Человек с филином. Константин Васильев
Ах, художник, душ людских философ!
Ты как будто снял покров с зеркал,
Чтобы разглядеть Великороссам
Древний и былинный пьедестал.
Во всем мире люди разговаривают на разных языках. Но существует не только разговорный язык, но и язык музыки, поэзии, танца, а также язык живописи. Вот о нем сегодня я и хочу с вами поговорить.
Если человеку дано передавать свои чувства, мысли с помощью красок и кисти, я считаю - счастлив тот человек, который обладает таким талантом, тому несказанно повезло, потому что он может таким образом показать все то, что у него в душе, то, что его беспокоит или, наоборот, радует. Передать и поделиться со всеми своим мироощущением.
Сегодня мы с вами поговорим о творчестве очень необычного художника - Константина Васильева. Многим из вас, я уверена, знакомы его работы.
_______________________________________________________________________
Музыка и живопись, как мне кажется, дополняют друг друга. Иногда, глядя на картины, рождается музыка, а бывает, что наоборот.
Художник Константин Васильев черпал вдохновение, слушая прекрасную музыку. У него была огромная коллекция пластинок, наиболее дорогими для его души были : «Пер Гюнт» Грига, «Приглашение к танцу» Вебера, «Маленькая ночная серенада» Моцарта, увертюра к опере «Севильский цирюльник» Россини, «Два венгерских танца» Брамса. Он боготворил Дмитрия Шостаковича и часами слушал его музыку. Все эти произведения, по-видимому, давали художнику возможность расслабиться, создавали особое настроение, рисовали образы, перенесенные потом на полотна.
Он любил возвышенную, романтическую музыку Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна», «Море», «Три ноктюрна», прелюдии Рахманинова, сонаты Моцарта и Скарлатти, сюиты Рамо для небольших ансамблей, второй концерт и вторую симфонию Рахманинова в авторском исполнении, «Музыку на воде» Генделя.
Давайте посмотрим на эти работы, разве в них не слышна музыка...
( при дальнейшем чтении и просмотре картин художника, желательно включить эту запись - одно из любимых произведений К.Васильева)
«Плач Ярославны». Это правая часть задуманного, но не завершенного триптиха, посвященного сказанию «Слову о полку Игореве». Под сильным впечатлением от оперы Бородина, художник пишет эту работу.
Плач Ярославны
Евпраксия
_________________________________________
На этой картине художник изобразил образ богини смерти Мары.
Жница
Каждый находит в символике картины «Ожидание» свой смысл. Васильев создал глубокий символический образ страждущей русской женщины. Многие видят в этой картине образ, символизирующей дух нашего народа, который ожидает преображения России, так как наш народ стремится к духовному возрождению.
Ожидание
Илья Муромец освобождает узников
Великан
Семаргл
Берг
Вотан - верховный бог древних скандинавов
Когда смотришь на портрет Жукова, то видишь, как в лице полководца отражается героический подъем русского народа, его стойкость и патриотизм.
Маршал Жуков
Ключевой фигурой в постижении национального характера для Васильева стал к Ф. М. Достоевский. Диалог с ним длился всю сознательную жизнь художника, который наизусть помнил целые страницы его романов, этой "Библии русской души".
Портрет Ф.М. Достоевского
Посмотрите на картину "Осень", она словно живая и говорит с нами. Васильев очень любил это время года, с многообразием и буйством красок.
Осень
Лесная готика
Папортник
Картина «Гуси-лебеди» была навеяна мотивами оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
Гуси-лебеди
Прощание с молодостью
Портрет сестры с овчаркой
Рождение Дуная
Над Волгой
Северная легенда
Старец
Художник изучал древние легенды, былины, предания. Он узнал, что за Полярным Кругом была могучая страна Гиперборея, народ которой и стал прародителем большинства древних народов и культур на земле, и эта древняя страна находилась на территории теперешней России.
Васильев, в последние десятилетие своей жизни, создал свое направление в живописи и назвал его "северным символизмом", а его творческий метод носит характер символического реализма с элементами романтичности.
Картина «Северный орёл» поражает сложностью тончайшей игры света в бесконечном узоре инея, заснеженной хвои, веток, стволов. Взгляд «Северного орла», полный достоинства, говорит о внутреннем бесстрашии и волевой решимости, силе человеческого духа.
Северный орел
Свияжск
Нечаянная радость
Русалка
В самом начале творческого пути, в поисках себя, Васильев "переболел" абстракционизмом и сюрреализмом, позже и экспрессионизмом. Он пробовал писать в стилях и направлениях, во главе которых стояли такие имена, как Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Генри Мур. Васильев стал создавать интересные работы в их ключе. Он написал целую серию интересных сюрреалистических произведений, таких как "Струна", "Вознесение", "Апостол". Но очень быстро художника разочаровал формальный поиск, в основе которого лежал натурализм.
Стрела
Проводя аналогию с музыкой, он сравнивал это направление с джазовой обработкой симфонической пьесы. Но тонкая душа Васильева не желала мириться с определенной легкомысленностью форм сюрреализма: вседозволенностью выражения чувств и мыслей, их неуравновешенностью и обнаженностью. Художник почувствовал его внутреннюю несостоятельность, разрушение чего-то главного, что есть в реалистическом искусстве, того смысла, того назначения, которое оно несет.
Звездное небо
"Нашествие" стало неким откровением. Достигнув предельной простоты, художник показал нам, что такое истина. На холсте поляризованы два начала. С одной стороны фаланги легионеров третьего рейха, с другой - разрушенный остов Успенского собора Киево-Печерской лавры с ликами угодников Божиих. Хор святых неслышно для нас славит нашего Вседержителя. Поражение захватчиков неминуемо, даже если их колонны закроют весь горизонт...
Нашествие
Последняя работа Константина Васильева. Он так и не успел назвать ее. Поклонники его таланта окрестили ее как "Человек с филином". Бытует такое мнение, что когда художник пишет что-то великое - он погибает, поскольку его творение как бы переживает его энергетически. Сложно найти подтверждение этому, но трагический и совсем неожиданный уход художника из жизни, как бы доказывает это. И случайно ли художник написал картину старика, возле ног которого лежит горящий пергамент, на котором указано его имя и год, в котором он погиб. Дым, поднимающийся от горящего пергамента, превращается в молодой дубок, которому суждено стать могучим великаном.
Картина полна символов. Левую руку с кнутом он держит над головой – на кнутовище сидит филин, являющийся символом мудрости. Глаз птицы — всевидящее око — завершает движение вверх: дальше — звездное небо, космос...
В правой руке он сжимает свечу – символ истины. А возле ног старца лежит полыхающий пергамент. На нем написано всего два слова и дата – Константин Великоросс 1976. Именно так – Константином Великороссом – нередко называл себя Васильев, считая это своим творческим псевдонимом. А название картине не было дано по простой причине – в 1976 году он трагически погиб.
Человек с филином
Картины он, художник, рисовал
О древности, о вотчине славян…
На Севере начало всех начал –
Страны Гипербореи главный стан…
Творил художник, словно песню пел.
А воспеванье русов – путь крамол?!
Но там, в Руси, художник разглядел
Такой типаж, как «Северный Орёл».
И этот славянин – не раб, не смерд,
Напротив – стойкость духа не сломать!
Взгляд той свободы, что боится Смерть,
А из таких как он слагалась рать…
Сказания славян и мир былин,
И правды негасимой древний свет
Любил художник…Он достойный сын
Ь------------------------------------------------
Единой, той Руси, которой нет…
В безвременье ушёл в расцвете лет…
==============================================
Он прожил короткую жизнь, длиною в 34 года, очень многое не успев сделать. Но говорят, что художник жив, пока живы его работы. С этим сложно не согласиться...
==============================
Подробно о жизни и творчестве Константина Васильева :
http://forum.rozamira.org/index.php?showtopic=1393
http://www.x-libri.ru/elib/smi02168/00000001.htm
Акростихи Наталии Белостоцкой
Я не знаю почему, ведь они не отражают мое внутреннее состояние, а, скорее всего, с их помощью достигается некий баланс.
Известный художник, многие его работы видела. Сестра Константина Васильева наверняка являлась его музой, портретные работы женщин все очень похожи на неё... особенно глаза.
----------------------------------------------------------------------
Дуб
http://s020.radikal.ru/i706/1311/2c/e19f77d6c21f.jpg
Очень символичная картина, как впрочем, и все остальные. В каждой есть символы, их необходимо видеть...
Он не завершил ее...не прописаны многие элементы, она считается незавершенной.
Которое автор заложил, это успех на века.
Как писала Cофка, про картину Куинджи - "Ночь на Днепре", что мол, так и хочется обойти полотно и посмотреть, может там фонарик сзади подключен, настолько луна светит реалистично.
Зритель недоумевает.
Я сейчас тоже с пятого раза подключилась... и такая ерунда уже не первый раз, надо видимо что-то менять.)