дель Боске подтвердил не одну, а сразу две теории Гвардиолы. Отсутствие центрфорварда означает то, что не вся игра завязана на одном лишь Месси, как полагали многие. Дель Боске убрал последнего нападающего, потому что у Испании нет Месси или кого-то на него похожего. С очень техничным Фабрегасом он еще более расширил концепцию Гвардиолы. Тем не менее, складывается впечатление, что эпоха Испании Дель Боске подходит к концу, но когда она демонстрирует хороший футбол, то по-прежнему сильнее любого соперника, в том числе и Бразилии (прим. – книга была написана еще до финала Кубка Конфедерций-2013, где бразильцы одолели действующих чемпионов мира и Европы со счетом 3:0). И в историю испанцы войдут в том числе и потому, что стали первыми, кто выиграл такой турнир без единого аттаканте.
Разница с Моуриньо
Жозе Моуриньо также добивается немалых успехов, что и Гвардиола, но добивается его противоположными методами. Моуринью настойчив, мстителен. Он любит и презирает своих игроков, а то и все человечество разом. У него нет золотой середины. Лидерство, основанное на его индивидуальности, на постоянной демонстрации своего превосходства становится для него войной против всех и вся. Моуриньо в итоге, вероятно, выиграет больше, ведь Гвардиола заточен на строительство чего-либо, и, следовательно, у него больше шансов на провал.
Но в то же время есть один, недостижимый для Mоуриньо рекорд. Гвардиола является одним из шести человек, выигрывавшим ЛЧ и как игрок, и как тренер. Остальные пять фамилий также всем известны: Мигель Муньос, Джованни Трапаттони, Йохан Кройфф, Франк Райкаард и Карло Анчелотти . Возможно, это один из ключей к пониманию фигуры португальца. Моуриньо не является чисто футбольным человеком, он очень разносторонний. Жозе имеет ученую степень в области физвоспитания, изучал спортивную подготовку, организацию тренировок. Он работал помощником у Бобби Робсона, так как знал английский, но в тоже время хотел двигаться дальше не теряя времени. И ушел работать главным тренером. Жозе не только узнал многое от Робсона, но и кое-чему научил его самого – человека, годившегося португальцу в отцы. Моуриньо сделал себя сам, развил собственный талант и ворвался в футбольную среду. Гвардиола же изначально находился в этой среде. Вот почему Моуриньо всегда так зол, потому что он знает настоящую цену великих достижений. Жозе – одиночка, Гвардиола – меланхолик.
Моуриньо глубоко вникает во все детали, Гвардиола их изучает, его они заботят. Его кредо заключается в знании всех деталей, в их проверке, делая при этом вид, что они для него не так уж и важны. Жозе по титулам сейчас впереди Гвардиолы, потому что выигрывал везде, где работал: в Португалии, Англии, Италии и Испании. Гвардиола выиграл все, но пока только с «Барселоной». Основная и решающая разница между ними, пожалуй, в следующем: Гвардиола глубже знает непосредственно сам футбол и убежден, что может тренировать команды любого типа – хорошие, солидные, скромные, если на должном уровне поставить им свой тип футбола. Моуриньо, как молодой Трапатонни, скорее блестящий менеджер и мотиватор, имеющий в своем распоряжении множество талантов, а не изобретатель. Ему нужны большие клубы. В общем, будет неимоверно интересно посмотреть на дальнейший путь двух совершенно разных карьер
Перевод выполнен специально для мартовского номера журнала Football Tribune
Скоро будет третья глава. Она, на мой вкус, еще более интересная)