Марио Скончерти. Футбол принадлежит богатым
Глава 1
Компетенция зрителя
Наибольшие изменения, которым подвергся футбол, не касаются игровых схем или, например, методов тренировки. Более всего ими был затронут зрительский аспект. Способы победы на поле остались прежними. Настоящая революция произошла в людях, наблюдающих за процессом. Впервые в истории футбола зритель стал знать и понимать то, что видит. Попробую объяснить, что я имею ввиду. Ранее футбол был игрой для всех, но интерпретировать и рассказывать происходящее в нем cобытия могли лишь те немногие, у кого было это право. А именно журналисты, которые доводили свою точку зрения до множества читателей, которые зачастую не видели сам матч. Это вызвало невыносимый дисбаланс между теми немногими и всеми остальными. Не существовало некого объективного футбола, существовал лишь футбол того, кто о нем писал. Так и рождалась народная и страстная культура спорт-бара, обсуждения за стаканом, отстаивание своей точки зрения на вещи, о которых не знала ни одна из спорящих сторон. Ирония насчет интеллектуальной бедности этих обсуждений была совершенно закономерной, но обязанной недостатку аргументов.
Приведем иллюстрирующий пример. Сорок лет назад Джанни Брера был величайшим романтиком футбола. Он рассказывал о матчах практически на диалекте, подмечал стороны игры, не видимые остальными, ставил проблемы, делал выводы, изобретал фразы. Существует множество терминов, которые придумал Брера, и которые оставались актуальными десятилетиями. Самый знаменитый – «либеро», затем подхваченный всем миром.
Телевизионная революция
Она внесла громадные изменения. Сейчас в это трудно поверить, но еще чуть более чем 20 лет назад футбола на телевидении практически не существовало. Лишь в воскресенье, в 18.45 в записи показывали второй тайм одного из матчей, когда все уже и так знали результат. Единственным способом увидеть футбол был поход на стадион. До конца 1981 года итальянский чемпионат не был представлен в виде трансляций! Даже когда в середине восьмидесятых стали зарождаться платные, частные каналы, никому не приходило в голову перенести телекамеры на стадион. У них не было ни сил, а главное желания получить данную привилегию, которая создала бы большие трудности RAI. Телевизионщики не могли представить, что это будет окупаемо, и их расходы не вылетят в трубу.
Однако все же в конце 1981 года был достигнут первый договор между RAI и Lega Calcio, согласно которому стало возможно устанавливать телекамеры на стадионе. За это профессиональный футбол заплатил практически символическую сумму – 3 миллиарда лир. Но по-прежнему никто не имел права транслировать матчи целиком. Все равно именно с этого момента зритель стал превращаться в телезрителя.
С того момента сумма договора между RAI и Лигой стала расти в геометрической прогрессии. Сначала миллиарды лир, затем десятки миллиардов, потом и сотни. Парадокс был в том, что RAI, покупая все футбольные права, не использовала их в полной мере – трансляций полных матчей не было. А покупались они с целью отбить их у частных телекомпаний, что препятствовало их расширению. Это была принципиальная техническая ошибка. Так как все равно нашлась компания, которая инвестировала деньги именно в прямые трансляции. Эта была компания TELEPIU, первой в Италии внедрившая англо-американскую концепцию, по которой клиент за определенную сумму денег смотрит то, что выберет сам. В июне 1993 года TELEPIU заключила с Лигой договор на право трансляции в каждом туре одной игры серии А в воскресенье вечером( posticipo) и одной игры серии В днем ранее(anticipo).
Исторический день наступил 29 августа 1993 года – был показан первый «платный» матч – «Лацио»- «Фоджа» (0:0), не лучшее открытие для футбольного спектакля, но начало было положено. Сегодня телевизионные права в Италии стоят миллиард евро. Уже давно есть возможность смотреть любой матч и Серии А, и Серии Б. У двух владельцев прав, компаний SKY и Mediaset Premium, по состоянию на декабрь 2011 года было 7 миллионов абонентов( 5 у первых и 2 у вторых).
Результат этого отчасти удивителен: видит футбола меньше тот, кто отправляется на стадион. Одна игра против возможности увидеть все. Плюс сомнительное удовольствие обысков, контроля против спокойствия сидения у телевизора, с десятками интервью, шоу, обсуждений всего и вся. Просто нужно четко понимать, что ТВ не уничтожает возможность смотреть футбол на трибуне. Стадион – для сорока тысяч человек, ТВ – для миллионов подписчиков. Это не явления конкуренции. Одно дополняет другое.
Интернет-толчок
Другим способом бесконечного охвата знаниями стала всемирная сеть. ТВ дало образы, а Сеть дала информацию об этих образах. Сеть говорит обо всем, и знает обо всех. Это не мнение, это факт. Появление Интернета стало революцией еще большего масштаба, чем Энциклопедия (или «Толковый словарь наук, искусств и ремесел») Дидро и Д’Аламбера. Это различное знание, всестороннее толкование материала по предпочитаемой теме, которое мгновенно поступает любому человеку на компьютер или телефон, т.е это знание, получить которое любой интересующийся может в считанные секунды, не прилагая никаких усилий. Посредством Сети зритель формирует свое видение футбола, находит тысячи похожих мнений и идей у других, объединяется в группы по интересам, спорит с приверженцами альтернативных точек зрения. Это все в целом и сделало футбол в мире одной из самых популярных тем для разговора. Ежедневно о нем говорят 3 человек, т.е каждый второй житель планеты.
Завоевания фантакальчо
Еще одним фактором роста зрительской компетенции стал фентези-футбол. Это простая игра, но чтобы быть в ней успешным, нужно «знать карты». В Фантакальчо это футболисты и их уровень. Игра, появившаяся в Италии в 1990 году благодаря Риккардо Альбини, гениального журналиста, за 8 лет до этого создавшего первый итальянский журнал видеоигр. Фентези «вынудил» любителей футбола знать больше обо всем чемпионате, а не только о команде, за которую болеешь.
Сейчас практически весь Запад просто болен фентези-футболом. По различным подсчетам, на Аппенинах в официальный Фантакальчо, провидимый издательским домом «Эспрессо», и различные дериваты( самый известный и популярный из них – Magic campionato от Гадзетты Делло Спорт), играют порядка десяти миллионов человек.
Чтобы понять какую роль в мировом футболе и бизнесе стал играть Фентези-футбол, достаточно сказать, что УЕФА проводит целых два турнира – отдельно по Лиге Чемпионов и Лиге Европы. Правила очень схожи с английским фентези, Fantasy Premier League.
Игры фантакальчо стали тем самым толчком, который заставил болельщиков вылезти из своей скорлупы «тиффози», так как чтобы побеждать в ней необходимо отлично знать игроков всех команд, включая самые ненавистные. Все это побудило к чтению, исследованию и, следовательно, хорошо поспособствовало росту интереса к Серии А. В результате, молодые люди, к коим в этом смысле я отношу даже пятидесятилетних, знают настолько много, что в 1990 году, когда игра только стартовала, болельщики не знали даже о своей любимой команде.
Почему на трибунах мало зрителей?
Остается открытым вопрос, почему публика, ставшая крайне компетентной, отказывается ходить на стадион? Первый ответ самый очевидный: потому что в Италии неудобные стадионы, пройти на которые можно только лишь сквозь огромную толпу людей. Причем часто с обысками со стороны органов правопорядка. Не существует другого такого зрелища в мире, для присутствия на котором нужно сделать что-то кроме оплаты.
Итальянская особенность – иметь и поддерживать свой слой тиффози-ультрас за пределом терпения и выдержки. Мы нередко слышим о беспорядочных акциях худших членов клубных ультрас. Очевидно, что никто не живет ради войны, но, думаю, очевидно и то, что никто не хочет жить под гнетом шантажа. Почему клубные сообщества должны жить со своими головорезами? Какие выгоды это дает? Они теперь более защищены со стороны полиции. Легче всего думать, что быть защищенным – трудная задача для всех.
Я работал спортивным менеджером, но никогда не имел особо хороших отношений с ультрас, как, соответственно, и массивной доли различных привилегий. Хотел бы добавить, что радикальные группы в целом находятся под контролем. DIGOS( в Италии – Общее подразделение расследований и спецопераций) знает все. Оно повсюду имеет своих информаторов. Речь не идет о подавлении ультрас, их слишком много, около семидесяти тысяч. Фактически целая армия. Речь идет о том, чтобы спокойно справляться с различными инцидентами, надеясь, что со временем ситуация изменится к лучшему.
Таким образом, неудобные стадионы – основной фактор малого количества зрителей. И уж совсем ни в какие ворота не лезет ситуация, когда команды серий А и В вынуждены играть домашние матчи на чужих полях из-за полной непригодности своих арен. Как можно быть организациями со сто-двести миллионными оборотами и при этом настолько зависеть от городских муниципалитетов, чтобы еженедельно представлять результаты своей работы. Такое ощущение, что между муниципалитетами и клубами нет никакого согласия. Сегодня стало очевидно, что лучше построить стадион вместимостью поменьше, чем старый, но зато гораздо более комфортный и удобный. Однако в Европе ситуация не так уж отлична от итальянской. Из порядка 750 команд от Урала до Атлантики только 19% имеют стадионы в своей собственности. Причем большой процент этих счастливчиков базируется в Англии. Несмотря на это, во многих странах, число зрителей на стадионах только увеличивается. Таким образом, дело не только в стадионах. Но в чем?
Чтобы лучше понять процентные различия в числе зрителей за период с 1996 по 2011 год, взглянем на цифры. Разница в них огромная. Можно подумать, что часть вины лежит на ТВ. Принеся игры в дом, они «закрыли» ворота стадионов. Но платное телевидение было не только в Италии, но и в Англии, и в Испании – во всей Западной Европе. И поэтому? Попытаемся проанализировать ситуацию глубже.
Англия. В 1997 году вторая по численности зрителей после Германии. Цифра хорошая, но не экстраординарная, 28 тысяч зрителей в среднем за игру. В 2000 году произошел обгон Германии, на стадион стали приходить 30700 зрителей в среднем за игру, а на евроарене начинается английское господство. Также вспомним, что британцы проводили ЕВРО-96, добрались там до полуфинала, показав довольно симпатичный футбол, что благодаря активной рекламной кампании, организованной Премьер-лигой, также привлекло к ней дополнительное внимание и новых зрителей. Такой же эффект мы обнаруживаем и в Германии, стране-хозяйкеЧМ-2006, который не только прибавил Бундеслиге три тысячи человек в среднем за игру, но и заставил вновь полюбить футбол тех, кто ранее отвернулся от него. В Англии любопытен другой момент: число зрителей начинает снижаться в период, когда стартует победная эпоха «Челси». Понадобилось пять лет, чтобы количество зрителей на стадионе «Стэмфорд бридж» стало таким же большим, как до покупки клуба Абрамовичем. Это очень интересный вопрос. Все же почему именно в этот момент число зрителей снизилось? У меня нет полной уверенности, но есть достаточный опыт наблюдения за футболом вообще, и городскими соперничествами в частности. Так вот, «Челси» же не был традиционным большим клубом, за всю историю выиграл только один чемпионат в далеком 1955 году, Кубок кубков под руководством Джанлуки Виалли, и несколько национальных кубков. По моим впечатлениям, стремительный рост статуса «Челси» как почти непобедимого, накачанного огромными деньгами своего владельца, несколько утомил англичан. То же бы произошло и в Италии, если бы, например, «Фиорентина», «Дженоа», «Болонья» или «Сампдория» загнали в угол традиционных грандов. Прекрасно, когда побеждают не только гранды, но и другие команды ( и это говорит тиффозо «другой» команды), но это не здорово для самого футбола. Иные клубы не должны выигрывать больше общепризнанных грандов, это нарушает общее нормальное функционирование футбола. «Челси» же не может претендовать на всенародную любовь. Поэтому, как только «МЮ» вернулся на победную тропу, возвратились и зрители на стадион.
Во Франции в плане посещаемости очень сказывается то, что страна не имеет много больших городов. В столице Париже только одна команда – ПСЖ. В то время как в Англии в одном Лондоне, в двух сильнейших дивизионах страны, Премьер-Лиге и Чемпионшипе, целых 8 дружин! В целом, французский футбол составлен из провинциальных команд, а треть населения живет в населенных пунктах, где футбол традиционно не вызывает слишком уж большого интереса. На посещение матчей во Франции также положительно повлиял чемпионат мира, сыгранный на местных стадионах в 1998 году. Средняя посещаемость увеличилась с 14 тысяч в 1997 году до 21700 тысяч в 2000-м. Кривая зрительской активности оставалась высокой до тех пор, пока добивалась успехов национальная сборная. Затем, после поражения в финале ЧМ-2006, «трехцветные» существенно сбавили обороты, что привело к потере около 2-х тысяч зрителей на трибунах. Но все равно это гораздо больше, чем в сезоне 1996/1997, сезоне начала исследования.
Успех Германии представляет собой сумму из строительства новых стадионов и повышения уровня самого чемпионата. Очень много клубов постороили свои стадионы именно в двухтысячные годы. Самый крупный из них соорудила, «Альянц Арена»(69 тысяч), соорудила мюнхенская «Бавария». Это единственный стадион в Европе со стопроцентной заполняемостью трибун. Германия с новой силой влюбилась в футбол. Огромным толчком к этой любви послужил, как уже было сказано выше, домашний ЧМ. Это был эффект гораздо более глубокий и мощных, чем у других стран. Возможно, Германия – страна, где современный футбол развит лучше всего, он как бы наполняет жизнь немцев большей радостью и отвлекает от забот. Тамошние клубы не могут позволить себе дефицит в бюджетах. В Бундеслиге не слишком много звезд. Их рынок полон среднего уровня латиноамериканцев и славян – поляков , сербов, словаков, хорватов или австрийцев. Марадона никогда бы не смог играть в Германии. Он стоил бы слишком много. Другое объяснение местного зрительского бума – более специфичное. В стране в целом завершился процесс воссоединения Западной и Восточной частей Германии. Футбол стал первым символом объединенной страны. Он убавил первый скептицизм в настроениях, стер разницу в привычках между жителями. Объединение душ – очень длительный и противоречивый процесс, но нет сомнений, что именно футбол был первым, кто побудил взяться за руки новую нацию.
Италия единственная из пяти ведущих европейских футбольных держав, в которой число зрителей продолжает снижаться. Я не думаю, что дело лишь в ценах на билеты. Например, в Англии они гораздо дороже. Бесспорно, поднявшиеся цены на билеты изменили контингент зрителей на итальянских стадионах. Ведь, чтобы отвадить хулиганов, цены увеличились практически вдвое. Но дело не только в этом. В Италии практически отсутствует футбольный маркетинг, последнее его проявление – Мундиаль-90.
Двухтысячные годы стали годами большого кризиса нашего футбола. Зачахли, а то и вовсе канули в Лету сотни профессиональных клубов. Даже такие исторически значимые для итальянского футбола клубы, как «Наполи», «Фиорентина» и «Торино» также оказались на грани полного краха. Мы изобрели так называемую прибавочную стоимость( благодаря указу, подписанному Берлускони, тогдашним премьер-министром страны и президентом «Милана», одного из пяти клубов, который этим воспользовался лучше всех, и извлек около 200 миллионов евро. Мы двигались вперед, продавая поддельные марки, фабриковали продажу спортивных центров, как случилось у «Лацио», мы пользовались и злоупотребляли факторингом, т.е уступкой по уступке дебиторской задолженности. В общем, мы наломали слишком много дров.
И это еще не все. Мы также фальсифицировали паспорта, помогая иностранцам становиться итальянцами. Мы делали ставки на договорные матчи, дарили судьям на Рождество золотые часы Rolex ( и те принимали подарки). Мы начали не без основания думать, что у каждого есть свой скелет в шкафу. Общественность стала более маргинальной. Все это не могло не сказаться на статистике посещаемости, которая стала неуклонно ухудшаться. Она прошла путь от 29100 в 2001 году до сначала 25500 в 2003-м, затем до 21400 в 2006-м. После грандиозного скандала Кальчополи и отправки «Ювентуса» в Серию В, показатель достиг исторического минимума – 18900 зрителей в среднем за игру. Но именно Кальчополи стал фактором возрождения. Локомотивом этого процесса стал как раз «Ювентус». В это же время началась война туринцев против всех, в особенности против «Интера».
Испания по количеству зрителей, пожалуй, разочаровывает больше всего. Публики на матчи ходит практически столько же, сколько пятнадцать лет назад. И это несмотря на наличие самых зрелищных и успешных команд, которые когда-либо имела страна, на победоносную национальную сборную. На Испанию оказывает существенное влияние ее географическая величина и относительно небольшое население, 40 миллионов человек. Крупнейшие города – Мадрид и Барселона, затем идут Валенсия и Севилья, а остальные просто красивые и не особо крупные населенные пункты. Экономические проблемы, естественно, не могли не отразиться и на местном футболе. Это влияние оказалось даже более мощным, чем у нас. Кризис подточил мощь многих команд, и сделал гегемонию «Реала» и «Барсы» беспрецедентной. Сейчас уже наступила определенная усталость от созерцания супер- зрелищной, но неизменно личной борьбы за титул. Необходимо время, чтобы понять, почему застой оказался настолько длительным. Сейчас можно сказать, что экономические проблемы только усиливают могущество Барселоны и Мадрида. Эти клубы имеют, соответственно, сто и сто пятьдесят тысяч членов, которые ежегодно платят свои взносы. Деньги идут в банк, т.е они ни у кого не заимствованы. В стране с дефицитом наличных, эта разница является решающей.
Перевод выполнен специально для февральского номера журнала Football Tribune
но хотелось бы чуть более "русского" языка в переводе.
Спасибо за отзыв)