11 мин.

Человек с филином. Константин Васильев

Ах, художник, душ людских философ!

Ты как будто снял покров с зеркал,

Чтобы разглядеть Великороссам

Древний и былинный пьедестал.

Во всем мире люди разговаривают на разных языках. Но существует не только разговорный язык, но и язык музыки, поэзии, танца, а также язык живописи. Вот о нем сегодня я и хочу с вами поговорить.

Если человеку дано передавать свои чувства, мысли с помощью красок и кисти, я считаю - счастлив тот человек, который обладает таким талантом, тому несказанно повезло, потому что он может таким образом показать все то, что у него в душе, то, что его беспокоит или, наоборот, радует. Передать и поделиться со всеми своим мироощущением.

Сегодня мы с вами поговорим о творчестве очень необычного художника - Константина Васильева. Многим из вас, я уверена, знакомы его работы. 

                                      

41

      _______________________________________________________________________

Музыка и живопись, как мне кажется, дополняют друг друга. Иногда, глядя на картины, рождается музыка, а бывает, что наоборот.

 Художник Константин Васильев черпал вдохновение, слушая прекрасную музыку. У него была огромная коллекция пластинок, наиболее дорогими для его души были : «Пер Гюнт» Грига, «Приглашение к танцу» Вебера, «Маленькая ночная серена­да» Моцарта, увертюра к опере «Севильский цирюльник» Рос­сини, «Два венгерских танца» Брамса. Он боготворил Дмитрия Шостаковича и часами слушал его музыку. Все эти произведе­ния, по-видимому, давали художнику возможность расслабить­ся, создавали особое настроение, рисовали образы, перенесенные потом на полотна.

Он любил возвышенную, романтическую музыку Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна», «Море», «Три ноктюрна», прелюдии Рахманинова, сонаты Моцарта и Скарлатти, сюиты Рамо для небольших ансамблей, второй концерт и вторую симфонию Рахманинова в авторском исполнении, «Музыку на воде» Генделя.

Давайте посмотрим на эти работы, разве в них не слышна музыка...

( при дальнейшем чтении и просмотре картин художника, желательно включить эту запись - одно из любимых произведений К.Васильева)

«Плач Ярославны». Это правая часть задуманного, но не завершенного триптиха, посвя­щенного сказанию «Слову о полку Игореве». Под сильным впечатлением от оперы Бородина, художник пишет эту работу.

                                                 Плач Ярославны

                               

8

                                                       Евпраксия         

                                    

52

                              _________________________________________    

                На этой картине  художник  изобразил образ богини смерти Мары.

                                                            Жница

                      

8

Каждый находит в символике картины «Ожидание» свой смысл. Васильев создал глубокий  символический образ страждущей русской женщины. Многие видят в этой картине  образ, символизирующей дух нашего народа, который ожидает преображения России, так как наш народ стремится к духовному возрождению.

                                                              Ожидание

             

24

                                        Илья Муромец освобождает узников  

                          

11

                                                                Великан

                             

24

                                                                        Семаргл

                       

45

                                                                  Берг

                 

38

                                   Вотан - верховный бог древних скандинавов

                          

41

Когда смотришь на портрет Жукова, то видишь, как в лице полководца отражается героический подъем русского народа, его стойкость и патриотизм.

                                                       Маршал Жуков

                       

41

Ключевой фигурой в постижении национального характера для Васильева стал к Ф. М. Достоевский. Диалог с ним длился всю сознательную жизнь художника, который наизусть помнил целые страницы его романов, этой "Библии русской души".

                                             Портрет Ф.М. Достоевского

                       

14

Посмотрите на картину "Осень", она словно живая и говорит с нами. Васильев очень любил это время года, с многообразием и буйством красок.

                                                                      Осень

                         

31

                                                      Лесная готика

                                 

71

                                                        Папортник

                                  

78

Картина «Гуси-лебеди» была навеяна мотивами оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

                                                           Гуси-лебеди

                                 

31

                                               Прощание с молодостью

                         

47

                                               Портрет сестры с овчаркой

                

15

                                                         Рождение Дуная

               

36

                                                          Над Волгой  

               

35

                                                        Северная легенда

                   

36

                                                                    Старец

                             

65

  

 Художник изучал древние легенды, былины, предания.  Он узнал, что за Полярным Кругом  была могучая страна Гиперборея, народ которой и стал прародителем большинства древних народов и культур на земле, и эта древняя страна находилась на территории  теперешней  России.

Васильев, в последние  десятилетие своей жизни, создал свое направление в живописи и назвал его "северным символизмом", а его творческий метод носит характер символического реализма с элементами романтичности. 

Картина «Северный орёл» поражает сложностью тончайшей игры света в бесконечном узоре инея, заснеженной хвои, веток, стволов.  Взгляд «Северного орла», полный достоинства, говорит о внутреннем бесстрашии и волевой решимости, силе человеческого духа.                                                

                                                         Северный орел                                   

                

20

                                                             Свияжск

                                                                    Нечаянная радость

33

       

3

                                                       Русалка

  

4

В самом начале творческого пути, в поисках себя, Васильев "переболел" абстракционизмом и сюрреализмом, позже и экспрессионизмом. Он пробовал писать в стилях и направлениях, во главе которых стояли  такие имена, как Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Генри Мур. Васильев стал создавать интересные работы в их ключе. Он написал целую серию интересных сюрреалистических  произведений, таких как "Струна", "Вознесение", "Апостол". Но очень быстро художника  разочаровал формальный поиск, в основе которого лежал натурализм.

                                                               Стрела

                   

45

 Проводя аналогию с музыкой, он сравнивал это направление с джазовой обработкой симфонической пьесы. Но тонкая душа Васильева не желала мириться с определенной легкомысленностью форм сюрреализма: вседозволенностью выражения чувств и мыслей, их неуравновешенностью и обнаженностью. Художник почувствовал его внутреннюю несостоятельность, разрушение чего-то главного, что есть в реалистическом искусстве, того смысла, того назначения, которое оно несет.

                                                     Звездное небо

      

44

"Нашествие"  стало неким  откровением.   Достигнув предельной простоты, художник показал нам, что такое истина. На холсте поляризованы два начала. С одной стороны  фаланги легионеров третьего рейха, с другой - разрушенный остов Успенского собора Киево-Печерской лавры с ликами угодников Божиих. Хор святых неслышно для нас славит нашего Вседержителя. Поражение захватчиков неминуемо, даже если их колонны закроют весь горизонт... 

                                                        Нашествие

     

6

   Последняя работа Константина Васильева. Он так и не успел назвать ее. Поклонники его таланта окрестили ее как "Человек с филином". Бытует такое мнение, что когда художник пишет что-то великое - он погибает, поскольку его творение как бы переживает его энергетически. Сложно найти подтверждение этому, но трагический и совсем неожиданный уход художника из жизни, как бы доказывает это. И случайно ли художник написал картину старика, возле ног которого лежит горящий пергамент, на котором указано его имя и год, в котором он погиб. Дым, поднимающийся от горящего пергамента, превращается в молодой дубок, которому суждено стать могучим великаном.

 Картина полна символов. Левую руку с кнутом он держит над головой – на кнутовище сидит филин, являющийся символом мудрости.  Глаз птицы — всевидящее око — завершает движение вверх: даль­ше — звездное небо, космос...

В правой руке он сжимает свечу – символ истины. А возле ног старца лежит полыхающий пергамент. На нем написано всего два слова и дата – Константин Великоросс 1976. Именно так – Константином Великороссом – нередко называл себя Васильев, считая это своим творческим псевдонимом. А название картине не было дано по простой причине – в 1976 году он трагически погиб.

                                                    Человек с филином

                                  

22

 

Картины он, художник, рисовал

О древности, о вотчине славян…

На Севере начало всех начал –

Страны Гипербореи главный стан…

Творил художник, словно песню пел.

А воспеванье русов – путь крамол?!

Но там, в Руси, художник разглядел

Такой типаж, как «Северный Орёл».

И этот славянин – не раб, не смерд,

Напротив – стойкость духа не сломать!

 

Взгляд той свободы, что боится Смерть,

А из таких как он слагалась рать…

Сказания славян и мир былин,

И правды  негасимой древний свет

Любил художник…Он достойный сын

Ь------------------------------------------------

Единой, той Руси,   которой нет…

В безвременье ушёл в расцвете лет…

                   ==============================================

Он прожил короткую жизнь, длиною в 34 года, очень многое не успев сделать. Но говорят, что художник жив, пока живы его работы. С этим сложно не согласиться...

                                     ==============================

 

Подробно о жизни и творчестве Константина Васильева :

http://forum.rozamira.org/index.php?showtopic=1393

http://www.x-libri.ru/elib/smi02168/00000001.htm

Акростихи Наталии Белостоцкой